Контрольная работа по "Технология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

ответы по соц работе

Работа состоит из  1 файл

Ответы на СР.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

53. Третий сектор и его роль в социальной защите населения.

Первый сектор — государственный. Второй сектор — коммерческий (бизнес-сектор). Третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, — «не для прибыли». Основными признаками, свидетельствующими о принадлежности той или иной организации к третьему сектору, являются: *добровольный характер объединения, самостоятельный выбор направления деятельности и способов достижения поставленных целей, отсутствие коммерческого интереса, общественная польза. Третий сектор изменяет взаимоотношения между государством и гражданами. Воздействие неприбыльного сектора распространяется далеко за пределы чисто материальных услуг, которые он оказывает, а рост добровольческой деятельности является признаком кризиса доверия к способности правительства решать социальные проблемы. По мере налаживания сотрудничества между государством и третьим сектором возникают предпосылки для формирования совместных программ, в которых государственные и негосударственные некоммерческие организации с самого начала выступали бы в роли партнеров.

54. Парадигмы философии социальной работы.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исс-ия, господствующих в течении определенного исторического периода в научном сообществе. Философия гуманизма в социальной работе появляется в конце 19 в. и связана с положениями социальной благотворительности. В основе этой доктрины - экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы направлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение. Философия позитивизма в социальной работе сменяет модель гуманизма в 20-е г. XX столетия. В основе данной доктрины лежит абсолютизация знаний вообще и социальных знаний в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о макро-, мезо-, микропсихических и социально-экономических процессах. Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма. Основой философии социальной работы делается либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становится исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся доминантами понятийного сознания. С позиций философии утопизма, человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими, как: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами. Философия профессионализма обосновывает свои положения исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, развитие ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости.

55. Философские ценности социальной работы.

Мегауровень ценностей социальной работы: 1.Право на жизнь. 2.Свобода. 3.Равенство и не дискриминация. 4.Справедливость. Справедливость — основа общества, она предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические. 5.Солидарность. Будучи важнейшей ценностью в социальной работе, солидарность означает понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права. 6.Социальная ответственность. Социальная ответственность — практическая сторона солидарности. Деятельность по оказанию поддержки, защиты интересов, предоставление помощи нуждающимся. 7.Обеспечение мира и отказ от насилия. 8.Отношения между человеком и природой. Макроуровень ценностей социальной работы: 1.Преимущества индивида по отношению к обществу. Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. 2.Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом. 3.Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений. 4.Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям. Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. 5.Готовность к передаче знаний и умений другим. 6.Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание. 7.Стремление к развитию самопомощи клиента. Мезоуровень ценностей социальной работы: Целостность-Единство; Совершенство-Необходимость, справедливость, точность; Закон; Активность; Богатство, простота, красота.( ценностями и социальными нормами людей.). Микроценности социальной работы: Ценностные ориентации в социальной работе могут выступать на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту. Эмпатия — сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента. Принятие — доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмотря на возможные временные негативные эмоции. Аутентичность — откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом. Уважение — способность ценить клиента как личность, принятие обязательств по отношению к нему, воздержание от критических суждений, демонстрация разумной меры теплоты. Экспертность — понимание меры возможной поддержки клиенту. Аттрактивность — способность быть для клиента «сходным с ним». Надежность — умение заслужить доверие клиента 

56. Человек в концепциях социальной работы. 

      Структурный сценарий       Человек-нуждающийся       Базовые понятия
Конфессиональный       Субъект-спасающийся       Спасение, милосердие, призрение
      Социальный       Субъект-страдающий (классовые детерминанты)       Справедливость, гарантии, страхование, бедность, пауперизм
      «Медицинский» Субъект-дезадаптированный       Дезадаптация, девиация, лечение,диагноз, помощь, вмешательство
      Социально-психологический       Субъект-социетальный       Полиструктурный субъект, отношения, интервенция, субъект в ситуации, процесс, оценка
 

57.Социальная работа в системе научного знания.

Любая наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Процессы изменения социальных объектов исследуются общественными науками. Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты: предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества и т. д., - постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука может изучать все в окружающей действительности, любые социальные феномены, феномены жизни человека и его внутреннего мира, но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Все, что ускользает из поля зрения науки, компенсируют другие формы духовного постижения мира и человека: искусство, нравственность, религия, философия. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является еще одной отличительной чертой научного познания. Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и формам практического изменения мира. Характеристики, отличающие науку от обыденного (стихийно-эмпирического) познания: - Наука имеет свой специализированный язык, четко фиксируя свои понятия и определения, т.к. имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. - Наука имеет свой инструментарий познания окружающей действительности. Им является экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана, благодаря чему фрагменты знаний оказываются системно организованными. - Продукт научной деятельности - научные знания - отличается от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы, их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях повседневной практики. - Наука, наряду со знаниями об объектах, формирует знания о методах. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск. - Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, обучения приемам и методам научного исследования. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида. - Занятия наукой предполагают и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, этических норм и принципов, специфичных для научного познания. Наконец, наука выступает в качестве социального института, имеющего собственные организации и учреждения, обеспечивающие подготовку научных кадров.

58. Социальная работа в системе междисциплинарных связей и отношений.

Система СР всегда представляет собой открытую систему самым тесным образом  переплетающуюся с др. соц-ыми  системами: экономика, политика, право, культура, этика, соц. экология и т.д. Понимание, видение связей в системах соц-ой работы с др. системами и об-ом в цело поднимает СР на высокий уровень общественной культуры, делает об-во гуманным, ставит чел-ка в центр общественной жизни, делает людей людьми в высоком смысле этого слова. Представление о СР как о системе имеет концептуальное значение и для познания, практической организации, повседневного управления СР. понимание ее как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных ее сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные ошибки в соц-ом обслуживании, поднимать культуру.

59. Методология познавательного процесса в теории социальной работы.

Дедуктивный путь познания связан с рассуждениями  от общих принципов к частным. При дедуктивном рассуждении  исследователь начинает с более общих закономерностей и применяет его к конкретному примеру. Основные процедуры дедуктивного метода связывают с выдвижением гипотезы, наблюдением, с принятием или ее опровержением. При дедуктивном пути познания исследователь исходит, как правило, из одной определенной теории. Необходимым условием использования дедуктивного метода познания является критическая и логическая проверка фактов. Индуктивно-эмпирический метод познания связан с таким исследованием, когда исследователь наблюдает факты и затем развивает их анализ до обобщения, объясняющего отношения между наблюдаемыми объектами. Логическая схема включает в себя следующие элементы: наблюдение, обнаружение закономерностей, формулирование выводов. Индуктивно-эмпирический метод познания в социальной работе нашел отражение в исследовательской практике, в таком ее направлении как описательная (дескриптивная) статистика. Индуктивно-эмпирический путь познания находит отражение в отдельных профессиональных сферах социальной работы, как правило, связанных с социальными явлениями, которые требуют оперативного объяснения и локализации. Таковы, например: раннее материнство, употребление подростками наркотиков и т.д. Диалектико-материалистический путь познания исходит из того, что материя имеет различную организацию и находится в постоянном изменении, источником которого являются беспрерывно возникающие, разрешающиеся и вновь возникающие внутренние противоречия. Познание противоречий осуществляется путем анализа различных реалий в контексте многообразных процессов, в том числе и исторических. Диалектико-материалистический путь познания характерен для изучения социально-экономических условий и их изменения в сторону равенства потребления и перераспределения материальных благ как в условиях развитого капиталистического общества, так и в условиях стран, строящих рыночные отношения. Социальные работники, выясняя причины деструктивных процессов в жизнедеятельности как общества, так и отдельного индивида, имеют возможность прийти к противоборствующим процессам, позволяющим выявить и наметить конструктивные процессы. Социальная работа в данном контексте познания представлена марксистской социальной работой, где познание общественных противоречий является основой метода исследования. Психосоциальный диагноз связан с выяснением жизненных проблем клиента. Для него характерны феноменологические вопросы., связанные с типичными переживаниями, типичными реакциями его окружения и т.п. Каузальные вопросы. — вопросы предположения, позволяющие объяснить развитие личности и проблематику клиента. Стратегические вопросы — вопросы, побуждающие к дискуссиям, поискам возможных альтернатив в решении проблематики клиента. Существенным моментом в этом познавательном подходе являются информационные источники, позволяющие воспроизвести «жизненную историю» клиента

60. Актуальные проблемы теории социальной работы.

Тоталитарное  гос-во во второй половине 80-х годов  впервые публично обнажило свои язвы, опубликовав  статистические данные о масштабах и тенденции роста  таких социальных болезней, как пьянство и алкоголизм, подростковая преступность, семейное насилие и развал семей, отказ от детей, социальное и физическое сиротство. Оказалось, что инвалидность, бездомность, нищенство, одиночество существуют не только в странах «желтого дьявола», но и в государстве, завершившем построение «развитого социализма». А когда Россия с большим опозданием от развитых стран мира  решительно встала  на  путь  построения рыночных отношений все негативные тенденции прошлых лет не только  углубились,  но  появились  и  новые: безработица,  детская беспризорность, вынужденная миграция, беженцы, пострадавшие в результате военных действий и межнациональных конфликтов. В РФ динамично   развивается   новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа. Сущностные  содержание соц раб  включ  в  себя  три аспекта: 1.оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; 2.актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации ; 3.целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей. Становление соц раб как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и  изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью  более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Технология"