Лексические нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:32, реферат

Описание

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Работа состоит из  1 файл

выступление.docx

— 126.59 Кб (Скачать документ)

Полезно помнить  совет блистательной Джулии Ламберт  из моэмовского «Театра»: «Главное—  это умение держать паузу, лучше  ее не делать, но если уж вышло —  держи ее, сколько можешь». Когда  нечего сказать— лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору  необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы  осмыслить сказанное вами. Асы  ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они  активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

3) Невербальные средства в публичном выступлении

Некоторые ораторы в своём  выступлении прибегают к сильной  жестикуляции. Конечно, если выступающий  знает, о чём говорит, полностью  отдаётся своему выступлению, его переполняют  эмоции, так как он желает, чтобы  все поняли, о чём он говорит. На деловой конференции не совсем уместен  будет такой ярко выраженный невербальный язык. Можно сказать, это не совсем этично. Согласно деловому этикету, жестикуляцию следует свести до минимума. Но необходимо помнить о роли жеста в публичном  выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления  держать руки "по швам", забыв  о жесте, и вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность  мыслей.

Лучше всего, когда поза при  выступлении спокойная, а жесты  свободные и упругие, а не небрежные  и вызывающие, тогда служитель  видит перед собой не мечущуюся  фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать  ходу мысли. Многие начинающие ораторы  задаются следующими вопросами: «что делать со своими руками?» и «как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения!». Вопрос целесообразнее сформировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?».

С помощью рук можно  показать размеры предмета и указать  на, какие либо предметы, подчеркнуть  важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образа своих идей. При этом необходимо считать со следующими правилами. Готовясь к выступлению, не забывайте о  жестах, так как они - это тот  язык, который понятен всем. Если сами точки и запятые не могут  заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты –  первооснова любого языка. Не бойтесь  пользоваться ими.

 

 

  1. Невербальные  средства общения – основа успешного  публичного выступления (мастер-класс  для учащихся старшего подросткового  возраста)

Сарачакова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу:Социальная педагогика

 

Цели:

  • знакомство с невербальными средствами общения;
  • развитие умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивающих вступление в коммуникацию с целью быть понятым;

Ход занятия

Определение темы занятия, постановка цели

Работа с эпиграфом

В качестве эпиграфа мы взяли результаты социологического исследования. Познакомимся с ним. При  опросе взрослых людей психологами  было выявлено, чего люди больше всего боятся:

Результаты социологического исследования:

Чего люди больше всего  боятся:

  • Беседовать с группой людей;
  • Высоты;
  • Насекомых и микробов;
  • Финансовых проблем;
  • Глубокой воды;
  • Болезней;
  • Смерти;
  • Путешествий на самолёте;
  • Одиночества;
  • Собак.

Обратите внимание, что на первом месте стоит не страх  перед одиночеством, не опасение за своё здоровье, а тревожность за общение с группой людей.

Есть ли у вас  затруднения в общении? /по данным социологического исследования, 52% населения  России страдают от этой психологической  проблемы/

Как называется человек, который может говорить публично, и не испытывает затруднений в  общении с группой? /Оратор/

Прослушайте рассказ  об ораторе Древней Греции и определите значение слова “оратор”.

Рассказ об ораторе Древней Греции Демосфене

Природа наделила его слабым голосом,косноязычной речью и нервным подёргиванием  плеча. Чтобы избавиться от косноязычия  и развить голос, Демосфен уходил на берег моря, набирал в рот  морские камешки и часами упражнялся в произнесении речей, стараясь заглушить  ими шум прибоя. Подвесив меч к  потолку так, чтобы остриё его  подходило к самому плечу и  кололо его при каждом подёргивании, Демосфен избавился от другого своего недостатка. Затем под руководством знаменитого актёра он начал заниматься дикцией, постановкой голоса и манерой  произнесения речей. Проделав огромную работу,Демосфен выступил перед афинянами, и те бурно приветствовали его.

Определите значение слова “оратор”. /Оратор– человек, который умеет говорить публично,владеет точной, яркой, выразительной речью, может убедить, увлечь слушателей/

Подумайте, в каких  ситуациях нам бы пригодились  ораторские умения, т.е. умения говорить публично?

С помощью ответов  дописываем предложение: “Публичное выступление – это…

/развёрнутый ответ  ученика на уроке или экзамене, лекция учителя, защита рефератов,поздравительное  слово и т.д./

Вам, конечно, знакомо  чувство скованности,неуверенности, волнения, боязнь показаться неумным, когда вы выходите с речью перед  аудиторией, особенно незнакомой. Возможно ли, на ваш взгляд, преодолеть эту  проблему? Можно ли научиться этому  искусству? /Варианты ответов /

Итак, наша цель: познакомиться с основными законами публичного выступления, научиться общаться с аудиторией, для того чтобы не испытывать знакомой многим дрожи в коленях.

Я бы хотела конкретизировать тему нашего занятия.

Общение с аудиторией состоит как бы из двух частей: вербальной, т.е. того, что мы произносим словами, и невербальной, того, что за нас говорит наше тело /поза, мимика, жесты/.

Профессор Альберт  Мерабиан, самый цитируемый учёный, когда речь заходит о языке  тела,утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3основных фактора:

  • Что мы говорим – 7%
  • Как мы говорим – 38%
  • Язык нашего тела – 55%

Почему оказалось, что невербальная часть общения  столь информативна? Да потому, что  связь тела и психики неразрывна. И доказать её наличие элементарно. Проведём эксперимент:

Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула  и почувствовать себя несчастным.

/Получается?/

А теперь согнитесь “в три погибели”, опустите плечи и голову и вызовите состояние радости.

Не получается? И не получится, потому что несчастье  нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.

Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек  в каждую минуту, неслучайны,они  являются прямым выражением его психического состояния. Поэтому сегодняшнее  занятие будет посвящено самой  информативной части нашего общения  и самой забываемой – языку  нашего тела. В течение всего занятия  вы записываете основные законы публичного выступления, а при подведении итогов озвучиваете их.

Знакомство с психологическими законами публичного выступления

Как вы думаете, с  чего начинается публичное выступление? /Окончательный вариант: Публичное выступление начинается с подготовки/Удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено. Рассмотрим карикатуру Херлупа Бидструпа “Оратор” (Рисунок1).

Отметьте положительный  элемент при подготовке оратора  к выступлению /репетиция перед  зеркалом/.Какую ошибку допускает  оратор? /нервничает во время выступления, перестраивает на ходу свои планы/

Джордж Джессел  говорил по этому поводу:“Человеческий  мозг начинает работать с момента  рождения человека и не прекращает делать это до тех пор, пока вы не выходите к публике с речью”.Поэтому  не нужно в последний момент менять свои планы.

Следующий этап - разминка

Чем занимается спортсмен  перед выступлением? /разминается/ Долго  ли он это делает?

Мы же тратим много  времени на подготовку, а саму идею затратить некоторое время на разминку находим странной. Тем не менее, это необходимо,чтобы не производить  впечатления усталого человека, не поправлять одежду и не прочищать  горло на глазах у изумлённой публики.

Физкультразминка:

  • Лицо: начните с успокаивающего массажа висков и стимуляции щёк
  • Рот: Вообразите, что вы медленно жуёте огромную, жёсткую ириску для того, чтобы потренировать вашу челюсть. Теперь представьте, что на зубах остались небольшие липкие кусочки, которые вам нужно убрать с помощью языка.
  • Руки: встряхивайте ими, начиная от запястья. Чем быстрее вы трясёте, тем лучше.
  • Дыхание: должно идти как бы из живота, а не из верхней части лёгких. Замедлите его, сделайте спокойным, равномерным, глубоким

Голос:

есть упражнение, которое за 30 секунд помогает разогреть  голосовые связки. Посмотрите на портрет  Альберта Эйнштейна. (Рисунок 2) Как  вы думаете, чем он занимается? Я  думаю, что готовится к выступлению. Потому что, чтобы моментально разогреть  голосовые связки, нужно высунуть язык как можно дальше и произнести часть текста,добиваясь максимальной ясности звучания. Это упражнение станет вашим домашним заданием.Повторите  его перед уроками.

А если ещё учитывать, что эти упражнения помогают усиливать кровоснабжение сердца, горла,активизировать работу щитовидной железы, снять усталость, то выполнять их нужно систематически.

Наши идеи будут  бесполезны, если мы не сможем уверенно держаться.

Посмотрите инсценировку “Ситуация на экзамене”. Подумайте, какие ошибки допускает отвечающий?

Инсценировка “Ситуация на экзамене”: Ученик,с опущенными плечами, с дрожью в коленках,подходит к экзаменатору и начинает свой ответ с фразы: “Я не знаю ответ на второй вопрос, я очень волнуюсь, я не совсем уверен…”

Какие ошибки допускает  отвечающий?

Как вы думаете, какой  максимальный балл получит ученик при  условии, что материал он знает? На что  программирует ученик экзаменатора в данной ситуации? /на свой провал/ Что нужно сделать выступающему, чтобы экзаменатор ждал от него успеха? Рассмотрим “Цепочку уверенности”,которая поможет нам понять и повысить степень нашей уверенности в качестве оратора.

ЦЕПОЧКА УВЕРЕННОСТИ

Создаётся замкнутая  схема.

Вот почему наше появление перед аудиторией и первые впечатления являются решающими.

/Здесь же участнику  инсценировки исправляем недочёты:

  • Прямая спина
  • Расправленные плечи
  • Опора на обе ноги /иначе происходит зажим диафрагмы и вам может не хватить воздуха для выступления/
  • Подбородок параллельно полу/

- Всё это говорит  о том, что вы успешны!

То, что мы сейчас проделали, в психологии называется “Ситуацией успеха”.

Следующей задачей является установление контакта с аудиторией

В психологии установление такого контакта называется раппортом /термин из классического гипноза, обозначающий связь гипнотизёра и гипнотизируемого/.Психологический смысл раппорта заключается в следующем: представьте, что по трассе на большой скорости навстречу друг другу мчатся два автомобиля.

Вопрос: что необходимо сделать водителям этих машин  в обязательном порядке, чтобы иметь  возможность пообщаться? /Ответ: остановиться и повернуть голову по направлению  друг к другу/

То же самое должен сделать каждый из нас по отношению  к своему потенциальному собеседнику.Задача раппорта – остановить внимание партнёра по общению на нас.

Посмотрите ещё  одну инсценировку “Казначей”.Определите ошибки в становлении раппорта.

Инсценировка “Казначей”:

В конце учебных занятий “Казначей  класса”(ученик, отвечающий за сбор денег)вспоминает о задании, поворачивается к ученикам и произносит фразу: “Ребята, завтра принесите деньги за охрану школы”

Вопрос: сколько учеников класса на следующий день забудут принести с собой деньги? Как вы думаете, почему?

(не был установлен  раппорт)

Все вместе определяем правила установления раппорта:

  • Привлечь к себе внимание аудитории /репликой или ожиданием тишины/.
  • Установить зрительный контакт /не смотрите только на одного человека, даже если он – главная персона среди собравшихся, не “блуждайте” взглядом поверх голов (бегающий взгляд – признак обмана)/.
  • Не скрещивайте руки на груди, внизу живота или за спиной, не держите их в карманах /эти позы говорят о том, что вы что-то скрываете/.
  • Не вертите в руках ручку /отвлекает от того, что вы говорите/.
  • Не раскачивайтесь и не скрещивайте ноги.

Информация о работе Лексические нормы