Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа
Исследование инфляции в экономической науке показывает, что принципиальными недостатками современных концепций определения сущности инфляции и инфляционного процесса являются неоправданное влияние на уровень жизни населения. На основе использования историко-экономического метода анализа причинно следственных связей, изучена количественная характеристика изменения уровня жизни в условиях инфляции, определяемая, во-первых, степенью развития системы потребительских комплексов населения, во-вторых, количеством и качеством необходимых для жизни материальных и духовных благ, услуг, используемых для их удовлетворения.
Введение 3
1. Инфляция: понятие, виды, причины и социально-экономические последствия………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие инфляции…….……….………………………………...…………...4
1.2. Виды и причины инфляции….……………………………………………....5
1.3. Социально-экономические последствия инфляции……..………...……….9
2. Характеристика рыночной экономики и необходимость перехода к ней...12
2.1. Необходимость перехода к рыночной экономике………………….……..12
2.2.Трансформационноая экономика: понятие и основные черты…………...14
2.3. Концепции перехода к рыночной экономике……………………………..18
2.4. Характеристика рыночной экономики……….……………………………21
3. Уровень жизни населения и факторы, воздействующие на его формирование…………………………..………………………………………..25
3.1. Влияние инфляции на уровень жизни населения……………………....…25
3.2. Уровень жизни населения в условиях формирования рыночной экономики……………………………………....................................…………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……….…...……………………………...30
5.
По характеру протекания
Причины инфляции многообразны. Можно выделить внутренние и внешние факторы возникновения инфляции.
Внутренние факторы обусловлены состоянием экономики данной страны. Наиболее распространенными из них являются:
К внешним факторам относятся:
1.3. Социально-экономические
последствия инфляции.
В условиях инфляции экономические субъекты при принятии хозяйственных решений наряду с другими факторами учитывают и ожидаемой темп инфляции. Если бы темпы инфляции можно было точно предвидеть, то все участники национального хозяйства попытались бы нейтрализовать воздействие инфляции на реальные экономические параметры: профсоюзы предусмотрели бы необходимое индексирование ставки денежной зарплаты, кредиторы увеличили бы реальную ставку процента на темп инфляции, государство своевременно корректировало бы шкалу налоговых ставок.
Инфляция препятствует реализации планов экономических субъектов и нарушает факториальное распределение доходов, обеспечивающее оптимальное по Парето использование производственных ресурсов общества. Рассмотрим основные негативные последствия инфляции.
Во
время инфляции экономическим субъектам
для поддержания размера
Величину
уплачиваемого инфляционного
Получателем инфляционного налога является государство. Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и издержками их изготовления. Этот доход называется сеньоранжем.
Так как доход государства от сеньоража основывается на желании населения поддержать на неизменном уровне уменьшающиеся во время инфляции реальные кассовые остатки, то, увеличивая темп инфляции, государство получает дополнительный источник дохода.
Однако по мере повышения темпа инфляции спрос на реальные кассовые остатки сокращается из-за повышения альтернативных издержек их держания. Как и при любом ином налоге, рост налоговой ставки (в данном случае темпа инфляции) сверх определенного предела ведет к сокращению базы налогообложения (в данном случае реальной кассы) и снижению налоговых поступлений, как это описывается известной кривой Лаффера.
Снижение доходов от сеньоража из-за сокращения реальных кассовых остатков происходит также по мере развития банковской системы и совершенствования техники расчетных операций.
По
мере роста инфляции налогоплательщики
с неизменным реальным доходом могут попасть
под более высокую ставку обложения вследствие
увеличения их номинального дохода. Допустим,
установлена следующая шкала подоходного
налогообложения:
Ставка, % | 8 | 10 | 15 |
Доход, тыс. руб. | 9-14 | 15-19 | >20 |
Общая сумма подоходного налога с трех индивидов, получающих соответственно 10,15 и 20 тыс. руб., составит
10∙0,08 + 15∙0,1 + 20∙0,15 = 5,3 тыс. руб.
Если уровень цен и номинальные доходы удвоятся, то сумма подоходного налога будет
0,15(20 + 30 + 40) = 13,5 тыс. руб.
т.е. возрастет в 2,5 раза.
Однако в период гиперинфляции у государства обычно возникают потери при сборе налогов из-за разрыва во времени между получением дохода и уплатой налога. Так, если 1 апреля налогоплательщик должен уплатить налог с дохода прошлого года, а за три прошедших месяца текущего года инфляция составила 50%, то реальный доход государства от налогов сократится наполовину.
Поскольку номинальные факторные доходы участников производства растут одновременно с повышением уровня цен, а денежные размеры пенсий и пособий корректируются решениями административных инстанций, как правило, с опозданиями, то по мере развития инфляции доля получателей трансфертов в национальном доходе снижается.
Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к дебиторам, так как долг возвращается подешевевшими деньгами. Предположим, что домашние хозяйства предоставили предпринимателям ссуду в 100 ден. ед. под 10% годовых. Предприниматели в этом же периоде превратили ссуду в реальный капитал с 10%-й годовой нормой прибыли и всю прибыль направляют на увеличение реального капитала.
При отсутствии инфляции через 15 лет домашние хозяйства будут располагать денежной суммой в 418 ед. (100∙1,115 = 418), а в распоряжении у предпринимателей будет реальный капитал на такую же сумму.
Если бы в течении этих 15 лет все цены ежегодно повышались бы на 5%, то в соответствии с договором о ссуде домашние хозяйства через 15 лет получили бы те же 418 ден. ед. Денежная оценка реального капитала в текущих ценах равнялась бы 868 ден. ед. (100∙1,115∙1,0515 = 868). В реальном исчислении домашние хозяйства получили 418/1,0515 = 201 ден. ед., т.е. их потери будут 418–201=217 ден. ед. Реальный выигрыш предпринимателей (868–418)/1,0515 =217 ден. ед.
Аналогичное
перераспределение имущества от
частного сектора к государству
происходит во время инфляции в результате
снижения реальной ценности финансовых
активов экономических субъектов: обесценение
государственных облигаций и номинальных
кассовых остатков в портфелях населения
есть оборотная сторона обесценения государственного
долга.
2. Характеристика
рыночной экономики и необходимость перехода
к ней.
2.1. Необходимость перехода к рыночной экономике.
Отличительной чертой макроэкономических процессов в Беларуси и других странах СНГ является то, что они протекают в условиях перехода от плановой экономики к рыночной. Я предлагаю рассмотреть причины, общие условия и закономерности трансформации командной социалистической экономики в рыночную, сущность и основные черты национальной трансформационной экономики, имеющиеся концепции перехода к рынку и их воплощение в белорусской модели, роль государства в данных процессах и особенности социальной политики.
В
настоящее время экономика
Построенная на указанных принципах экономика получила в экономической литературе название «командно-административная система» (КАС). Рассмотрим ее характерные черты и особенности.
Существенной чертой командно-административной системы является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.
В основе управления производственным процессом лежало централизованное директивное планирование. План после принятия принимал форму закону; его неисполнение вело к административной, уголовной и партийной ответственности. Центр определял основные экономические показатели: цены, нормы оплаты труда и прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделялись бесплатные ресурсы, устанавливался фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров.
Однако, директивное планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в чрезвычайных условиях (войны, стихийные бедствия), когда в кратчайшие сроки нужно сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях.
Особенностью производства в командно-административной системе является господство предприятий-монополистов. В такой хозяйственной системе неэффективно работающим предприятиям не дают разориться, поддерживая их «на плаву» путем перераспределения прибыли от более эффективно работающих предприятий. По этой причине отсутствуют стимулы для продуктивной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий. Следовательно, еще одной характерной чертой КАС является система экономического иждивенчества. Здесь каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров, цен и услуг, поэтому отсутствует конкуренция. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем.
Информация о работе Уровень жизни населения и факторы, воздействующие на его формирование