Базовые социальные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:41, лекция

Описание

Процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии (13.С.286).

Содержание

1. Социальная диагностика

1.1 Понятие социальной диагностики.

1.2 Этапы социальной диагностики

1.3 Методы социальной диагностики

1.4. Диагностическая школа в СР

Работа состоит из  1 файл

Базовые технологии СР.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Базовые  социальные технологии

План  лекции:

1. Социальная диагностика

1.1  Понятие социальной диагностики.

1.2  Этапы социальной диагностики

1.3  Методы социальной диагностики

1.4. Диагностическая школа в СР 

Социальная  диагностика –  это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации (11.С.16).

Процесс социальной диагностики позволяет  выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии (13.С.286).

Социальная  диагностика включает в себя следующие  стадии или этапы:

- стадия  осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;

- стадия  разработки альтернативных целей,  приемлемых для конкретного субъекта;

- тадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние (13).

1.Принцип объективности

2.Принцип комплексного подхода

3.Принцип причинной обусловленности

4.Принцип позиционности

Методы  социальной диагностики.

1.Общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой

проблемы, в том числе, и социальной. К  их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.

2.Социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учётом их специфики и своеобразия. Это, прежде всего, конкретные социологические исследования, социально-статистические методы, социальный эксперимент и т.п.

3.Психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных___отношений_______, внутригрупповых и т.д.

4.Методы, зависящие от характера и содержания  проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности.

Диагностический подход в индивидуальной социальной работе

В основе диагностического подхода лежат  два основополагающих принципа:

социальная  помощь основанная на индивидуализации клиента и его проблемы;

помощь  направленная на улучшение социальной жизни человека.

М. Ричмонд  развивает оригинальный метод, позволяющий  анализировать социальные и психологические  проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской  практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.

Дж. Аддамс и ее последователи считали, что  не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование общества и социальное законодательство. Дж. Аддамс была удостоена Нобелевской премии в 1931 г., но, тем не менее ее подходы не были столь эффективны, как подходы М.Ричмонд [3. — С. 48 — 50].

Г.Гамильтон, расширяет понятие диагноза и предлагает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. Это позволило Г. Гамильтон увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику [2; 5]. Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:

применение  модели предвидения в социальной работе с клиентом;

повышение действенности применительно к  случаю;

определение процедур поддержки в самой модели [2; 5; 6].

2.Социальная  терапия

    1. Сущность  и специфика
    2. Задачи социальной терапии
    3. Формы и методы
 

Социальная  терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации (10.С.277).

Структура социально-терапевтической деятельности как целостного явления:

- макроуровень, предполагающий решение проблем  общества как единого объекта  воздействия;

- мезоуровень,  связанный с решением проблем  конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;

- микроуровень, на котором возможно решение  проблем личности, малых социальных  групп и отдельных коллективов.

Задачи социальной терапии.

- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;

- предупреждение  дисфункций;

- обеспечение  нормального развития субъекта;

- самоутверждение личности субъекта.(12.С.90).

Методы  и подходы, основные из которых:

1.Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).

2.Экономические  методы. Данная группа методов  социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта.

3.Психолого-педагогические методы, направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов

Виды  социальной терапии.

1.Индивидуальная

2.Групповая,  представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста – психолога, врача, педагога).

3.Семейная  терапия – работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица.

4.Трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через процесс труда.

5.Терапия самовоспитания представляет собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров», самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я», использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. (12.С.91).

3.Дискуссионная  терапия предполагает решение  какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц.

3. Социальная профилактика

3.1. Социальная  профилактика: цели и задачи

3.2. Этапы социальной  профилактики

3.3. Методы и  принципы социальной профилактики 

Социальная  профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.(9.С.221).

Основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

- выявление  причин и условий, способствующих возникновению какойлибо проблемы или комплекса проблем;

- уменьшение  вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий человека или группы;

- сохранение, поддержание  и защита оптимального уровня  и образа жизни людей;

- содействие  человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей (7).

Основные стадии:

1.Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие мер,формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений.

2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта.

3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, моральнонравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения (9.С.224). 

Методы  социальной профилактики.

1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для

сохранения  приемлемого уровня физического  и социального здоровья человека.

2.Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике.

3.Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил.

4.Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повы-

шение уровня знаний и расширения кругозора.

5.Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного

уровня жизни  человека и создание необходимых  условий для удовлетворения

его материальных потребностей.

6.Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

Цели:

1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).

2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца)

3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).

4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).

5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.

Основные  принципы социальной профилактики,

во-первых, принцип системности

Информация о работе Базовые социальные технологии