Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:22, курсовая работа
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как статистический анализ товарооборота.
Продажа товаров крупными партиями массовым потребителям или другим торговым организациям называется оптовым товарооборотом. В оптовой торговле товарами производственного и товарами потребительского назначения в качестве синонима оптовой продажи используется показатель поставка. В сбыте товаров их отпуск покупателю называется отгрузкой. Оптовая продажа товара (поставка) через канал нулевого уровня непосредственно оптовому потребителю или через одноуровневый канал - с участием одного посредника (обычно розничного) называется транзитом или транзитным товарооборотом. Поставка товара через двух или более уровневый канал, через посредство дистрибьютора называется складским товарооборотом.
Продажа товаров конечным потребителям, преимущественно населению, для удовлетворения личных потребностей относится к категории розничного товарооборота. Основная масса товаров, охватываемая розничным товарооборотом, продается в розничных предприятиях и предприятиях массового питания, хотя в качестве продавцов могут выступать производственные и оптово-розничные торговые предприятия, а также отдельные лица. Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления. Особенность розничной продажи отдельному покупателю заключается в том, что количество проданных товаров ограничивается разумными пределами личного потребления, т.е. размер продажи одному розничному покупателю во много раз меньше оптовой. Однако в розничной торговле и в массовом питании совершаются миллионы покупок и совокупность всех актов купли-продажи сопоставима с объемом оптового товарооборота.
Самостоятельным показателем является мелкооптовый товарооборот, занимающий промежуточное положение между оптовым и розничным. Это продажа товаров массовым потребителям или торговым посредникам, а также отдельным лицам сравнительно небольшими партиями по сравнению с оптовыми. Мелкооптовые операции совершаются, как правило, специализированными мелкооптовыми магазинами или предприятиями розничной торговли (по ценам выше розничных, но ниже оптовых). Функционируют также мелкооптовые рынки. В розничном товарообороте выделяются: розничный товарооборот торговых предприятий (в том числе возможна розничная продажа производственными и оптовыми предприятиями, а также неторговыми предприятиями); розничный товарооборот предприятий массового питания (ресторанной индустрии); товарооборот рынков (сельскохозяйственных, вещевых и т.п.); товарооборот предприятий почтовой связи, автозаправочных станций и т.п.
В
розничном товарообороте
В настоящее время статистика не имеет возможности учесть розничный и оптовый товарооборот; эти показатели рассчитываются. В связи с этим введены два самостоятельных показателя: товарооборот оптовых предприятий и товарооборот розничных торговых предприятий.
Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборота выделяется продажа услуг. Продажа потребительских услуг - процесс оказания услуг в обмен на деньги, который совершается в специализированных предприятиях и учреждениях, а также на дому у потребителей и заключается в действиях, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей населения. К потребительским услугам относятся: бытовые услуги; жилищно-коммунальные услуги; услуги транспорта и связи; медицинские услуги; услуги спортивно-оздоровительных учреждений; юридические услуги и др.
Общий
объем товарооборота
где, D - товарооборот на душу населения;
T - общий объем товарооборота;
S - средняя численность населения, сопоставимая во времени и пространстве с товарооборотом.
По отдельным социальным и возрастным группам населения показатель товарооборота на душу населения (на одного члена домохозяйства) исчисляется по данным специальных выборочных обследований (опросам и панелям) как отношение суммы покупок к среднему числу членов обследованных семей.
Этот последний показатель сопоставим с показателем душевого товарооборота (с некоторыми оговорками и поправками на миграцию покупателей). Показатель покупки на одно домохозяйство исчисляется по данным выборочных обследований: статистики семейных бюджетов, потребительских панелей, специальных маркетинговых опросов населения и т.п. Достоинство данного показателя состоит в том, что он позволяет рассматривать процесс товарооборота с позиции покупателя и обеспечивает широкую возможность дифференцированных оценок. Его существенный недостаток в том, что он не в состоянии охватить все категории населения, недостаточно репрезентативен в региональном разрезе, не всегда сопоставим с товарооборотом по товарной номенклатуре статистического учета. Однако, несмотря на эти недостатки, показатель покупки широко используется в моделировании розничного товарооборота, при выявлении его закономерностей, в конкретных маркетинговых исследованиях.
Важной качественной характеристикой товарооборота и составной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота. Глобальными показателями структуры товарооборота, используемыми в конъюнктурном анализе, нужно считать удельные веса средств производства, предметов потребления и услуг. К основным показателям пропорциональности рынка можно отнести долю отдельных социальных групп населения в общем объеме покупок продуктов и услуг (рассчитывается на основе выборочных данных статистики семейных бюджетов). Непосредственно в статистике структуры товарооборота выделяются два направления: оценка и анализ доли отдельных субрынков и различных форм торговли в общем объеме товарооборота; анализ товарной структуры, т.е. места каждого товара в общем объеме продаж.
В розничном товарообороте данный показатель можно рассматривать как характеристику качественного состава удовлетворения покупательского спроса. В систему показателей товарооборота входят три показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной группы и два относительных показателя. Первый относительный показатель - удельный вес (доля) каждого товара или товарной группы в общем объеме товарооборота (продажи услуг):
где, di – доля i-го товара;
piqi – продажа отдельного i-го товара;
- весь товарооборот;
n – число i-ых товаров.
Второй относительный показатель представляет собой соотношение продажи двух товаров (товарных групп):
где, - продажа товара А;
- продажа товара В.
Показатель
удельного веса / доли отражает место
i-го товара во всей совокупности товаров
или в отдельно взятой группе товаров;
он может быть интерпретирован таким образом:
сколько денег из каждых ста рублей, израсходованных
но покупку товаров, потрачено на приобретение
данного i-го товара. Второй показатель
позволяет соотносить размеры продажи
различных товаров. Показатели товарной
структуры товарооборота используются
для оценки и анализа пропорциональности
развития товарооборота.
Развитие товарооборота - динамичный процесс. Купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени.
Тенденции
изменения товарооборота во времени
относятся к важнейшим оценкам
состояния и развития рынков товаров
и услуг. Перспективы развития рынка,
а следовательно, и масштабы коммерческого
риска в большой степени
Все это определяет значительный интерес к динамическим процессам товарооборота, как со стороны государственной статистики, так и с позиций бизнес-статистики. Показатели динамики товарооборота относятся к числу важнейших народнохозяйственных показателей.
К задачам изучения динамики товарооборота относятся:
В оценке и анализе товарооборота используются все методы статистического исследования динамических процессов: построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах); расчет его показателей (базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегеометрические темпы, абсолютные темпы и абсолютное значение 1% прироста); построение трендовых и регрессионных моделей динамики; группировка отдельных предприятий, фирм, регионов по темпам роста товарооборота.
Однако наиболее важное место в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами).
Индексный метод позволяет решить большую часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота:
Изменение товарооборота (стоимость проданных товаров или денежная выручка торгового предприятия) за какой-то промежуток времени характеризуется отношением двух денежных сумм: текущего (изучаемого) периода с базисным (любым прошлым) периодом. Этот показатель называется индексом товарооборота, так как в нем агрегатируется в стоимостной форме продажа совокупности товаров с различными потребительскими свойствами.