Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:41, лекция
Процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии (13.С.286).
1. Социальная диагностика
1.1 Понятие социальной диагностики.
1.2 Этапы социальной диагностики
1.3 Методы социальной диагностики
1.4. Диагностическая школа в СР
Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения
проблемы, решение «ещё не возникших проблем».
В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предпола-
гающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного
решения собственных проблем.
В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта.
В-пятых, принцип
гуманизма, доверия и доверительности,
являющийся универсальным принципом профессиональной
деятельности социального работника.
3.1.Цели социальной реабилитации
3.2.Виды и формы
3.3.Принципы
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне ор-ганизованный процесс (8.С.327).
Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:
1.Объективные, т.е. социально или природно- обусловленные:
- возрастные изменения;
- природные, техногенные или экологические катастрофы;
- тяжёлые заболевания или травмы;
- социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт,
рост национальной напряжённости и т.п.).
2.Субъективные или личностно обусловленные:
- изменение целей,
интересов и ценностных
- девиантные формы поведения и др.
Цели социальной реабилитации:
Во-первых, восстановление социального статуса, социальной
позиции субъекта.
Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости
В-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Основные виды социальной реабилитации.
1.Социально-медицинская
2.Социально-психологическая
3.Социально-педагогическая
4.Профессиональная и трудовая
5.Социально-средовая
Принципы СР:
1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные
на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
3.Последовательность и непрерывность в проведении социальнореабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
4.Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждаю-
щихся, независимо от их материального и имущественного положения
(23.С.328).
«социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников
(9.С.47)
Стадии:
1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой (4.С.124).
2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё (4.С.125).
3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации (4.С.126).
Основные механизмы социальной адаптации
Добровольная адаптация
Вынужденная адаптация
1.Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды.
2.Социально-психологические механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через её освоение различными способами (11.С.49).
3.Социальные механизмы представляют собой наиболее значительные элементы такой группы феноменов.
Формы адаптационного поведения.
- конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему;
- инновация
или обновление субъектом
- внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъекта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и несовпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения;
- «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;
- преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремится полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней
Виды социальной адаптации.
1.Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций.
2.Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации.
3.Ситуативная,
представляющая собой внешнее приспособление
субъекта к новым условиям существования
и жизнедеятельности.
1. Функциональное, консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
2.Профессиональный, консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.
По объекту воздействия выделяют индивидуальное консультирование,
предполагающее работу с отдельным человеком,
групповое консультирование, когда объектом воздействия специалиста является собой какая-либо группа или коллектив.
Виды консультирования:
медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое социально-правовое, управленческое и другие.
1.Принципы организации социального консультирования.
1.1.Принцип анализа подтекста
1.2.Принцип отказа от конкретных рекомендаций
1.3.Принцип системности
1.4.Принцип уважения личности клиента
2.1.Принцип компетентности и профессионализма
2.2.Принцип доверительности и сотрудничества
2.3.Принцип конфиденциальности
2.4.Принцип результативности
Этапов социального консультирования:
1.Анализ проблемы
2.Постановка проблемы
3.Формулировка целей, при котором человек, при поддержке и помощи консультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.
4.Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом деятельности клиент имеет возможность выработать определённый диапазон возможных решений и при их практической реализации становится возможным достижение им новых жизненных целей.
5.Реализация
решения, на котором осуществляется
процесс выбора и реализации человеком
какого-либо из принятых ранее решений
по достижению новых целей. Последние,
как и новые мотивы деятельности человека
становятся основой для его последующей
жизнедеятельности, выполнения им новой
системы социальных ролей и приобретения
новых социальных позиций и статусов.
Литература:
1.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
2. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков //Семья в России.- 1995.- № 2.
3. Ковалёв Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические
исследования.- 2001.- № 7.
4. Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новосибирск, 1997.-158 с.
5.Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. - М.: Междунар. Фонд «Культурная инициатива», 1992.
6. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. – Кишинёв: Центральная типография, 1997.- 326 с.
7. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. - М., 1997.
8. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997.
9. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997.- 358 с.
10. Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, 286 с.
11. Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз.- 1994.