Трудовая пенсия по старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание

Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4
1.Понятие и общая характеристика трудовой пенсии по старости………….5-8
2.Порядок назначения трудовой пенсии по старости…………………………..9
2.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости………………9-10
2.2.Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по
старости……………………………………………………………………11
2.3.Сроки назначения трудовой пенсии по старости…………………...12
3. Расчет трудовой пенсии по старости…………………………………….13-16
4.Перерасчет размеров, выплата и доставка трудовой пенсии по старости……………………………………………………………………….17-19
5.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства РФ…………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Трудовая пенсия по старости.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирский кооперативный

техникум имени  А.Н.Косыгина Новосибирского Облпотребсоюза»

 

 

 

 

Курсовая работа

по МДК 01.01. Право социального обеспечения

ПМ 01 Обеспечение реализации

прав граждан на пенсионное обеспечение  и социальную защиту

 

По теме: Трудовая пенсия по старости.

 

 

 

 

 

                                                Выполнила:

                                                студентка 2 курса

                                                специальности

                                                «Право и организация социального  обеспечения»

                                               Зайцева Анастасия Сергеевна

                                               Проверил:

                                                преподаватель

                                                Запорожцева Марина Геннадьевна

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4

1.Понятие и общая характеристика трудовой пенсии по старости………….5-8

2.Порядок назначения трудовой  пенсии по старости…………………………..9

2.1.Условия назначения  трудовой пенсии по старости………………9-10

2.2.Документы, необходимые для  назначения трудовой пенсии по

старости……………………………………………………………………11

2.3.Сроки назначения трудовой пенсии по старости…………………...12

3. Расчет трудовой пенсии по старости…………………………………….13-16

4.Перерасчет размеров, выплата и доставка трудовой пенсии по старости……………………………………………………………………….17-19

5.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства РФ…………

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемой литературы………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пенсионное обеспечение является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального страхования.

Российское общество переживает нелегкий период политических,  экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.                                                       

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.   Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Трудовые пенсии по старости" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.  Объектом исследования  является анализ и рассмотрение условий получения трудовых пенсий по старости.      Предметом исследования - теоретические и практические аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения граждан.    Цель данной работы – углубление и систематизация знаний по теме трудовая пенсия по старости.  

В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:

-определить понятие трудовой пенсии по старости;

-проанализировать действующие нормативные правовые акты,  регулирующие пенсионное обеспечение граждан; 

- исследовать условия  назначения трудовой пенсии по  старости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и общая  характеристика трудовой пенсии по старости 
            Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд, исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея, всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и  с периодичностью один раз в месяц.

Разработчики Закона "О государственных пенсиях  в Российской Федерации" исходили из концепции "заработанной пенсии", поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается  в полной сумме.      

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что  право на одновременное получение  пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств  существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.        Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.          Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия "досрочные пенсии", однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены.      Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.  
На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. 
Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения.           В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет. В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.           Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.  
Однако в таком подходе содержится элемент дискриминации по признаку пола. "Ожидаемая" продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже чем у мужчин и без учета "ожидаемой" продолжительности жизни. 
  Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.            Необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Требования по стажу для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия назначения трудовой пенсии по старости

С 2002 года в России действует  пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

При этом размеры страховой  части трудовой пенсии по старости определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части  трудовой пенсии по старости.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости.

Фиксированный базовый  размер трудовой пенсии (страховой  части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа  и достижение установленного законодательством  пенсионного возраста.

Тарифы страховых взносов  для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и  для банковских вкладов. Только эти  деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии, управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом  счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы, необходимые  для получения трудовой пенсии по старости

При обращении за назначением  трудовой пенсии вместе с заявлением необходимо представить документы, на основании которых территориальный орган Фонда определяет, имеет ли гражданин право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Форма заявления устанавливается в соответствии с правилами ведения пенсионной документации. Бланк заявления можно взять в территориальном органе фонда, в нем указывается полная информация о гражданине, с учетом которой ему устанавливается трудовая пенсия. За достоверность информации гражданин несет ответственность в установленном законом порядке. 
Для назначения трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии) по старости вместе с заявлением гражданина необходимо представить: паспорт;          трудовую книжку, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя.      Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:           справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января       2002 г. в течение трудовой деятельности;      документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи;           справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;         документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ;       документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;     документы об изменении фамилии, имени, отчества;   справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Сроки назначения трудовой пенсии по старости

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (изменения от 29 июня 2004 г.) в статье 19 определяет, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается  день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления  со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления.

В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

 

Расчет трудовой пенсии по старости                                                    

С 01.01.2010г. в Федеральный Закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона  от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которыми базовая часть трудовой пенсии включена в страховую часть в виде фиксированного базового размера. Таким образом, трудовая пенсия по старости с 01.01.2010г. состоит из страховой и накопительной части.

Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая  от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

Информация о работе Трудовая пенсия по старости