Статистика торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание

Введение
Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статис¬тических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере мате¬риального производства, поскольку она выполняет важные функ¬ции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществ¬ления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость то¬варов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ………………..……………………………………. ..5
1.1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ………………………………………………………… ....5
1.2. СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА……………………………………… 10
1.3. СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ТОРГОВЛИ...............................................................................................27
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………….………………......…..42
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

статиситка торговли.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

чистый товарооборот — однократная сумма продаж товаров, исключающая повторный счет оборотов или, другими словами, чистый товарооборот — это конечная продажа товаров, т. е. товар продан и больше продаваться не будет. В целом по народному хозяйству чистый товарооборот равен розничному. Показатель чистого товарооборота широко применяется в статистике торговли во всех тех случаях, когда необходимо определить реальную мас­су проданных товаров.

Звенность товаропродвижения и ее статистическое измерение

На пути своего движения к потребителю товары проходят ряд звеньев, например, из производства поступают на базу, с базы — на другую базу, расположенную в другом районе, затем — в магазин, откуда он будет продан населению. Таким образом, то­вар может быть продан несколько раз и каждая такая продажа отражается в учете. Следовательно, чем меньше звеньев прохо­дит товарная масса, тем быстрее удовлетворяются потребности населения, тем меньше издержки обращения, т. е. все виды затрат по обслуживанию процесса товарооборота. В этом и заключается экономический смысл показателя звенности товаропродвижения — оптимальная величина которого равна 1, если между производст­вом и торговлей существует прямая связь и товар, минуя раз­личные торгово-складские звенья, поступает к потребителю.

Коэффициент звенности может быть выражен целым или дробным числом, так как он отражает среднее число звеньев, которое проходят различные товары, и исчисляется по формуле:

(коэффициент звенности без учета изменения товарных запасов);

( коэффициент звенности с учетом изменения товарных запасов),

где ВО — валовой товарооборот; ЧО — чистый товарооборот и — запасы товаров в оптовой сети на начало и конец периода; и — запасы товаров в розничной сети на начало и конец периода.

Задачи статистики оптового товарооборота

Статистика опто­вого товарооборота призвана изучать важный этап движения то­варов, начиная от производства и кончая оптовым покупателем. Она характеризует и анализирует образование и распределение товарных ресурсов торговли, товарные связи производства и тор­говли, внутриторговые товарные связи, степень выполнения госу­дарственных планов распределения ресурсов и поставки товаров.

Для бесперебойного снабжения населения предметами потребления необходимо, чтобы оптовая торговля своевременно и регулярно доводила товары до розничных торговых звеньев, чтобы отгрузка и реализация были ритмичными. Несвоевременный завоз товаров неизбежно вызывает нарушения ассортимента, снижение или за­вышение товарных запасов, резкие колебания нагрузки торговых работников, невыполнение плана розничного товарооборота, а следовательно, и финансовые затруднения. Отгрузка и оптовая реализация должны быть равномерными.

Поставки товаров народного потребления осуществляются в плановом порядке. От выполнения поставщиками своих обяза­тельств по своевременной и полной поставке товаров зависит в конечном счете снабжение населения и других потребителей. Ос­новная цель анализа заключается в том, чтобы охарактеризовать уровень выполнения плана поставок товаров поставщиками. Од­нако относительный уровень (процент) выполнения плана поставки не является достаточным основанием для вывода о выполнении обязательств поставщика перед покупателем. Дело в том, что и недопоставка (недовыполнение плана) и несогласованная с пос­тавщиком сверхплановая поставка одинаково могут внести дис­пропорцию в соотношение спроса и предложения, нарушить нор­мальный процесс продажи товаров. Если товаров поступит мень­ше, чем это было обусловлено планом, спрос населения не будет удовлетворен, план розничного товарооборота не будет выполнен. Если товары будут поступать в большем количестве, чем их мож­но реализовать, произойдет затоваривание, товары останутся на полках магазинов. Для нормального функционирования розничной торговли крайне важно точное выполнение условий хозяйственно­го договора и плана поставки в части объема и ассортиментной структуры поступления товаров. Торгующим организациям пре­доставлено право отказываться от излишних товаров или приме­нять другие санкции к поставщикам.

Наряду с характеристикой выполнения плана поставки целе­сообразно производить сопоставление фактического поступления товаров с заказами торгующих организаций, выявляя на этой ос­нове необеспеченность заказа или товарные излишки.

Строгое соблюдение запланированного ассор­тимента поставки является непременным условием договорных отношений торговли и промышленности. От его выполнения зависит обеспечение народного хозяйства и населения отдельны­ми видами товаров.

В выполнение плана поставок по ассортиментным группам засчитывается: по товарам, план поставки которых выполнен и перевыполнен, — поставка по плану; по товарам, план поставки которых не выполнен, — фактический размер поставки.

Если план поставки хотя бы по одной ассортиментной позиции не выполнен, общий план поставки товара не будет выполненным. Применяется следующий расчет общего процента выполнения пла­на поставки с учетом поставки в ассортименте:

Статистическое изучение динамики рыночных товарных фондов

Общая закономерность развития оптового товарооборота нахо­дит отражение прежде всего в деятельности отдельных предприя­тий и организаций оптовой торговли, в показателях динамики их товарооборота.

Динамика оптового товарооборота характеризуется временны­ми рядами, построенными за ряд истекших лет с учетом измене­ния цен.

Рост продажи товаров населению, составляющий одну из главных сторон процесса подъема народного благосостояния, должен обеспечиваться непрерывным увеличением поставки това­ров по рыночному фонду. Изучение динамики поставки отдель­ных товаров и всей товарной массы — важная задача статистики оптового товарооборота. Для анализа динамики поставки широко используется индексный метод. Индексы позволяют не только дать обобщающую характеристику развития оптового товаро­оборота, но и отражают движение товаров в стоимостной форме с учетом фактически сложившейся структуры поставки. Подобная оценка соответствует экономическому содержанию оптового эта­па товарного обращения.

Простое   сопоставление   поставки   отчетного   периода с поставкой базисного периода в ценах соответствующих лет выражается индексом рыночного фонда:

где в числителе — поставка отчетного периода; а в знаменателе — поставка базис­ного периода.

Этот индекс хотя и имеет определенный экономический смысл, так как он показывает динамику стоимости рыночного фонда, все же не отвечает основной цели анализа: он не характеризует динамику поступления товарной массы в розничную торговлю. Необходимо исключить влияние возможного изменения цен, пост­роив индекс рыночных фондов в сопоставимых ценах или иначе — индекс физического объема рыночных фондов:

где в числителе — условная поставка отчетного периода, выра­женная в базисных ценах. Этот индекс уже действительно отра­жает изменение объема рыночных фондов, так как поставка ба­зисного периода и поставка отчетного периода соизмерены по базисным ценам.

Однако этот индекс не универсален, его можно исчислить только в том случае, если статистика располагает данными о поставке товаров в натуральном выражении. Числитель индекса представляет собой произведение количества поставленных това­ров (q1) на цены (ро). Но поставка продовольствен­ных товаров учитывается в натуральных единицах, а поставка не­продовольственных товаров (за некоторым исключением) — в стои­мостных единицах. Поэтому для того чтобы построить индекс физи­ческого объема рыночных фондов непродовольственных фондов, необходимо пересчитать поставку отчетного периода в базисные цены. Такую операцию можно осуществить при помощи индивиду­ального (группового) индекса цен:

Разделив поставку отчетного периода по каждому товару на индивидуальный индекс цен, получим поставку в ценах базисного периода:

Таким образом, получено значение числителя индекса физического объема поставки. Для удобства принято записывать процесс деления поставки отчетного периода на индивидуальный индекс цен следующим образом:

Тогда индекс физического объема рыночного фонда непродоволь­ственных товаров принимает следующий вид:

Сразу возникает вопрос, каким образом исчислить общий индекс физического объема рыночного фонда всех товаров? Мож­но последовательно суммировать числители двух исчисленных ранее индексов. Полученная таким образом условная сумма пос­тавки всех товаров соизмерена по ценам одного базисного пе­риода и будет сопоставима со знаменателем общего индекса — суммой поставки базисного периода продовольственных и не­продовольственных товаров:

Данный индекс покажет, как изменился объем поставки всех товаров рыночного фонда в сопоставимых ценах, а разность между его числителем и знаменателем покажет абсолютный при­рост стоимости поставки за счет, изменения количества постав­ленных товаров.

Розничный товарооборот, его понятие и состав. Задачи ста­тистического изучения розничного товарооборота.

Заключитель­ным этапом движения товаров является их продажа населению. Этот процесс носит название розничного товарооборота. Рознич­ный товарооборот представляет собой конечную, заключитель­ную стадию движения товаров из сферы производства в сферу личного потребления через реализацию продовольственных и непродовольственных товаров путем обмена денежных доходов населения на предметы потребления. В него входит также прода­жа товаров (мелкооптовый товарооборот) колхозам, организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов (в детских, лечебных и других социально-культурных уч­реждениях) и для текущих хозяйственных нужд (канцелярские товары, мелкий инвентарь, культтовары, предметы хозяйствен­ного обихода), но не для производственного потребления. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа из рознич­ной торговой сети и сети предприятий общественного питания колхозам, а также различным организациям, учреждениям и предприятиям для питания обслуживаемых им контингентов (в санаториях, детских учреждениях, больницах и т. д.).

От объема и структуры розничного товарооборота как основ­ного показателя развития социалистической торговли зависят все другие показатели деятельности торговых предприятий и ор­ганизаций— численность работников, фонд зарплаты, издержки обращения, реализованное наложение, накопления.

Рост розничного товарооборота является важнейшим пока­зателем материального благосостояния и культурного уровня народа. Показатели объема, структуры и динамики розничного товарооборота позволяют сделать выводы об уровне потребления населения, проанализировать тенденции в структуре потребления товаров.

Статистика розничного товарооборота выполняет две функции: дает характеристику розничного товарооборота как основного показателя деятельности торговой отрасли и как показателя товарного потребления. В последнем случае задачи статистики розничного товарооборота смыкаются с задачами статистики уровня жизни населения.

Можно выделить следующие основные задачи статистического изучения розничного товарооборота:

определение объема розничного товарооборота и анализ его структуры;

сводка и обработка данных о розничном товарообороте в груп­пировках по торговым системам и торгующим организациям на городскую и сельскую местность, в территориальном разрезе и т. д.;

анализ выполнения плана розничного товарооборота;

изучение динамики розничного товарооборота;

исследование различий городского и сельского розничного то­варооборота;

характеристика товарной структуры розничного товарообо­рота;

изучение и моделирование взаимосвязей розничного товаро­оборота с различными социально-экономическими факторами.

Учет и отчетность по розничному товарообороту

Все рознич­ные торговые предприятия и организации в определенные сроки и в установленном порядке представляют отчетность о розничном товарообороте. Показатель общего объема розничного товарообо­рота основан на первичном учете денежной выручки торгового предприятия (наличной и безналичной). Источником сведений о торговой выручке служит товарно-денежный отчет, который пред­ставляется всеми торговыми предприятиями и предприятиями об­щественного питания вышестоящим организациям за каждые 5—7 дней. Этот отчет, в котором перечисляется вся документа­ция по приходу товаров и расходу денежной выручки (накладные, фактуры, квитанции и др.), имеет балансовую форму. Квартальная и годовая отчетность содержит более подробные показатели объема и структуры розничного товарооборота в разрезе городской и сельской местностей, а также данные о продажах мелким оптом и в кредит.

Общий объем розничного товарооборота — показатель синте­тический. Он складывается из продажи товаров отдельными торговыми системами, торгующими организациями и предприяти­ями. В процессе анализа статистика товарооборота должна от­разить весь процесс товарооборота, охарактеризовав организацион­ную структуру товарооборота, его распределение по этим систе­мам, организациям и т. д., с учетом специфики соответствующих подразделений торговли

Анализ выполнения плана розничного товарооборота

Информация о работе Статистика торговли