Статистика торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание

Введение
Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статис¬тических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере мате¬риального производства, поскольку она выполняет важные функ¬ции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществ¬ления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость то¬варов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ………………..……………………………………. ..5
1.1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ………………………………………………………… ....5
1.2. СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА……………………………………… 10
1.3. СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ТОРГОВЛИ...............................................................................................27
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………….………………......…..42
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

статиситка торговли.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

Анализ выполнения плана розничного товарооборота является важным и завершающим этапом статистического исследования розничной торговли. Значение данного этапа статистического анализа роз­ничного товарооборота обусловлено прежде всего тем, что в плане розничного товарооборота заложены и сконцентрированы практиче­ски все стороны развития торговли. Именно поэтому планирова­ние и прогнозирование всех остальных показателей торговли опирается на план товарооборота. Не случайно розничный товарообо­рот является одним из двух плановых показателей, устанавливае­мых в централизованном порядке.

Основным показателем выполнения плана розничного товаро­оборота является степень (уровень) выполнения плана в процен­тах (Упл):

где Оф — розничный товарооборот в отчетном периоде в факти­чески действовавших ценах; Опл — розничный товарооборот, ус­тановленный на отчетный период по плану.

Уровень выполнения плана розничного товарооборота показы­вает, как справляются торговля в целом, торгующая организа­ция или торговое предприятие с поставленными перед ними зада­чами по снабжению населения товарами, по вовлечению денежных средств в обращение и, наконец, по реализации товарных ресурсов.

По общему показателю выполнения плана товарооборота всем торгом еще нельзя судить о том, как выполнили план отдельные предприятия торга. Поэтому необходимо определить степень вы­полнения плана по каждому предприятию торга.

При анализе выполнения плана розничного товарооборота большое значение имеет группировка предприятий по степени выполнения плана, которая позволяет выявить резервы для пе­ревыполнения плана, определить роль отстающих и передовых предприятий в общем объеме товарооборота.

Важное значение имеет определение абсолютного размера пе­ревыполнения (или недовыполнения) плана розничного товаро­оборота, который должен показать, на какую сумму населению было дополнительно продано (либо недодано) товаров. Величина этого показателя определяется как разность между фактическим и плановым товарооборотом. При сравнении степени выполнения плана и его интенсивности за ряд лет целесообразно использовать показатель абсолютного значения одного процента перевыполне­ния (недовыполнения) плана розничного товарооборота. Этот пока­затель определяется как отношение суммы товарооборота, реали­зованного сверх установленного плана, к величине перевыполнения плана, выраженной в процентах.

Каждая торговая организация ежедневно сдает в Госбанк торговую выручку, которая аккумулируется на соответствующем спецсудном счете. Часть торговой выручки по соглашению с Гос­банком расходуется на выплату заработной платы торговым ра­ботникам, оплату некоторых издержек обращения, закупку сель­скохозяйственных продуктов и стеклопосуды. Следовательно, сумма торговой выручки, сданной в Госбанк, должна быть меньше розничного товарооборота. Отношение торговой выручки, сданной в Госбанк, к розничному товарообороту, называется коэффициен­том инкассации и выражается в процентах:

Зная коэффициент инкассации, который устанавливается по данным за предыдущий период, и сумму выручки, поступившей в Госбанк, можно исчислить вероятный объем розничного товаро­оборота. Для этого сумму поступившей в Госбанк выручки нуж­но разделить на коэффициент инкассации.

Анализ  динамики  общего  объема  розничного  товарооборота

Изучение динамики розничного товарооборота необходимо как для характеристики тенденции развития основной деятельности торговой отрасли, так и для анализа уровня торгового обслужи­вания населения.

Методика анализа динамики товарооборота разнообразна, она меняется в зависимости от объекта наблюдения (магазин, организация, торговля в целом и т. п.) и поставленных перед исследованием задач и основана на широком применении индекс­ного метода.

Анализ начинается с составления динамических рядов, ко­торые дают возможность исследовать процесс развития товаро­оборота за соответствующий период времени и использовать для его анализа такие показатели, как темпы роста, абсолютные приросты (Ao = Oi—O0).

Динамика розничного товарооборота торговой сети государ­ственной и кооперативной торговли анализируется при помощи двух индексов: индекса розничного товарооборота в фактически действующих ценах

и индекса физического объема розничного товарооборота в неиз­менных ценах

где qopo — розничный товарооборот базисного периода; q1p1 — розничный товарооборот отчетного периода; ip — индивидуальный индекс цен.

При анализе динамики розничного товарооборота необходимо принимать во внимание изменения цен, которые могли произойти в отчетном году. Снижение или рост цен существенно влияет на размер розничного товарооборота и искажает реальное выполне­ние плана объема продажи товаров. При сравнении розничного товарооборота в отчетном периоде и в соответствующем периоде предыдущего года надо пользоваться данными в сопоставимых ценах.

Пересчет в сопоставимые цены (базисного периода) произ­водится в данном случае посредством деления товарооборота от­четного периода на индекс цен.

Статистическое изучение материальной базы торговли

Мате­риальная база торговли характеризуется числом торговых пред­приятий, их размерами и площадью, уровнем оснащения различ­ным технологическим, измерительным и другими видами торго­вого оборудования.

Для характеристики степени специализации торговли приме­няется показатель, определяемый как отношение количества специализированных магазинов к общему числу магазинов дан­ного района, города, области, республики. Анализ показателей специализации магазинов показывает, что более высокими тем­пами идет специализация непродовольственных магазинов, отве­чающих растущим запросам населения.

Одним из показателей, косвенно характеризующих подъем народного благосостояния, является рост обеспеченности населе­ния розничной торговой сетью. Этот показатель исчисляется в двух вариантах:

по числу торговых предприятий — как отношение количества торговых предприятий на 10 тыс. жителей;

по размеру торговой площади — как отношение размера торговой  площади  предприятий  торговли  или    торговых    залов  на 1 тыс. чел. либо обратный показатель — сколько приходится че­ловек на 1 м.кв. торговой площади.

Товарные запасы и задачи их статистического изучения

Товары, находящиеся в торговле и обеспечивающие непрерывность товарного обращения, называются товарными запасами. Объем товарных запасов зависит от условий производства и транспортировки товаров, от размера и структуры покупательского спроса, от скорости товарного обращения.

Для осуществления своей деятельности торговые предприятия должны располагать запасами товаров, который бы постепенно расходовался и столь же постоянно возобновлялся. Следователь­но, на каждый момент времени торговля должна располагать постоянным товарным запасом, обеспечивающим нормальную реализацию товаров в течение определенного периода. Наличие определенных товарных запасов в оптовых и розничных торгую­щих организациях необходимо для организации бесперебойной торговли и наилучшего обслуживания населения.

Если товарные запасы ниже нормативов, то могут возникнуть перебои в продаже товаров населению, если они выше нормати­вов, то образуется затоваривание в торговой сети. Это происхо­дит в том случае, если поступающие товары не удовлетворяют требованиям покупателей (по качеству, свойствам, цене и т. д.).

Задачами статистики товарных запасов являются: учет товар­ных запасов; определение обеспеченности товарооборота товар­ными запасами и ее соответствия нормативам; анализ структу­ры и динамики товарных запасов; анализ оборачиваемости това­ров; изучение взаимосвязей товарных запасов.

Методы учета товарных запасов

Объем товарных запасов в торговой сети учитывается на определенную дату. Существует не­сколько способов учета товарных запасов в розничной сети: ин­вентаризация, оперативный учет и балансовый метод.

Инвентаризация заключается в сплошном количественном подсчете всех запасов товаров. Производится своеобразная пе­репись товаров, которые по мере необходимости заново взвеши­ваются и пересчитываются. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по то­варным группам в соответствии с утвержденной номенклатурой. Инвентаризации проводятся, как правило, не­сколько раз в год, и даты их проведения в различных торговых предприятиях не совпадают. Поэтому для постоянного учета то­варных запасов используют другой, менее сложный способ — снятие остатков или оперативный учет, который отличается от инвентаризации тем, что подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, мешки, рулоны и т. д.). Естественно, этот учет менее точен, но зато он значительно проще, его можно проводить регулярно на общую для всех магазинов дату (конец квартала).

Третий способ называется книжным или балансовым, так как он основан на использовании балансовой формулы

Зн+П-Р = Зк ,

где Зн — остатки товарных запасов на начало периода; П — поступ­ление товаров за период; Р — реализация товаров за период; Зк— остатки товарных запасов на конец периода.

Этот способ проще предыдущих, он позволяет обеспечить оперативный учет товаров (раз в месяц, в 15 дней и т. п.), но имеет и существенные недостатки. Во-первых, не ведется опера­тивный учет продажи отдельных товаров, в балансовой формуле можно использовать лишь данные о сумме товарооборота. Поэто­му могут быть получены данные только об общей сумме товар­ных запасов, без распределения по товарным группам. Во-вторых, нельзя исключить из расчета всякого рода неустановленные по­тери, и это несколько искажает сумму запасов. Чтобы устранить этот недостаток, данные балансового учета товарных запасов систематически сопоставляют с данными инвентаризации, а дан­ные оперативного учета корректируют по данным балансового учета.

Показатели статистики товарных запасов

Товарные запасы относятся к числу основных показателей торговли, которые ис­пользуются для характеристики скорости оборота товаров (обо­рачиваемости). Скорость оборота товаров измеряется количест­вом оборотов товаров или продолжительностью одного оборота.

Показатель среднего количества оборотов характеризует, сколько раз товарный остаток сменился новым товарным остат­ком, и определяется по формуле:

Коб=О/3,

где Коб — количество_оборотов товаров   (раз);  О — товарооборот за отчетный период; 3 — средний запас товаров за этот период.

Чем быстрее процесс обращения товаров, тем больше в среднем будет оборо­тов в данном периоде.

Показатель средней продолжительности одного оборота ис­числяется в днях. Этот показатель характеризует число дней, при­ходящихся в среднем с момента поступления товаров до их реа­лизации. Определяется двумя способами:

1) продолжительность одного оборота (Т) исчисляется в днях путем деления числа дней (Д) в отчетном периоде на найденное число оборотов (Коб) в этом периоде.

2) для определения числа дней продолжительности одного оборота находим сначала средний однодневный оборот (Д[), а затем определяем отношение среднего товарного запаса (3) к среднему однодневному обороту; такое отношение и выражает среднюю продолжительность одного оборота в днях.

Можно применить также объединенное действие для получения показателя средней продолжительности одного оборота. Такой способ исчисления скорости оборота товаров применяется наиболее часто: для исчисления средней скорости оборота то­варов необходимо среднюю сумму товарных запасов умножить на число дней в отчетном периоде и полученное произведение разделить на товарооборот.

Использование средней хронологической для определения средних остатков товаров за длительные периоды (квартал, по­лугодие, год) сокращает ход вычислений и дает такой же по сте­пени точности результат, какой получается при расчете средней предварительно за каждый месяц, а затем, исходя из этого—за весь данный длительный период.

Для   изучения  динамики   скорости   товарооборота   и   времени товарного обращения определяют индексы скорости товарооборота и времени товарного обращения.

Показатель, характеризующий динамику оборачиваемости то­варов, равен обратной величине показателя, характеризующего динамику времени обращения.

Размер высвобожденных из оборота средств, полученных в результате ускорения товарооборачиваемости, исчисляется как произведение показателя среднего дневного товарооборота на ко­личество дней ускорения оборота товаров.

Таким образом, статистика товарооборота является центральным разделом статистики торговли. Она изучает обеспечение розничной торговли товарами народного потребления, контролирует выполнение планов использования товарных ресурсов по важнейшим товарам народного потребления (в этих целях разрабатываются балансы распределения товарных ресурсов), осуществляет контроль поставок товаров по рыночному фонду торгующим организациям, а также отгрузок товаров из районов производства в районы потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЛИ

Понятие  об   издержках  обращения

Издержки   обращения — это затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, связанных с доведением товаров народного потребления от про­изводства до потребителя. Они представляют собой расходы пла­номерно организованного процесса товарного обращения, отра­жающие общественно необходимые затраты труда, т. е. такие затраты, без которых не возможен процесс доведения товаров от производителей до потребителей.

Эти затраты многообразны, они связаны с выполнением тор­говлей торгово-оперативных функций и включают в себя различ­ные расходы на транспорт, заработную плату, содержание поме­щения, расходы по энергетическому хозяйству, амортизацию обо­рудования, сортировку, упаковку, хранение и реализацию това­ров, наконец, на управление и учет всех перечисленных опера­ций.

Информация о работе Статистика торговли