Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2011 в 17:38, реферат
Одной из важнейших составляющих человеческих потребностей является потребность в жилье. А глубокий и всесторонний анализ удовлетворения данной потребности невозможно без статистики. Именно анализу статистики жилья в России и посвящена данная работа. Она преследовала следующие цели:
- определить теоретические основы статистики жилья;
- проанализировать динамику статистики жилья в России в длительном периоде;
- попытаться определить тенденции развития интересующей сферы;
- выявить проблемы в области строительства, распределения и обеспечения населения жильем в современной России.
1) частный - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;
2)
государственный - совокупность
жилых помещений,
3)
муниципальный - совокупность жилых
помещений, принадлежащих на
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2)
специализированный жилищный
3)
индивидуальный жилищный фонд - совокупность
жилых помещений частного
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение или в пользование.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ государственный контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, над соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством России. Основная задача государственного учета жилищного фонда - получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Государственный учет наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Учету
в бюро технической инвентаризации
подлежат построенные и принятые в эксплуатацию
жилые здания (помещения), а также жилые
здания (помещения), включаемые в жилищный
фонд. Государственный учет жилищного
фонда в России включает в себя технический
(оперативный) учет, официальный статистический
учет и бухгалтерский учет. Основу государственного
учета составляет технический учет, осуществляемый
независимо от принадлежности жилищного
фонда по единой для Российской Федерации
системе учета путем проведения технической
инвентаризации и регистрации документов
об обязанностях правообладателей по
содержанию жилых строений и жилых помещений.
Технический учет жилищного фонда возлагается
на специализированные государственные
и муниципальные организации технической
инвентаризации - унитарные предприятия,
службы, управления, центры, бюро (БТИ),
методическое обеспечение которых осуществляет
государственная специализированная
организация.
Технический
паспорт жилого помещения (квартиры),
предусмотренный частью 5
Раздел I. Сведения о принадлежности.
Раздел II. Экспликация площади квартиры.
Раздел III. Техническое описание квартир.
Раздел IV. Стоимость квартиры (п. 9.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37).
Государственный
учет жилого помещения имеет большое
практическое значение: если помещение
не учтено в составе жилищного
фонда, то к отношениям, возникающим
применительно к данному
Подробную
статистику жилищных условий ведет
Федеральная служба государственной
статистики. Показатели, характеризующие
жилищные условия населения, формируются
на основе форм федерального статистического
наблюдения: № 1-жилфонд «Сведения о жилищном
фонде», № 4-жилфонд «Сведения о предоставлении
гражданам жилых помещений», № 1-КР «Сведения
о капитальном ремонте жилищного фонда»,
№ 1-приватизация (жилье) «Сведения о приватизации
жилищного фонда», Порядка заполнения
и представления формы федерального государственного
статистического наблюдения № 1-жилфонд
«Сведения о жилищном фонде», утвержденный
постановлением Росстата № 39 от 26.07.2006.
Анализ статистики жилья
Важнейшим показателем статистики жилья является абсолютный размер жилищного фонда (в квадратных метрах). Это обобщающий показатель, включающий в себя жильё различных форм собственности, качества, строительных материалов и степени износа. Динамика объёма жилищного фонда Российской Федерации 1970 по 2008 года приведена в таблице №1.
Таблица №1. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД4
(на конец
года; общая площадь жилых помещений;
19705 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Жилищный фонд - всего | ... | 1861 | 2425 | 2645 | 2787 | 2822 | 2853 | 2885 | 2917 | 2955 | 3003 | 3060 | 3116 |
в том числе: | |||||||||||||
- частный | ... | 703 | 791 | 1398 | 1819 | 1910 | 1993 | 2063 | 2145 | 2280 | 2395 | 2479 | 2569 |
из него в собственности граждан | ... | 620 | 641 | 1166 | 1620 | 1809 | 1897 |
1971 |
2055 |
2182 | 2298 |
2385 |
2469 |
- государственный | ... | 771 | 1011 | 270 | 177 | 193 | 186 | 168 | 162 | 188 | 166 | 162 | 153 |
- муниципальный | ... | 382 | 611 | 783 | 739 | 680 | 643 | 626 | 586 | 487 | 438 | 414 | 388 |
Городской | 914 | 1291 | 1720 | 1911 | 2020 | 2045 | 2069 | 2093 | 2115 | 2129 | 2163 | 2209 | 2250 |
в том числе: | |||||||||||||
- частный | 240 | 304 | 353 | 797 | 1163 | 1241 | 1314 | 1374 | 1444 | 1552 | 1650 | 1723 | 1788 |
из него в собственности граждан | 217 | 244 | 260 | 646 | 1022 | 1191 | 1265 |
1327 |
1396 |
1494 | 1592 |
1664 |
1721 |
- государственный | 420 | 602 | 765 | 209 | 143 | 162 | 157 | 142 | 138 | 163 | 144 | 142 | 141 |
- муниципальный | 254 | 382 | 594 | 738 | 673 | 612 | 575 | 556 | 515 | 414 | 366 | 340 | 316 |
Сельский | ... | 570 | 705 | 734 | 767 | 777 | 784 | 792 | 802 | 826 | 840 | 851 | 866 |
в том числе: | |||||||||||||
- частный | ... | 399 | 438 | 601 | 656 | 669 | 679 | 689 | 701 | 728 | 745 | 757 | 774 |
из него в собственности граждан | ... | 376 | 381 | 520 | 598 | 618 | 632 |
644 |
659 |
688 | 706 |
722 |
741 |
- государственный | ... | 169 | 246 | 61 | 34 | 31 | 29 | 26 | 24 | 25 | 22 | 21 | 19 |
- муниципальный | ... | ... | 17 | 45 | 66 | 68 | 68 | 70 | 71 | 73 | 72 | 72 | 72 |
Так как статистическое наблюдение за наличием сельского жилищного фонда ведется с 1980 г. отдельно приведены данные по росту городского жилищного фонда за более длительный период – с 1917 по 2008 год.
Таблица
№2. ГОРОДСКОЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД6
(на конец года)
Годы | Общая площадь
жилых помещений, млн. м2 |
Годы | Общая площадь
жилых помещений, млн. м2 |
Годы | Общая площадь
жилых помещений, млн. м2 |
1917 | 127,0 | 1980 | 1291,2 | 2004 | 2115,2 |
1927 | 143,6 | 1990 | 1719,6 | 2005 | 2129,6 |
1937 | 211,5 | 1995 | 1911,1 | 2006 | 2163,0 |
1940 | 242,4 | 2000 | 2020,0 | 2007 | 2208,6 |
1950 | 316,0 | 2001 | 2045,3 | 2008 | 2250,1 |
1960 | 570,8 | 2002 | 2068,8 | ||
1970 | 913,7 | 2003 | 2092,9 |
Как видно из выше представленных данных жилой фонд России увеличивался на всём исследуемом периоде. На протяжении последних тридцати лет в среднем прирост составил 1,86%. Отдельно стоит отметить, что резкие увеличение частного жилищного фонда и сокращение государственного в 1990-х годах обусловлено процессом приватизации, происходившем в нашей стране. На размеры жилого фонда страны влияют два противоположных процесса: постройка нового жилья и выбытие старого. Динамика ввода нового жилья показана в таблице №3. Наиболее быстрыми темпами жилищное строительство развивалось в последние три десятилетия советской власти, достигнув максимума в годы последней двенадцатой пятилетки 1986-1990-х годов. Так в 1990 году было введено 61,7 млн. м2 общей площади. Напротив, 1990-е годы характеризуются глубоким падением уровня строительства. Так в 1995 году было построено всего 41,0 млн. м2 общей площади, а в 2000 - 30,3 млн. м2 общей площади. Спад в строительстве был вызван сочетанием двух процессов – общего экономического кризиса, вызванного реформой и обусловившего резкое сокращение инвестиций и заказов на строительство, и деградации самой отрасли и системы ее материально-технического обеспечения7.
Падение объемов строительства жилья остановилось лишь к 2000 году. Начиная с 2000 по 2008 годы строительство развивалось стремительными темпами и в результате к 2008 году был достигнут уровень строительства лучших времен Советского Союза. Но важно не переоценивать достигнутые успехи. Бурный рост изучаемой сферы (как и рост экономики 2000-х годов в целом) носил прежде всего восстановительный характер, был обеспечен загрузкой ещё советских мощностей. Но кроме того, всё же стоит отметить ещё две причины сыгравшую свою роль в данных успехах. Во-первых, это общая стабилизация российской экономики. А вторая причина – повышенная инвестиционная привлекательность строительства над другими отраслями, вызванная его высокой прибыльностью. Её причиной является неудовлетворенный спрос населения в жилье, который породил невероятный рост цен на него.
Но
наступивший в 2008 году экономический
кризис серьёзно отразился на строительстве.
В 2009 г. введено в эксплуатацию 701,3 тыс.
квартир общей площадью 59,8 млн.кв.метров,
что составило 93,3% к предыдущему году.
Строить стали меньше, так как снизился
платежеспособный спрос. В 2010 году ожидается
рост на 6,3%, а восстановить уровень 2008
года при благоприятных условиях удастся
лишь к концу 2011 года8. Вместе с тем
в жилищном строительстве в указанный
период наблюдался рост объемов ввода
жилья, который поддерживался вводом объектов
индивидуального домостроения, осуществляемого
населением за счет собственных и заемных
средств (прирост данного показателя за
I полугодие 2009 г. составил 6,2 % к соответствующему
периоду предыдущего года). Таким образом
на рост строительства жилья можно надеяться
только в случае выхода страны из кризиса.
Таблица №3. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ9
|