Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:23, курсовая работа
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди зачастую и не осознавая этого, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая, отдыхая, общаясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определенной системой сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов; он систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и принимает определенные решения и действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления как способность к анализу и синтезу информации об окружающем мире. Это так называемый обыденный компонент статистического мышления.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Значение и теоретические основы выборочного наблюдения в туристской деятельности 5
Методы отбора единиц в выборочную совокупность, применяемых в туризме 11
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
Вывод 29
Список используемой литературы 31
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
Вывод 29
Список
используемой литературы
31
ВВЕДЕНИЕ
Роль статистики
в нашей жизни настолько
Туризм - деятельность лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся вне их обычной среды обитания, в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха, с деловыми и с другими целями, но не с целью занятия деятельностью, оплачиваемой в месте пребывания.
Статистика в туристской
деятельности - первоначальное
накопление исходного материала для комплексной
оценки экономического состояния или
эффективности деятельности турфирмы.
Термин «обычная среда обитания» введен для избежания включения в туристскую статистику лиц, которые совершают короткие (ежедневные или еженедельные) поездки между домом и работой (учебой) или другими местами постоянного посещения.
3 аспекта статистики в туризме:
1. Совокупность цифрового
материала по конкретным
2. Вид деятельности, связанный с обобщением и обработкой
информации.
3. Использование системного
подхода к определению
достоверности данных и проведению статистического
наблюдения.
Задача
Статистическое исследование состоит из трех основных стадий:
1. Статистического наблюдения.
2. Первичная обработка,
сводка и группировка результатов
наблюдения.
3. Анализ полученных сводных материалов.
Все эти этапы
связаны между собой, отсутствие
одного из них ведет к разрыву
целостности статистического
Прохождение каждой стадии исследования связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы. В туризме очень важен метод выборочного наблюдения для определения целей дальнейшей работы и изучения туррынка.
1.1 ЗНАЧЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Выборочным называется такое не сплошное наблюдение, при котором признаки регистрируются у отдельных единиц изучаемой статистической совокупности, отобранных с использованием специальных методов, а полученные в процессе обследования результаты с определенным уровнем вероятности распространяются на всю исходную совокупность.
Выборочное наблюдение нельзя отождествлять с не сплошным обследованием вообще, так как оно является лишь одним из видов последнего, наиболее проработанным с методологической и организационной точек зрения. Помимо выборочного наблюдения, не сплошное обследование может осуществляться путем монографического описания, методом основного массива или на основе различных видов анкетирования (в основном применяется в туристской деятельности фирмы), когда отсутствуют какие-либо специальные методы отбора респондентов и процент заполненных и возвращенных анкет заранее не известен.
Преимущества
• времени, затрачиваемого как на получение первичной
информации, так и на последующую ее обработку, вплоть до публикации итоговых материалов.
В то же время необходимо четко представлять, что выборочное наблюдение, как бы грамотно с методологической точки зрения оно не было организовано маркетологами тур.предприятий, всегда связано с определенными ошибками. Поэтому, когда вариация регистрируемых признаков очень сильная и процент отбора для получения выборочных значений с заданной точностью достигает 20-25%, следует правильно оценить целесообразность не сплошного обследования, сопоставив достаточно большие затраты всех ресурсов на такую объемную выборку и ожидаемые погрешности статистических характеристик. Вполне вероятно, что проведение сплошного обследования в подобных случаях будет оправданным.
В то же время при решении ряда задач выборочное наблюдение является единственно возможным способом получения необходимой информации. Так, контроль многих видов тур.продуктов связан с их устареванием и неактуальностью. Например, нельзя проверить каждую продаваемую поездку на тур.рынке производимую туроператором на соблюдение всех требований по качеству предоставляемых услуг. Нельзя проверить мнение каждого туриста о какой-либо турфирме или о тур.продуктах на соответствие стандартам, так как это связано с большим количеством турфирм на туристском рынке и большими потоками туристов. В подобных случаях контроль качества может осуществляться только с использованием выборочного метода.
Согласно международным статистическим нормам, к путешественникам, не включены в выборочное наблюдение:
-приграничные рабочие;
-транзитные пассажиры;
Путешественники, включенные в выборочное наблюдение, называют посетителями и подразделяются на две группы:
Реализация выборочного метода базируется на понятиях генеральной и
выборочной совокупностей.
Генеральной совокупностью называется вся исходная изучаемая статистическая совокупность, из которой на основе отбора единиц или групп единиц формируется выборочная совокупность. Поэтому генеральную совокупность также называют основой выборки.
Отбор единиц в выборочную совокупность может быть повторным или бесповторным.
При повторном отборе попавшая в выборку единица подвергается обследованию, т.е. регистрации значений ее признаков, возвращается в генеральную совокупность и наравне с другими единицами участвует в дальнейшей процедуре отбора. Таким образом, некоторые единицы могут попадать в выборку дважды, трижды или даже большее число раз. И при изучении выборочной совокупности они будут рассматриваться как отдельные независимые наблюдения.
Отметим, что число единиц генеральной совокупности, участвующих в отборе, при таком подходе остается постоянным.
Поэтому вероятность попадания в выборку для всех единиц совокупности на протяжении всего процесса отбора также не меняется.
На практике в туризме методология повторного отбора обычно используется в тех случаях, когда объем генеральной совокупности не известен и теоретически возможно повторение единиц с уже встречавшимися значениями всех регистрируемых признаков.
Например, при проведении маркетинговых исследований в туризме мы не можем точно оценить, какое число турагентств предпочитает тур.услуги конкретного туроператора, сколько клиентов предпочитает покупать тур.продукты именно в данной турфирме и т.д. Поэтому возможно повторение совершенно идентичных единиц по причине как практически неограниченных объемов совокупности, так и возможной повторной регистрации. Предположим, при проведении исследования один и тот же клиент может дважды прийти в турфирму и дважды подвергнуться обследованию.
При выборочном контроле качества тур.продуктов и тур.услуг объем генеральной совокупности также часто не определен, так как процесс производства и реализации может осуществляться постоянно, каждый день, дополняя генеральную совокупность новыми единицами-турами. Поэтому в выборочную совокупность могут попасть два и более тура с абсолютно одинаковыми характеристиками. Следовательно, и в этом случае при обработке результатов выборки необходимо ориентироваться на методологию, используемую при повторном отборе.
При бесповторном отборе попавшая в выборку единица подвергается обследованию и в дальнейшей процедуре отбора не участвует. Такой отбор целесообразен и практически возможен в тех случаях, когда объем генеральной совокупности четко определен. Получаемые при этом результаты, как правило, являются более
точными по сравнению с результатами, основанными на повторной выборке.
Необходимо отметить, что в выборочную совокупность в туризме могут отбираться не только отдельные туры, но и группы тур.продуктов. В первом случае отбор называется индивидуальным, во втором случае - групповым.
Как уже отмечалось выше, выборочное наблюдение всегда связано с определенными ошибками получаемых характеристик. Ошибки регистрации являются следствием неправильного установления значения наблюдаемого признака или неправильной записи. Они свойственны не только выборочному, но и сплошному наблюдению.
Ошибки
Они отражают, в какой степени, попавшие в выборку единицы могут, представлять всю генеральную совокупность. При этом следует различать систематические и случайные ошибки репрезентативности.
Систематические ошибки репрезентативности связаны с нарушением принципов формирования выборочной совокупности. Например, вследствие каких-либо причин, связанных с организацией отбора, в выборку попали единицы, характеризующиеся несколько большими или, наоборот, несколько меньшими по сравнению с другими единицами значениями наблюдаемых признаков. В этом случае и рассчитанные выборочные характеристики будут завышенными или заниженными.
Случайные ошибки репрезентативности обусловлены действием случайных факторов, не содержащих каких-либо элементов системности в направлении воздействия на рассчитываемые
выборочные характеристики. Но даже при строгом соблюдении всех принципов формирования выборочной совокупности выборочные и генеральные характеристики будут несколько различаться. Получаемые случайные ошибки могут быть статистически оценены и учтены при распространении результатов выборочного наблюдения на всю генеральную совокупность. Оценка ошибок выборочного наблюдения основана на теоремах теории вероятностей.
Информация о работе Значение и теоретические основы выборочного наблюдения в туристской деятельности