Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:43, дипломная работа
В моем проекте я хочу раскрыть сущность процесса гидроочистки, его актуальность и наибольшую эффективность.
Таблица 5
Показатели качества продукта | |
Содержание воды и механических примесей | отсутствие |
Испытание на медную пластинку | выдерживает |
Температура начала кипения, °С | не ниже 40 |
Температура конца кипения, °С | не выше 180 |
Применяется как компонент автомобильных бензинов |
Показатели качества
Таблица 6
Очищенный углеводородный газ
Показатели качества продукта: | |
Содержание сероводорода, % объемных | не более 0,20 |
Применяется в качестве печного топлива на установке |
По отношению к действующему европейскому стандарту EN 590, на территории СНГ был разработан и введен в действие с 1.02.2007 стандарт СТБ 1658-2006, который устанавливает технические требования и методы испытания дизельного топлива, используемого для транспортных средств (таблица 7) [7].
Таблица 7
Общие требования и методы испытаний
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя | Метод испытания | |
min | max | |||
Цетановое число | - | 51,0 | - | СТБ ИСО 5165 |
Цетановый индекс | - | 46,0 | - | СТБ ИСО 4264 |
Плотность при 15 °С | кг/м3 | 820 | 845 | СТБ ИСО 3675
ЕН ИСО 12185 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов | %(m/m) | 11 | СТБ ЕН 12916 | |
мг/кг | |
350* | СТБ ИСО 20846
ЕН ИСО
20847 | |
Содержание серы | |
|
50* | ЕН ИСО 20847
ЕН ИСО 20884 |
|
|
|
10* | СТБ ИСО 20846
ЕН ИСО 20884 |
Температура вспышки | °С | выше 55 | - | СТБ ИСО 2719 |
Коксуемость 10 %-ного остатка | % (m/m) | - | 0,30 | СТБ ИСО 10370 |
Зольность | % (m/m) | - | 0,01 | СТБ ИСО 6245 |
Содержание воды | мг/кг | - | 200 | СТБ ИСО 12937 |
Содержание механических примесей | мг/кг | - | 24 | СТБ ЕН 12662 |
Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С) | единицы по шкале | класс 1 | СТБ ИСО 2160 | |
Стойкость к окислению | г/м3 | - | 25 | СТБ ИСО 12205 |
Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (WSD 1,4) при 60 °С | мкм | - | 460 | СТБ ИСО 12156-1 |
Вязкость при 40 °С | мм2/с | 2,00 | 4,50 | СТБ ИСО 3104 |
Объемная доля метиловых эфиров жирных кислот (FАМЕ) | % (V/V) | - | 5 | ЕН 14078 |
Доведение
качества отечественных ДТ до требований
ЕН 590 возможно только при комплексном
внедрении на нефтеперерабатывающих
заводах современных
За рубежом для характеристики воспламеняемости топлива наряду с цетановым числом используют дизельный индекс. Этот показатель нормируется и в отечественной технической документации на дизельное топливо, поставляемое на экспорт: ТУ 38.401-58-110-94.
Дизельный индекс (ДИ) вычисляют по формуле:
ДИ =tан d/100,
где tан – анилиновая точка (определяют в °С и пересчитывают в ,°F)
10F = (9,5°С + 32), d – плотность.
Между
дизельным индексом и цетановым
числом топлива существует зависимость,
представленная в таблице 8:
Таблица 8
Зависимость цетанового числа от дизельного индекса
Дизельный индекс | 20 | 30 | 40 | 50 | 62 | 70 | 80 |
Цетановое число | 30 | 35 | 40 | 45 | 55 | 60 | 80 |
В отечественной нефтеперерабатывающей промышленности нормируется дизельный индекс.
Дизельный
индекс определяют:
ДИ= (108А+32)(141,5-131,5
где А- анилиновая точка испытуемого топлива, °С;
- относительная плотность топлива.
В
настоящее время разработаны
и применяются различные методы
качественного и
При
этом если анализируемый нефтепродукт
содержит сероводород, выпадает чёрный
кристаллический осадок сульфида свинца:
Na2PbO2
+ H2 S = PbS + 2NaOH
Докторская проба очень чувствительна и позволяет обнаруживать сероводород при его содержании 0,0006%.
Тиолы
взаимодействуют с плюмбатом
натрия по реакции :
Na2PbO2+
2RSH = (RS)2Pb + 2NaOH,
При
этом анализируемый нефтепродукт окрашивается
в оранжевый, коричневый или черный
цвет. Для обнаружения сероводорода
и свободной серы применяют пробу
на медную пластинку, принятую в качестве
стандартной (ГОСТ 6321-69). В результате
сернистой коррозии медная пластинка,
выдержанная в нефтепродукте, при
повышенной температуре в течение
определенного времени
К
инструментальным методам определения
группового и структурного состава
серосодержащих соединений относятся
газожидкостная и жидкость-жидкостная
хромотография, полярография, потенциометрическое
и амперометрическое
Полярографическим
методом анализа можно
Сероводородную и тиольную серу в моторных топливах определяют согласно ГОСТ 17323-71 методом потенциометрического титрования нитратом диамминсеребра. По характеру кривых титрования можно качественно оценить наличие в топливе свободной серы
Методы анализа общей серы делят на два класса: химические и физические. Из физических методов анализа следует отметить нейтронно-активационный (НАА), рентгено-флюоресцентный (РФА) и рентгено-радиометрический (РРМ). НАА основан на взаимодействии нейтронов с ядрами облучаемой пробы. Предел обнаружения серы равен 5∙10-2 %. В основе РРМ лежит измерение поглощения рентгеновских лучей при известной зависимости степени поглощения от концентрации анализируемого вещества. РРМ можно использовать для анализа нефтепродуктов с массовой долей серы не менее 0,5%
Метод
РФА – флюоресцентный вариант
рентгено-радиометрического
Из химических методов анализа общей серы наиболее распространены и стандартизированы окислительные методы. В окислительных методах навеску нефтепродукта сжигают в приборах различной конструкции. В качестве окислителя используются воздух, кислород, диоксид марганца. В основе методов сжигания лежит реакция окисления всех серосодержащих соединений анализируемого нефтепродукта в оксиды серы (SO2,SO3) с последующим их поглощением и анализом.
1.8
Установки гидроочистки,
применяемые в
настоящее время
Современные
гидрогенизационные процессы фирмы
Union Oil Co: процесс Юникрекинг/ДП включает
последовательно работающие два реактора
гидроочистки и селективной гидродепарафинизации
для обработки сырья – дизельных фракций
и вакуумных газойлей с получением низкозастывающией
температурой дизельного топлива (температура
застывания иногда до минус 80 0С)
с содержанием 0,002 % серы, менее 10 % ароматики
на катализаторах НС-К и НС-80 при конверсии
сырья 20 %; процесс Юникрекинг с частичной
конверсией 80 % сырья – вакуумных газойлей
с получением дизельного топлива с содержанием
0,02 % серы, менее 10 % ароматики на катализаторе
предварительной гидроочистки НС-К и усовершенствованном
цеолитном катализаторе DHC-32. Для реформулирования
нефтяных остатков в мировой практике
применяют, в частности следующие процессы:
гидроочистка RCD Unionfining (Union Oil Co.) для уменьшения
содержания серы, азота, асфальтенов, металлов
и снижения коксуемости остаточного сырья
с целью получения качественного малосернистого
топлива или для дальнейшей переработки
при гидрокрекинге, коксовании, каталитическом
крекинге остаточного сырья; гидроочистка
RDS/VRDS (Chevron) по назначению похожа на предыдущий
процесс, при этом перерабатывается сырье
с вязкостью при 100 0С до 6000 мм2/с
и с содержанием металлов до 0,5 г/кг, применяется
технология «замены катализатора на ходу»,
которая дает возможность выгружать катализатор
из реактора и заменять его свежим при
сохранении нормального режима работы
в параллельных реакторах, что позволяет
перерабатывать очень тяжелое сырье с
пробегом установки более года [8].
2
Технологический
раздел
2.1
Выбор метода производства
В последнее время ужесточились требования к дизельному топливу, поэтому в данном дипломном проекте была модернизирована установка гидроочистки дизельного топлива.
Новые ключевые решения по модернизации сводятся к следующим:
-
К существующему реактору
- Свежий водород ввели непосредственно во второй реактор, смешивая его с потоком из первого реактора. Цель этой меры - поддержание высокого парциального давления водорода во втором реакторе и охлаждение его на выходе в него.
- Заменили внутренние устройства в первом реакторе на более совершенные [9].
Все эти вышесказанные меры позволили значительно углубить степень гидрообессеривания.
Одним из наиболее важным этапом усовершенствования катализатора гидроочистки было повышение их гидрообессеривающей активности за счет оптимизации природы исходных реагентов(катализаторы ГО-30-7, ГО-70), увеличение содержания гидрирующих металлов (катализаторв ГО-116, ГО-117) а также введение структурных и химических модификаторов – гидроксилиованного кремнезема, алюмосиликата (Г,С-168 ш) или синтетических цеолитов (ГК-35). При этом технология приготовления основывалась на наиболее простой технологии соэкструзии соединений гидрирующих металлов. Сравнение результатов эксплуатации катализаторов ГК-35 и ГС-168 ш в промышленности и катализаторов гидрообессеривания первого поколения приведено в таблице 9.
Для
процесса гидроочистки был выбран катализатор
КГШ-08. Преимущество этого катализатора
– увеличение (при равной степени обессеривания)
объемной скорости процесса и снижение
рабочей температуры. Применение его позволяет
снизить начальную температуру обессеривания
продукта на 20-23 оС, уменьшить скорость
повышения температуры на 20-22 %, увеличить
производительность установки на 10-20 %
и межрегенерационный период – в 2 раза
[10]. Все эти катализаторы могут производиться
как в виде никель-молибденовой, так и
в виде кобальт-молибденовой композиции
в зависимости от особенностей применения.
Катализатор КГШ-08 позволяет производить
гидроочистку бензиновых, керосиновых
и дизельных фракций. При переработке
дизельных фракций его применение даёт
возможность получать продукт с остаточным
содержанием серы 30 ppm и ниже [10].
Таблица 9
Характеристики некоторых