Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:11, курсовая работа
Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.
Введение………………………………………………………………………....3-4
1.Понятие и общая характеристика трудовой пенсии по старости………….5-8
2.Порядок назначения трудовой пенсии по старости…………………………..9
2.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости………………9-10
2.2.Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по
старости……………………………………………………………………11
2.3.Сроки назначения трудовой пенсии по старости…………………...12
3. Расчет трудовой пенсии по старости…………………………………….13-16
4.Перерасчет размеров, выплата и доставка трудовой пенсии по старости……………………………………………………………………….17-19
5.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства РФ…………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Основой для определения размера страхо
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев
ожидаемого периода выплаты трудовой
пенсии по старости, применяемого для
расчета страховой части
Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, который составляет 2 562 рублей в месяц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, и лиц имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, который устанавливается повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии).
ПК определяется по формуле:
ПК = ПК1 + СВ + ПК2 , где
ПК1 — часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленная для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года;
СВ — сумма валоризации (повышение размера ПК1 с 1 января 2010 года), которая составляет 10 процентов величины ПК1 и, сверх того, 1 процент величины ПК1 за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
ПК2 — сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
ПК1 рассчитывается по формуле:
ПК1 = (РП — 450 рублей) * T, где
РП — расчетный размер трудовой пенсии;
450 рублей — размер
базовой части трудовой пенсии
по старости, который устанавливался
законодательством Российской
T — 228 месяцев.
РП определяется в одном из трех указанных ниже порядков по выбору застрахованного лица и не может быть ниже 660 руб.
В состав страховой части входит фиксированный базовый размер, который зависит от категории пенсионера (возраст, наличия иждивенцев, группы инвалидности). ФБР трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере.
По состоянию на 01.04.2010 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2723,41 рубля в месяц.
Накопительная часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Размер накопительной части трудовой пенсии определяется из суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, и определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, составляющего 228 месяцев.
Также пенсионным законодательством
предусмотрена возможность
В настоящее время Правительством РФ разрабатывается законопроект о возможности выплаты негосударственной пенсии за счет пенсионных накоплений по выбору застрахованного лица. В соответствии с законопроектом срок выплаты такой негосударственной пенсии должен составлять не менее 5 лет. Таким образом, пенсионеры в будущем могут получить право на получение повышенной пенсии в течение 5 или более лет, а после истечения этого срока они будут получать только страховую часть пенсии.
Перерасчет размеров, выплата и доставка трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. В страховую часть пенсии с 2010 года вошла и базовая часть, которая ранее была самостоятельной частью трудовой пенсии по старости. Эти изменения вызваны необходимостью придания пенсии большего страхового принципа, путем возврата к страховым взносам работодателя в Пенсионный фонд РФ. При назначении трудовой пенсии по старости учитывается сумма страховых взносов отраженных на специальной части индивидуального счета застрахованного лица, за период с 2002 года по настоящее время. Поэтому для каждого работника принципиально знать, сколько его работодатель отчисляет в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и с какой заработной платы. Если в организации имеет место скрытая форма выплаты заработной платы, так называемая «конвертная форма» оплаты или какие-либо «серые схемы» оплаты, то ожидать высоких размеров пенсий при выходе на пенсию не придется. В этом заключается основной принцип пенсионной реформы – будущая пенсия зависит только от самого застрахованного лица. По данным Госкомстата во втором квартале 2010 года средняя заработная плата по стране составила 20809 руб. в месяц, а средний размер назначенных в этот период трудовых пенсий 8156 руб. в месяц. В 2011 году трудовая пенсия выросла до 8522 руб. в месяц, а пенсия по старости составила 8890 руб. в месяц. Граждане, получающие пенсию и продолжающие работать, не менее чем 12 полных месяцев со дня назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на перерасчет размера страховой части трудовой пенсии, который проводится ежегодно по заявлению гражданина. Перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
Повышение (индексация и корректировка) размеров трудовых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в соответствии с порядком установленным федеральным законом №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации. Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд Российской Федерации, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии, в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 17 вышеупомянутого федерального закона. Гражданам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона №173-ФЗ, после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения указанной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета ее размера.
Порядок выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим), включая организацию их доставки, а также контроль за организацией выплаты этих пенсий, в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 13; N 48, ст. 4587) и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700 (ч. I); N 46 (ч. I), ст. 4437) определяют правила выплаты пенсии в соответствии с вышеуказанными федеральными законами.
Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.
Выплата пенсии
производится территориальным органом
Пенсионного фонда Российской Федерации
по месту нахождения пенсионного
дела на основании заявления
Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Доставка пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями4, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Оплата доставки пенсии осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату услуг по доставке пенсий, утвержденным федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проблемы и
перспективы пенсионного
Российской Федерации
С 1 января 2003 года вступили в действие законы, в корне меняющие существовавшую систему пенсионного обеспечения Российской Федерации, практически полностью перестраивающие правовое регулирование в данной сфере. Это, в первую очередь, законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принятые Государственной Думой и Советом Федерации, а также принятые в первом чтении законопроекты «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) Российской Федерации» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах». Таким образом, при разработке законов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, необходим комплексный подход, анализ смежных отраслей законодательства и их взаимосвязей. Внесенные в Государственную Думу Президентом Российской Федерации проекты законов по пенсионной реформе содержали такое количество недостатков, что после первого чтения в профильный комитет Думы поступило более 600 поправок. Депутатам Думы удалось прийти к согласию по ряду поправок и добиться того, чтобы часть из них была принята, но значительное количество, к сожалению, было отклонено. На сегодняшний день главным недостатком принятых законов, на мой взгляд, является нарушение положений п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, запрещающих издавать законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. В чем это проявляется? Прежде всего, в самом понятии трудовой пенсии, которая определяется как выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Данное определение в корне меняет концепцию права на пенсию, существующую в настоящее время. Действующее до настоящего года законодательство, а именно Закон «О государственных пенсиях», связывало право на получение пенсии с наступлением определенного возраста, наступлением инвалидности и потерей кормильца. Таким образом, закрепленное в законе понятие трудовой пенсии как возмещение утраченного заработка или иного дохода является существенным нарушением прав граждан, достигших пенсионного возраста, но продолжающих работать, т.е. не утративших свой заработок. Подобная формулировка позволяет органу, осуществляющему назначение пенсии, по этому основанию отказать гражданину в его праве на трудовую пенсию. Разработчики законов – Правительство и Пенсионный фонд – неоднократно в устной форме заверяли, что этого не произойдет, и хотелось бы в это верить, однако, на мой взгляд, такая дискриминационная неопределенность в законной формулировке основных понятий недопустима. В ст. 18 ч.4 Закона «О трудовых пенсиях» содержится норма, закрепляющая право на пенсию работающих пенсионеров без каких-либо ограничений, но не так четко, как в Законе «О государственных пенсиях». Из страхового стажа новым законодательством исключены периоды обучения в училищах по подготовке кадров, техникумах, ВУЗах, время отпуска до родов, период проживания супруга военнослужащего, проходящего службу в местностях, где супруг не мог трудиться по специальности. Период ухода за ребенком до 1,5 года, а в общей сложности не более 3 лет, военная служба, период получения пособия по временной нетрудоспособности или пособия по безработице и т.д. теперь будут засчитываться только в том случае, если этим периодам предшествовала : трудовая или иная деятельность, во время которой уплачивались страховые взносы. Из нестраховых периодов только два – служба в армии и уход за детьми – будут оплачиваемыми. Данный перечень не является исчерпывающим, особого внимания заслуживают содержащиеся в законах размеры пенсии и методики их определения. Данный вопрос является для пенсионного обеспечения ключевым, поскольку главным недостатком существующей пенсионной системы является на сегодня как раз недостаточный размер пенсий, поручаемых большинством пенсионеров. Таким образом, на сегодняшний день пенсионная реформа осуществляется путем принятия законов, не решающих основных проблем пенсионного обеспечения. А эти проблемы требуют комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в и реальном секторе народного хозяйства. Считаю, что при реформировании пенсионной системы должна быть четко сформулированная и принятая обществом цель реформы.Только исходя из такой цели могут быть поставлены и успешно решены задачи пенсионной реформы. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. Они часто не имеют возможности защитить себя. Ущемление их пенсионных прав катастрофически подорвет доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству. Управление пенсионной системой должно основываться на принципе четкого разделения властных и экономических функций. Изменение механизма финансирования пенсий и пенсионной формулы должно быть следствием изменения базовых предпосылок функционирования пенсионной системы, обеспечивать справедливое исчисление пенсий и преследовать цель повышения устойчивости пенсионной системы в целом.
Заключение
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета. Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности. Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ). В заключение хочется отметить. Легко дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Но самое сложное – предложить программу перехода из одного состояния в другое. Перед Россией стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно выбрать направление дальнейшей реформы и, абстрагируясь от мнений заинтересованных структур, кардинальным образом изменить систему пенсионного обеспечения в соответствие с реалиями времени. Нам предстоит прийти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условиях. В рамках поставленной цели были решены следующие задачи: 1. Изучено понятие «трудовая пенсия по старости»; 2. Рассмотрена структура трудовой пенсии по старости, источники финансирования разных ее частей; 3. Рассчитана трудовая пенсия по старости
Список используемой литературы