Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 02:58, курсовая работа
Основной задачей данного курсового проектирования является закрепление полученных знаний и навыков по курсу «Технология производства смазочных материалов».
Её решение отражается в разработке двух частей: выбор и обоснование поточной схемы переработки мазута и технологический расчёт соответствующей установки. Исходные данные принимаются в соответствии с заданием. Также имеет место графическая часть. Необходимо отметить важность данного курса в химической технологии, а также технологии переработки углеводородных материалов. Это в первую очередь связано с широтой диапазона использования смазочных материалов в техногенной сфере современного общества.
1. Введение
2. Разработка поточной схемы переработки мазута Колендинской нефти
2
2.1. Характеристика перерабатываемой нефти 2
2.2. Выбор продуктов переработки мазута 5
2.3. Поточная схема переработки мазута 10
2.4. Краткая характеристика выбранных технологических процессов
12
3. Технологический расчет установки деасфальтизации 27
3.1. Описание технологической схемы деасфальтизации гудрона пропаном
27
3.2. Материальный баланс колонны деасфальтизации 29
3.3 Тепловой баланс колонны деасфальтизации 30
3.4. Определение основных размеров колонны деасфальтизации 31
3.5. Расчет испарителя высокого давления 32
Литература 34
Вязкость кинематическая, при 400С, мм2/с 29 – 35 (25 – 35)
Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,03
Температура, 0С:
вспышки в открытом тигле, не ниже 200 (180)
застывания, не выше
Цвет, ед. ЦНТ, не более
Стабильность против окисления:
приращение кислотного числа,
мг КОН/г, не более
приращение смол, %, не более
Масло И-Г-А-32 (И-20А)- дистиллятное или смесь дистиллятного с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки. Его употребляют в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов, для смазывания легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков, где не требуются специальные масла, и других механизмов. Наиболее широко применяют масло И-20А в гидравлических системах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе.
М-8Г2 (ГОСТ 8581-78)
Вязкость кинематическая, мм2/с,
при температуре:
100
0С
0 0С
-120С
Индекс вязкости, не менее
Температура, 0С:
вспышки в открытом тигле, не ниже 200
застывания, не выше
Коррозионность на пластинках из свинца,
г/м2, не более
Моющие свойства по ПЗВ, балы, не более 1,0
Термоокислительная
2500С,
мин., не менее
Щелочное число, мг КОН/г, не менее
Зольность сульфатная, % (мас. доля),
не более
Стабильность по индукционному периоду
осадкообразования (ИПО),
выдерживает,
ч
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более 4,5
Плотность при 200С, кг/м3, не более 905
Массовая доля активных элементов,
%, не менее:
кальция
бария
цинка
фосфора
Степень чистоты, мг/100г масла, не более 500
Масло М-8Г2 – получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для зимней эксплуатации автотракторных дизлей без наддува или с невысоким наддувом.
М-20Е70 (ГОСТ 12337-84)
Вязкость кинематическая при 1000С, мм2/с 20 – 23
Индекс вязкости, не менее
Щелочное число, мг КОН/г, не менее
Зольность сульфатная, %,
не более
Массовая доля, %, не более:
механических
примесей
воды
Температура, 0С:
вспышки в открытом тигле, не ниже 200
застывания, не выше
Коррозионность на пластинках из свинца,
г/м2,
не более
Стабильность по индукционному периоду
осадкообразования (ИПО) в течении
50 ч
Трибологические характеристики при температуре
(15-25) 0С:
индекс
задира, кгс, не менее
критическая
нагрузка, Н, не менее
показатель износа при постоянной
нагрузке 196 Н, мм, не более
Массовая доля кальция, %, не менее
Коксуемость, баллы, не более
Вымываемость присадок водой:
снижение щелочного числа, %, не более 15
снижение зольности, %, не более
Эмульгируемость с водой, см3, не более 0,3
Масло М-20Е70 состоит из базового масла М-20 остаточного и композиции присадок различного состава. Его используют для смазывания цилиндров главных судовых дизелей высокой степени форсирования при работе преимущественно на высокосернистых тяжелых топливах.
В соответствии с заданием при данной схеме переработки мазута предусмотрено получение твердых углеводородов: из гачей (побочные продукты процесса депарафинизации) дистиллятных масляных фракций 320 – 4000С, 400 – 4500С и 450 – 4900С соответственно парафины марок С, В4 и В5; из петролатума остаточного масла - церезина марки 65.
С – очищенный парафин технического назначения, применяется в качестве сырьевого материала в различных отраслях промышленности.
В4, В5 – высокоочищенные глубокообезмасленные парафины, которые применяют в различных отраслях промышленности, где предъявляются особые требования к чистоте изделий.
Церезин марки 65 – используется для получения смазок, восковых сплавов, изоляционных материалов и продукции предприятий электронной промышленности.
Таблица 8
Характеристика нефтяных парафинов (ГОСТ 23683-89)
Показатели |
С |
В4 |
В5 |
Внешний вид |
Кристалличес-кая масса бе-лого цвета, до-пускаются от-тенки серого или желтого |
Кристаллическая масса белого цвета | |
Температура плавления, 0С |
45 – 52 |
56 – 58 |
58 – 62 |
Массовая доля масла, %, не более |
2,20 |
0,45 |
0,45 |
Цвет, условные марки, не более |
12 |
3 |
3 |
Запах |
- |
Отсутствие | |
Содержание бенз-альфа-пирена |
- |
- |
- |
Пенетрация иглой при 250С, единицы, не более |
- |
13 |
12 |
Массовая доля, %, не более: воды серы |
0,2 0,05 |
Отсутствие - - | |
Содержание: фенола, фурфурола механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие
Отсутствие |
-
Отсутствие |
-
Отсутствие |
Характеристика церезина марки 65 (ГОСТ 2488-79):
Внешний вид
Температура каплепадения, 0С 65-70
Пенетрация иглой при 250С,
0,1мм, не более
Массовая доля, %, не более:
механических примесей
воды Отсутствие
золы 0,02
Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,06
Содержание водорастворимых кислот
и щелочей
Цвет, ед. ЦНТ, не более
Учитывая выше приведенные свойства мазута и нефтепродуктов (вязкость, температура застывания, содержание серы, асфальто-смолистых веществ и т.д.) при переработке необходимо использование следующих установок: деасфальтизации, селективной очистки дистиллятов и деасфальтизированного остатка, депарафинизации дистиллятных и остаточного рафинатов, гидродоочистки полученных депарафинизированных масел, обезмасливания гачей и петролатума и гидроочистки парафинов-сырцов и церезина-сырца.
1.3. Поточная схема переработки мазута
Поточная схема переработки
мазута Усть-балыкской нефти
Мазут разгоняем под вакуумом на установке ВТ на масляные дистилляты 320-400 0С , 400-4500С, 450-4900С и остаток >4900С.
Масляные дистилляты подвергаем селективной очистке избирательными растворителями с целью удаления нежелательных компонентов. Полученные рафинаты с целью снижения температуры застывания до значений, требуемых в гостах, подвергаем депарафинизации, а затем гидродоочистке для улучшения цвета и придания товарного вида.
Гудрон (остаток >4900С) также вовлекается в процесс производства масел, его подвергаем деасфальтизации для получения высоковязкого компонента базовых масел путем удаления асфальто-смолистых веществ. Деасфальтизат подвергают селективной очистке, а затем депарафинизации. Остаточное депарафинированное масло подвергают гидродоочистке для придания товарного вида.
На установке деасфальтизации получают также побочный продукт - битум-деасфальтизации, который используют в качестве компонента товарного битума.
На установке селективной очистки в качестве побочных продуктов получают дистиллятные и остаточный экстракты, которые используют для производства высокоароматизированных масел (ВАМы, обладающие хорошей липкостью), для получения нигролов, как смягчители резин, в качестве пластификаторов шинных резин и битумов и для производства технического углерода.
На установке депарафинизации получают также из дистиллятных масел - гачи, а из остаточного - петролатумы, которые подвергают затем обезмасливанию для удаления низкоплавких парафинов и кольчатых углеводородов (нафтеновых, нафтено-ароматических и ароматических углеводородов). Парафины и церизины процесса обезмасливания могут быть одновременно и товарными продуктами и полупродуктами, но, учитывая ассортимент парафинов и церизинов, которые нам требуется получить, необходима гидроочистка парафинов и церезина для улучшения цвета и придания товарного вида. Отходы обезмасливания как правило смешиваются с мазутами и используются как заводское топливо.
1.4. Краткая
характеристика выбранных
Вакуумная перегонка мазута (>3200С)
Установка вакуумной перегонки мазута предназначена для выделения из мазута атмосферной перегонки нефти узких масляных фракций. Остатком вакуумной перегонки является гудрон.
Условия процесса [3]:
Максимальная температура нагрева сырья в печи, 0С 435
Остаточное давление, кПа
верх колонны
зона ввода сырья
Информация о работе Масляное производство. Поточная схема. Расчет установки деасфальтизации