Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа
ответы по соц работе
43.Нравственно-гуманистическая сущность социальной работы.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому СР является практической реализацией гуманистического менталитета. СР более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой СР. Помимо единых требований общественной морали, СР регулируется также такими принципами профессиональной этики как конфиденциальность и толерантность. Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, СР ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Можно выделить несколько уровней таких проблем: а)зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким–либо основаниям. б)разработка этических стандартов профессии; в)этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника. Поведение и образ действий, предписываемое профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этого баланса – общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип СР в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).)
44. Статус социального работника в обществе.
Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит прежде всего от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу. Некоторые социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе. Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка.
45. Мотивация в социальной работе.
Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ. Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация. В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы. Существуют 3 аспекта мотивации: *что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия. *каково соотношения внутренних и внешних сил. *как мотивация соотносится с результатами деятельности человека. Выделяются 2 типа мотивирования: *необходимо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе то, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу» Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не может состояться. *Носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предложения человеку в качестве компенсации за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
46. Социальная работа как наука, учебная дисциплина и вид проф.деятельности.
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.). Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа). Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией. Социальная работа как учебная дисциплина. Социальная работа – это универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными. Задачи учебного предмета “Социальная работа”: *На основе знаний, полученных при изучении курса, скоординировать представление слушателей о социальной работе. *Способствовать формированию профессионального мышления, умению анализировать социальную ситуацию. В контексте интегративного характера социальной работы существуют и межпредметные связи, особенно с философией, психологией, социологией, педагогикой, антропологией, правом.
47.
Характеристика психолого-
Психолого-ориентированные - связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном уровне (например; выйти из депрессии, взять свою судьбу в собственные руки). Несмотря на различия в моделях социальной работы, в них существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе, направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы. Психолого-ориентированные модели подразделяются на следующие: *психодинамическая - связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заложены принципы индивидуальной социальной работы: индивидуализация клиента; оценка возникшей проблемы, ее диагностика; использование терапевтических технологий помощи; ролево-коммуникативная - учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли. *Гуманистическая - определяется принципами гуманистической психологии (В. Франка, К. Роджерс, А. Маслоу). Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология - "активное слушание" (эмпатия - позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения). Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях приобретает все большее влияние. *Кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства) - оказание экстренной помощи человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии (например, в состоянии аффекта); предполагает умение социального работника оказать психологическое влияние на клиента.
48. Социолого-ориентированные модели СР: теория систем и «модели жизни».
Социолого-ориентированные - связаны с возможностями социальной работы помочь клиенту наладить новые социальные связи. Они подразделяются на следующие: *функционализм - предполагает выявление структур, элементов, социального взаимодействия. Социальная работа рассматривается как стабилизирующая функция; *социально-экологическая теория (или теория экологических систем) - рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые, постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия, как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации. Социальный работник должен воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания, целью чего является усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными; *социально-радикальная теория - проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных дискриминируемых социальных групп (бедных в нескольких поколениях, иммигрантов, нацменьшинств и др.) Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет их влияния во властных структурах, классовой принадлежности.
49. Комплексно-ориентированные модели социальной работы.
Комплексно-ориентированные - позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Они подразделяются на следующие: *когнитивная, или познавательная, теория - занимается человеческим мышлением; его влиянием на поведение человека, решение индивидуальных и социальных проблем средствами самоанализа, личностного роста и т. п. Ориентируется, в первую очередь, на изменение индивидом себя, адаптацию к среде, а также воздействие на окружение; *социально-педагогическая - имеет своей целью научить преодолевать трудности и т. п.; *витально-ориентированная, - основана на концепции "жизненных сил", понимаемых как физическая и психическая способность человека к выживанию. Социальная работа понимается как содействие формированию, реабилитации жизненных сил; *социально-психологическая (или ролевая) - построена на интеграции психологического и социологического знания, на понимании роли личности. Согласно этой модели человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, воспринятыми им в процессе жизни (от родителей, начальников и др.). Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать: установку и практику всех стилей общения данной личности; методы освоения известных образцов поведения людей; причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Варианты технологий: • новые психологические образцы; • перемена ролей; • групповая терапия.
50. Профессиограмма социального работника
Профессиограмма — это описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Отражает: •требования к должностным обязанностям работника; •требования к рабочему месту; •возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; •варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., то есть все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы. Личные качества можно разделить на 3 группы. Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление). Психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия). Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Ко второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие. Качества, проявляемые социальным работником по отношению к клиентам. Основными обязанностями социального работника являются его обязанности по отношению к клиенту: а) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах; б) социальный работник не должен практиковать, способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках; в) социальный работник должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам; г) социальный работник не должен вступать в сексуальные отношения с клиентами ни при каких обстоятельствах; д)социальный работник должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможностях, обязанностях, связанных для них с социальной службой; е)социальный работник должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, по его мнению, служат интересам дела; социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или всей семьи и т.д.
51. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы.
Практика социальной работы – конечное звено в организации и предоставлении социальных услуг населению. Практика является собирательной категорией, она включает в себя деятельность многих компонентов института социальной работы: отдельных специалистов, учреждений, центров, органов управления. Будучи тем звеном, на котором фокусируются все усилия различных составляющих – нормативной базы, научно-методических разработок, административно-управленческих решений, практика социальной работы ставит дополнительные задачи объединить результаты деятельности всех названных компонентов в едином реальном практическом действии. Практика является приложением теоретических идей, способом их опредмечивания. Со своей стороны она предоставляет теории эмпирический материал для анализа и обобщений. Практика социальной работы является способом воплощения различных теорий социальной работы и, в то же время, обращается к теории с требованием анализа наиболее проблемных точек и противоречий социальной жизни и поиска способов их разрешения. Взаимодействие теории и практики, их и единство обусловливает эффективность всей социальной работы. Важно обеспечить единство теории и практики на деле, найти оптимальные формы их взаимодействия.
52. Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы.
Поначалу
благотворительная и