Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа
Исследование инфляции в экономической науке показывает, что принципиальными недостатками современных концепций определения сущности инфляции и инфляционного процесса являются неоправданное влияние на уровень жизни населения. На основе использования историко-экономического метода анализа причинно следственных связей, изучена количественная характеристика изменения уровня жизни в условиях инфляции, определяемая, во-первых, степенью развития системы потребительских комплексов населения, во-вторых, количеством и качеством необходимых для жизни материальных и духовных благ, услуг, используемых для их удовлетворения.
Введение 3
1. Инфляция: понятие, виды, причины и социально-экономические последствия………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие инфляции…….……….………………………………...…………...4
1.2. Виды и причины инфляции….……………………………………………....5
1.3. Социально-экономические последствия инфляции……..………...……….9
2. Характеристика рыночной экономики и необходимость перехода к ней...12
2.1. Необходимость перехода к рыночной экономике………………….……..12
2.2.Трансформационноая экономика: понятие и основные черты…………...14
2.3. Концепции перехода к рыночной экономике……………………………..18
2.4. Характеристика рыночной экономики……….……………………………21
3. Уровень жизни населения и факторы, воздействующие на его формирование…………………………..………………………………………..25
3.1. Влияние инфляции на уровень жизни населения……………………....…25
3.2. Уровень жизни населения в условиях формирования рыночной экономики……………………………………....................................…………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……….…...……………………………...30
Главными целями преобразований собственности являются рост эффективности производства, формирование конкурентной среды, привлечение инвестиций. Новые подходы к приватизации должны учитывать также градостроительные, социальные и экологические последствия реформ.
В процессе приватизации предстоит решить следующие основные задачи:
2.3. Концепции
перехода к рыночной экономике.
К настоящему времени сложилось несколько концепций трансформации командной экономики.
Первая, получившая название «шоковая терапия», предполагает радикальные системные преобразования экономики общества, основным направлениями которых являются либерализация цен, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий. Другие меры включают переход к конвертируемости отечественной валюты, приватизацию государственных и создание условий для появления новых негосударственных предприятий, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. При таком варианте трансформации государство прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а лишь создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики.
Шоковая
терапия применяется для того,
чтобы достичь критической
Сущность
второго направления –
Основные различия между данными вариантами заключаются, во-первых, в сроках проведения основных преобразований в экономике, во-вторых, в степени охвата рыночными отношениями народного хозяйства.
При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К ее основным чертам относятся:
1)
значительная регулирующая
2)
принцип постепенности,
3)
сильная и эффективно
4)
четкая система
5)
социальная направленность
6) активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.
Одной из важнейших особенностей белорусской модели является тот факт, что в ее основу положена национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), базирующаяся на принципах, выработанных на Конференции ООН. Она призвана обеспечить решение социально-ресурсного потенциала.
Основной целью устойчивого развития Республики Беларусь является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на общесистемных преобразованиях экономики и общества, целями которых являются:
1. В области совершенствования государственности – формирование сильного, эффективного правового государства, которое способно создать необходимые условия и активизировать поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;
2. В области общественного развития – постепенный переход к новому постиндустриальному обществу, с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистым производством, высоким уровнем демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей; с развивающейся системой формирования физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям человека;
3.
В области экономики –
2.4. Характеристика
рыночной экономики.
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
К важнейшим функциям рынка (рыночной экономики) относятся:
1.
Функция саморегулирования
2.
Стимулирующая функция. При
понижении цен производители
сокращают производство, одновременно
изыскивают возможности
3.
Функция установления
4.
Регулирующая функция. С
5. Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Рыночная экономика — экономика, основанная, на принципах:
Субъекты рыночной экономики:
1)
Домохозяйство – это
К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.
2) Фирма – это экономическая единица, которая:
3)
Под государством понимают все
правительственные учреждения, имеющие
юридическую и политическую
Домохозяйства
и фирмы образуют частный сектор,
а государство –
Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частичные интересы. Направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.
Рыночной экономике свойствен принцип рыночного ценообразования. Как известно, цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной стороны продать товар подороже и другой стороны - купить подешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.
Информация о работе Уровень жизни населения и факторы, воздействующие на его формирование