Статистико-экономический анализ безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ уровня безработицы Чернушинского района за пятилетний период.
Предметом исследования является показатели, характеризующие состояние уровня безработицы.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
· Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда и безработицы;
· Дать краткую характеристику объекту исследования – Чернушинскому району.
· Провести анализ уровня безработицы Чернушинского района.

Содержание

Содержание
Введение
1. Система показателей рынка труда
2. Социально-экономическая характеристика Чернушинского района
3. Статистико-экономический анализ уровня безработицы
3.1. Статистическое наблюдение
3.2. Анализ рядов динамики численности безработных и уровня безработицы
3.3. Анализ взаимосвязи между полом человека и уровнем безработицы
3.4. Аналитическое выравнивание численности безработных
3.5. Комбинационные группировки
3.6. Построение ранжированного и интервального ряда распределения по численности безработных по Чернушинскому району.
Выводы и предложения
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Статистика.docx

— 65.24 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика  Д. Н. Прянишникова» 
 

                                                    Кафедра  
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Статистика»

на тему «Статистико-экономический анализ безработицы» 
 
 

                Выполнил: студент факультета заочного обучения по специальности

                Руководитель:  
                 
                 
                 
                 

    Пермь – 2011

Содержание

Введение

  1. Система показателей рынка труда
  2. Социально-экономическая характеристика Чернушинского района
  3. Статистико-экономический анализ уровня безработицы
    1. Статистическое наблюдение
    2. Анализ рядов динамики численности безработных и уровня безработицы
    3. Анализ взаимосвязи между полом человека и уровнем безработицы
    4. Аналитическое выравнивание численности безработных
    5. Комбинационные группировки
    6. Построение ранжированного и интервального ряда распределения по численности безработных по Чернушинскому району.

Выводы  и предложения

Список  использованных источников

 

Введение

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными  проблемами рыночной экономики. В целом  ситуацию в сфере занятости в  России специалисты характеризуют  как кризисную. Это вызвано падением объемов производства, свертыванием инвестиций и др.

Из года в год снижается число предлагаемых работодателями рабочих мест. Реальный сектор экономики утрачивает рабочие  места без адекватного их формирования в других секторах экономики.

Безработица в России приобрела массовый характер, представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором расширения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих  мест наблюдаются на предприятиях в  машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе.

В первую очередь пополняют армию безработных  граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие  детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др. Дополнительную нагрузку на рынок труда создают пенсионеры, студенты, школьники, уровень доходов которых значительно ниже прожиточного минимума. Ежегодно в стране увольняются с работы и принимаются на новое место работы около 20 млн. человек.

Поддержание наиболее полной занятости - важнейшая  задача социально - экономической политики страны. С одной стороны, эффективное  использование рабочей силы во многом определяет состояние экономики, с  другой - занятость является основой  жизнедеятельности и благосостояния большинства населения страны.

Чтобы избежать атмосферы напряженности  в стране, вызванной безработицей, государство должно различать виды существующей безработицы, их причины  и влияние на экономику в целом, как положительное, так и отрицательное, а также должно иметь эффективный  аппарат регулирования. По этому тема работа очень актуальная, но в то же время и довольно сложная.

Целью работы является анализ уровня безработицы  Чернушинского района за пятилетний период.

Предметом исследования является показатели, характеризующие  состояние уровня безработицы.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

· Рассмотреть  теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка  труда и безработицы;

· Дать краткую характеристику объекту  исследования – Чернушинскому району.

· Провести анализ уровня безработицы Чернушинского района. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Система показателей  рынка труда

Экономически  активное население - лица в возрасте, установленном для определения  экономической активности населения, которые в рассматри-ваемый период считаются занятыми или безработными. Численность экономически активного населения включает данные о занятых в экономике и безработных, полученные по итогам обследования населения по проблемам занятости. Определение экономической активности населения осуществляется для лиц в возрасте 15 - 72 года.

К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наёмных работников. В численность занятых включаются лица, которые временно отсутствовали на работе, лица, которые работали в качестве помогающих на семейном предприятии, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.

Безработные - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в  службе занятости, хотят работать, способны и готовы трудиться, но не находят  соответствующего спроса своим профессиональным способностям на рынке труда.

К безработным, применительно к стандартам Международной  организации труда (МОТ), относятся  лица в возрасте, установленном для  определения экономической активности населения, которые в рассматриваемый  период одновременно удовлетворяли  следующим категориям:

· не имели  работы (доходного занятия);

· занимались поиском работы, т.е. обращались в  государственную или коммерческую службу занятости, использовали или  помещали объявления в печати, непосредственно  обращались к администрации организации, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

· были готовы приступить к работе в течение  обследуемой недели.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются  в качестве безработных, если они  занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной  службы занятости, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в  целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к  ней.

Под естественной нормой безработицы понимается такой  процент безработных в обществе, который соответствует экономически целесообразному уровню занятости (5-7%).

Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных  в численности экономически активного  населения (в процентах).

Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - это промежуток времени, в  течении которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы.

Безработица влечет за собой серьезные экономические  и социальные издержки. Среди экономических  последствий безработицы можно  назвать следующие:

* недовыпуск  продукции, недоиспользование производственных  возможностей общества. Зависимость  между уровнем безработицы и  отставанием объема ВНП нашла  выражение в законе Оукена (Okun's law): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;

* значительное  снижение уровня жизни людей,  оказавшихся безработными, поскольку  работа является для них основным  источником средств существования;

* снижение  уровня заработной платы занятых  в результате возникающей конкуренции  на рынке труда;

* увеличение  налоговой нагрузки на занятых  из-за необходимости социальной  поддержки безработных, выплат  пособий и компенсаций и т.д.

Экономические и социально-психологические последствия  безработицы свидетельствуют о  том, что это достаточно опасное  для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого  роста сверх минимально допустимого  уровня.

Для характеристики трудоактивности рассчитывается уровень экономически активного населения в общей численности населения страны.

Уэан= ЭАН / Н * 100%

где Уэан - уровень экономически активного населения, %;

ЭАН - численность  экономически активного населения, чел.;

Н - общая  численность населения страны, чел.

ЭАН состоит  из: а) занятых; б) безработных. По другой классификации делится на: а) наёмных  работников; б) лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе работодателей. 

Занятость - это деятельность человека, связанная  с удовлетворением его личных потребностей и общественных потребностей, не противоречащих законодательству страны. В число занятых включаются лица обоих полов, старше 16 лет, а также  младших возрастов, которые выполняют  работу по найму за вознаграждение.

Для анализа  состояния безработицы рассчитывается её уровень. Уровень безработицы  определяется отношение числа безработных  к числу экономически активного  населения, выраженным в%:

Уб= Б / ЭАН * 100%

где Уб - уровень безработицы, %;

Б - количество безработных, чел.;

ЭАН - экономически активное население, чел.

Указанная формула определяет расчёт уровня безработицы  по методике МОТ (Международной организации  труда), которая применяется во всех странах мира. Согласно этой методике к безработным надо относить граждан, самостоятельно ищущих работу, трудоспособных пенсионеров и студентов, желающих работать в свободное от учёбы  время.

Считается, что в нормально функционирующем  рыночном обществе естественный уровень  безработицы (фрикционная+структурная) может составлять 5-7%. На его величину оказывают влияние как общее состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка. 
 
 
 

2. Социально-экономическая  характеристика Чернушинского района

Чернушинский  район расположен в восточной  части Буйской волнистой равнины, на равнинно-холмистом Приуралье, на отрогах Тулвинской возвышенности, в зоне широколиственно-хвойных лесов, испытавших заметное антропогенное воздействие.

Площадь района — 1676 км², что составляет около 1 % от территории Пермского края. Протяжённость  района с севера на юг — 54 км; с запада на восток — около 56 км.

История

Поселение основано в 1854 г. Первоначально – деревня. Название получило от р. Чернушка, притока р. Стрежа. С окт. 1930 по июль 1958 г. здесь существовала Чернушинская МТС. В 1932 г. был построен льнозавод (работал до 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в Чернушке находились школа военных летчиков, готовившая кадры для пилотов ночной авиации и штурмовиков, и эвакуированный с Украины телефонный завод. В авг. 1949 г. создана Чернушинская нефтеразведка, преобразованная в июне 1971 г. в управление буровых работ. В 1958 г. создано НПУ (с 15 июля 1971 г. – НГДУ) «Чернушканефть». С 1963 г. действует мясокомбинат, с 1975 г. – сыродельный завод (позднее - маслосыркомбинат). 9 марта 1977 г. основан завод керамических стеновых материалов. Поселок городского типа с 4 июля 1945 г. Город с 7 февр. 1966 г. Центр Чернушинского р-на с 1931 г.

До реформы  местного самоуправления Чернушинский район был единым муниципальным  образованием, включавшим в 1926 году 59 сельских советов, а к 1993 году 1 город районного  подчинения и 18 сельских советов. 

Информация о работе Статистико-экономический анализ безработицы