Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:48, курсовая работа
В курсовой работе приведена оценка технического уровня типовых соединений деталей транспортных машин: гладкие, резьбовые и шпоночные соединения, подшипники качения. Установлены требования к отклонениям формы, расположения и шероховатости поверхностей. Назначены отклонения линейных размеров с использованием, в том числе, размерных цепей. Выбраны измерительные средства. Рассмотрена предложенная схема сертификации вала и охарактеризован документ, используемый для подтверждения соответствия.
Национальная система стандартизации НСС 3
Расчёт и выбор посадки с натягом 5
Расчёт и выбор посадок подшипников качения 9
Выбор размеров и посадок шпоночного соединения 13
Назначение размеров вала 16
Размерные цепи 17
Назначение полей допусков осевых и диаметральных
размеров вала 19
Выбор измерительных средств для контроля размеров
вала под посадку с натягом 20
Назначение допусков формы и расположения
поверхностей вала 21
Назначение требований к шероховатости поверхностей
вала 23
Анализ точности резьбового соединения 25
Характеристика схемы сертификации и документа о
подтверждении соответствия 28
Библиографический список 30
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат 2
размеров вала 19
вала под посадку с натягом 20
поверхностей вала 21
вала 23
подтверждении соответствия 28
Библиографический список 30
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 30 страниц текста, 16 рисунков, 19 таблиц и чертёж формата А3.
В курсовой работе приведена оценка технического уровня типовых соединений деталей транспортных машин: гладкие, резьбовые и шпоночные соединения, подшипники качения. Установлены требования к отклонениям формы, расположения и шероховатости поверхностей. Назначены отклонения линейных размеров с использованием, в том числе, размерных цепей. Выбраны измерительные средства. Рассмотрена предложенная схема сертификации вала и охарактеризован документ, используемый для подтверждения соответствия.
Привести пример стандарта (нормативного документа), используемого на вашем предприятии, дать определения стандартизации, технического регулирования и технического регламента.
ГОСТ Р 54746-2011
Железнодорожный подвижной
Группа Д55
Общие технические условия
ОКС 45.020
ОКП 31 8000
Дата введения 2012-07-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального
4 В настоящем стандарте реализованы требования технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" применительно к объекту технического регулирования - тифонам для локомотивов и моторвагонного подвижного состава:
- содержит минимально необходимые требования безопасности;
- устанавливает правила отбора образцов для подтверждения соответствия;
- устанавливает методы проверки минимально необходимых требований безопасности для осуществления оценки соответствия
Область применения
Настоящий стандарт
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таблица 2.1 – Исходные данные
Название и размерность параметров вала и колеса |
Вал |
Зубчатое колесо |
Длина соединения, мм |
L=200 | |
Диаметр соединения, мм |
d=D = 180 | |
Диаметр впадин зубчатого колеса, мм |
d2=234 | |
Модуль упругости, Па |
E=2,06×1011 | |
Коэффициент Пуассона |
m=0,3 | |
Предел текучести, Па |
sT= 3,4×107 | |
Шероховатость поверхности, мкм |
Rzd = 8 |
RzD = 10 |
Частота вращения, об/мин |
1000 | |
Крутящий момент, Нм |
10 |
2.1. Расчёт посадки
Вычисляем значения
наибольшего и наименьшего
Nminф ³ Nmin Nmaxф£ Nmax (2.1)
где Nminф и Nmaxф – наименьший и наибольший функциональные натяги
Значение наименьшего натяга определяется по формуле
(2.2)
где Рэ – удельное контактное эксплуатационное давление при действии крутящего момента
(2.3)
где: п – коэффициент запаса сцепления деталей (в зависимости от соединения). Для валов с консольной нагрузкой: К=3 – установлена полумуфта; К=3,5 – звёздочка цепной передачи или шестерня; К=4 – шкив. Для промежуточных валов редукторов К=4,5.
Мкр – крутящий момент на валу, Т = 10 Нм;
D – диаметр посадочной поверхности, D = 180 мм;
L – длина посадочной поверхности, l = 200 мм;
f – коэффициент трения, f – 0,15.
Коэффициенты Ламэ Сd и СD:
(2.4)
(2.5)
где d – посадочный диаметр, d = 180 мм;
d1 – диаметр отверстия охватываемой детали (для сплошного вала d1 = 0 мм);
d2 – диаметр охватывающей детали, d2 =234 мм;
md и mD – коэффициенты Пуассона охватываемой и охватывающей деталей;
По формуле (2.2) имеем
мкм
Наибольший натяг определяется по формуле
(2.6)
где Рдоп – наибольшее допускаемое давление на поверхности вала или втулки.
На поверхности втулки отсутствуют пластические деформации при
Pmaxвт = 0,58 sт [1- (d/d2)2] =0,58 ×3,4×107× (1-(0,18/0,234)2) = 8051361 Па
На поверхности вала отсутствуют пластические деформации при
Pmaxвал = 0,58 sт [1- (d1/d)2] =0,58 ×3,4×107× (1-(0,0/0,18)2) = 19720000 Па
Максимальный расчётный натяг с учётом наименьшего давления на поверхности
мкм
Определяем поправку на обмятие микронеровностей U, мкм
U = 2k (Rzd + RzD) = 2×0,5 (8 +10) = 18 мкм
Rzd и RzD – средние шероховатости поверхностей вала и отверстия.
k – коэффициент учитывающий высоту смятия неровностей отверстия и втулки. Для сборки при нормальной температуре без смазочного материала k = 0,5.
Определяем минимальный натяг Nmin, мкм необходимый для передачи крутящего момента:
Рminф = Рminрасч + U =56 + 18 = 74 мкм
Определяем максимальный натяг, допускаемый прочностью охватывающей детали
Рmaxф = Рmax расx + U = 272+18= 290 мкм
Исходя из условия, что наибольший натяг должен быть меньше
функционального
Nmax = es –EI < Pmaxф (2.7)
определяем верхнее отклонение вала
es = Рmax –EI = 290 мкм
Минимальный натяг
Nmin = ei –ES > Pminф = 74 мкм
Исходя из заданной шероховатости Rz=8 мкм, принимаем 8 квалитет точности, принимаем посадку в системе отверстия, у которой EI = 0.
Выписываем посадки
es = 171 < 290 ei = 108 > 74
es = 273 < 290 ei = 210 > 74
Выбираем посадку с натягом, у которой
Nmin ф ³ Nmin
Nmaxф £ Nmax
Посадка
Строим схему полей допусков посадки
Рисунок 2.1 – Схема посадки
Выполняем анализ посадки и строим схему допусков
Таблица 2.2 – Анализ посадки
Наименование |
Отверстие |
вал |
Обозначение поля допуска |
180H8 |
180s8 |
Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм |
ES=63 EI=0 |
es= 171 ei = 108 |
Наибольший предельный размер, мм |
Dmax = 180,063 Dmin=180,00 |
dmax=180,171 dmin=180,108 |
Допуск размера, мм |
TD=Dmax-Dmin=0,063 |
Td=dmax-dmin = 0,063 |
Наибольший натяг, мм Наименьший натяг, мм |
Nmax = dmax-Dmin =180,171- 180,0=0,171 Nmin= dmin-Dmax = 180,108-180,063=0,045 | |
Допуск посадки |
TN=TD+Td = 0,063+0,063 = 0,126 |
Рисунок 2.2 –
Схема полей допусков посадки
Рисунок 2.3 – Простановка посадки на чертеже