Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:22, курсовая работа
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как статистический анализ товарооборота.
Рыночные
структуры собирают и анализируют
данные о товарообороте для оценки
результатов собственной
Государство в свою очередь нуждается в информации о территориальном (региональном) распределении товарооборота, о связях товарооборота с доходами потребителей, о переходе товарной массы в сферу потребления и о насыщении рынка. Исходя из целей регулирования и прогнозирования спроса и предложения, необходимо выявлять закономерности и тенденции товарооборота. Отсюда вытекают конкретные функциональные задачи статистики товародвижения и товарооборота, которые можно сформулировать следующим образом:
Крупные
и средние предприятия
Существенная информация о товарообороте может быть получена от периодически проводимых переписей оптовых и розничных предприятий и других единовременных обследований, например, обследование розничных продаж отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп и т.п. Часть информации преимущественно конъюнктурного характера собирается путем опроса (анкетирования) предпринимателей. В такой анкете содержатся вопросы об однодневном обороте, его динамике и ассортиментных сдвигах, уровне конкуренции и др. Малые предприятия вместо представления отчетности заполняют подобные опросные листы.
Таким образом, под товарооборотом понимается совокупность актов купли-продажи товаров, т.е. материальных благ, совершающихся в процессе их перехода из сферы производства в сферу потребления за определенный промежуток времени. В акте купли-продажи возможны различные комбинации продавцов и покупателей:
1. производитель - производитель;
2. производитель - товарная биржа;
3. товарная биржа - торговая организация;
4. торговая организация - торговая организация;
5. торговая организация - потребитель;
6. производитель - потребитель;
7. производитель - торговая организация;
8. производитель - коммерсант;
9. коммерсант - потребитель.
По признаку продавцов выделяют две категории: товарооборот производителей (строки 1 + 2 + 6 + 7 + 8) и торгово-посреднеческий оборот (3 + 4 + 5 + 9). По признаку покупателя выделяют оптовый товарооборот, совершаемый внутри сферы обращения (строки 2 + 3 + 4 + 7 + 8 + частично 1), и розничный товарооборот, при котором товары выходят из сферы обращения для потребления (строки 5 + 6 +9 + частично 1).
Валовой товарооборот исчисляется как общая сумма всех продаж (т.е. строки 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9).
Исключив повторный акт продажи из валового товарооборота, получаем чистый товарооборот как сумму конечных, последних продаж. Отношение валового к чистому обороту показывает, сколько звеньев прошел на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше стоимости добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.
Исходный рыночный показатель - количество проданного товара/объем проданной услуги. Товары могут быть классифицированы по ряду признаков. Наиболее употребительным является признак товарной специализации, который выводится из потребительского назначения товаров:
Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой показателей, это отражает неразрывную связь этих процессов. Главный показатель товародвижения - звенность и характеристика посреднических уровней в каналах товародвижения. В настоящее время эти показатели определяются на основе документации.
Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. Это сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен товаров не деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары.
Кроме того, показатели продажи товаров используются в качестве весов в индексах цен. Это делает товарооборот многогранным показателем и требует осторожности при интерпретации его значения, его анализ имеет и экономическую и социальную направленность.
Товарооборот - инструмент измерения объема проданных/купленных товаров. Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота зависти от количества проданных товаров (q) и от цены единицы товара (p), т.е. в формализованном виде соответствует произведению
T=q*p, (1)
Стоимостной характер товарооборота позволяет обеспечить интеграционную оценку совокупности проданных товаров.
Можно представить себе следующую иерархическую систему формирования всего товарооборота страны. В предприятии (государственном или частном) или у индивидуального продавца делается покупка, т.е. совершается акт купли-продажи. В свою очередь, товарооборот любого оптового или розничного предприятия состоит из совокупности единичных актов купли-продажи (свой товарооборот, входящий в общий объем товарооборота предприятия, могут иметь секции и отделы крупного магазина). Товарооборот отдельной фирмы представляет собой сумму товарооборота его предприятий или филиалов. Товарооборот отрасли складывается из товарооборота фирм (объединений), входящих в данную отрасль. Общий объем товарооборота страны включает в себя товарооборот отраслей и подотраслей (рынков и субрынков).
Товарооборот - совокупность актов купли-продажи.
Следовательно, по своей сущности товарооборот - показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, из продаж отдельных товаров, из товарооборота всех регионов. Анализ товарооборота, естественно, предусматривает и обратную процедуру: его разложение на структурные составляющие. В территориальном разрезе выделяется товарооборот каждого региона (субъекта федерации; хотя возможна и более высокая степень дифференциации: выделяется товарооборот отдельных городов и районов). В региональных показателях товарооборота иногда выделяются объемы покупок местных жителей за пределами региона, а также покупок приезжих в данном регионе в соответствии с понятием мобильного (мигрирующего) спроса. Самостоятельно рассматривается товарооборот (сбыт и реализация) товаров производственного назначения, товарооборот предметов потребления и продажа услуг. Выделяется сбыт товаров (т.е. продажа товара производителем, или товарооборот производителей), он соответствует понятию товарной массы, вовлеченной в сферу товарного обращения. Самостоятельное место в статистике занимает товарооборот закупочных предприятий и организаций (объем закупок), в нем выделяется объем государственных, кооперативных и частных закупок продукции сельского хозяйства.
Товарооборот предприятий торговой отрасли представляет собой торгово-посреднеческий товарооборот. На макроуровне может быть использован сводный показатель общего объема товарооборота, включающего все названные элементы. Он может быть использован для оценки роли сферы товарного обращения в экономике (доля товарооборота в валовом внутреннем продукте), для оценки места (ранга) уровня личного потребления в экономике (доля расходов на покупку потребительских продуктов и услуг в общем объеме валового внутреннего продукта) и др.
Все отрасли торговли около 1/5 валового внутреннего продукта России. Из общего числа предприятий и организаций на долю торговых отраслей более 1/3.
Важна также характеристика товарооборота по формам собственности: государственной торговли, кооперативной торговли, частной торговли, акционерных торговых предприятий и т.п. Так, в 1998 г. розничный товарооборот государственных предприятий составлял 7% общего объема, частной торговли - 80%, других форм негосударственной торговли - 13%.
Рыночные отношения внесли свои коррективы в структуру формирования товарооборота. Структура формирования розничного товарооборота проиллюстрирована на рисунке 2.
Рис. 2 – Структура формирования розничного товарооборота
С процессом товародвижения непосредственно связан показатель, характеризующий участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым товарооборотом (Tвал). Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот. Данный показатель, если на время абстрагироваться от цен, потерь и т.п. зависит от количества проданных товаров (Q) и числа перепродаж (N), т.е. звеньев товародвижения (Q/N). Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров, "путешествующих" по каналу товародвижения, характеризуется конечной продажей товара и называется чистым товарооборотом (Tчист). Чистый товарооборот освобожден от повторного счета, он равен конечной продаже товара. Конечная продажа означает, что данная партия товара больше продаваться не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что товар вышел за границу сферы товарного обращения, а в масштабе всего региона, отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы, что товар продан за их пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет. Розничный товарооборот, характеризующий продажу товаров конечным потребителям и их переход в сферу личного потребления, всегда относится к категории чистого товарооборота. То обстоятельство, что чистый товарооборот освобожден от повторного счета, делает его главным оценочным и базовым показателем статистики товарооборота. Он применяется для характеристики результата коммерческой деятельности торгового или сбытового предприятия, используется для оценки его размера, является базой для расчета уровня издержек обращения и рентабельности.