Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 09:58, контрольная работа
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной молодежи. Между тем производство, по крайней мере в нынешний переходный период, не может оказывать школе, как это было раньше, материально-технической, кадровой и финансовой поддержки.
1. Дидактические принципы обучения технологии……………………….
2. Нравственное воспитание учащихся на уроках технологии………
3. Внешкольная работа по технологии……………………………………………
4. Используемая литература………………………………………………………….
и производстве. В связи с этим обновляются учебные программы, из них исключается устаревший материал. Однако, как правило, изменения происходят быстрее и чаще, чем это отражается в содержании программ и учебных пособий.
Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы знакомить школьников с научно-техническими новинками, приемами и методами труда новаторов. Это позволит учащимся в будущем лучше приспособиться к современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе
в условиях рынка труда и профессий. Например, знакомя школьников с методами раскроя ткани, необходимо рассказать о современных достижениях по моделированию, конструированию одежды, основанных на применении микропроцессорной и лазерной техники.
Однако далеко не со всеми новейшими сведениями нужно и возможно знакомить учащихся. И учителям, и разработчикам программ следует тщательно отбирать такие сведения, оценивая их с точки зрения следующих требований: соответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тенденциям в развитии
науки, техники и производства; доступность для понимания учащимися; возможность усвоения в школьных условиях.
Связь с практикой, жизнью. Трудовое обучение призвано играть важную роль в обеспечении будущей социальной защищенности, выживаемости учащихся в условиях рыночной экономики, конкуренции на рынке рабочей силы. Оно должно помочь им в профессиональном самоопределении, в адаптации после окончания
школы к обучению в профессиональном учебном заведении или самостоятельной работе в условиях многоукладной экономики.
Из этого дидактического принципа вытекает необходимость, во-первых, соответствия целей и содержания трудового обучения современным требованиям (см. выше), а также региональной местной специфике (особенности социально- экономического развития, традиции и т. п.), во-вторых, его практической направленности по форме и методам. Особая педагогическая ценность трудового обучения состоит в том, что благодаря своему практическому, прикладному характеру оно предоставляет гораздо большие возможности, чем другие учебные предметы, для того чтобы учить школьников соединять теорию с практикой, ценить знания, и не только технологические, но и по основам наук, т. е.
учить эффективно работать, творить, созидать, соединяя умственную деятельность с физической.
Учителю следует иметь в виду, что практические методы, прежде всего самостоятельная работа учащихся, должны преобладать при решении педагогических задач, связанных не только с формированием знаний и умений у школьниов, но и с их воспитанием и развитием. Например, умственному развитию учащихся будут способствовать вопросы, задания проблемного характера, но, главное, не отвлеченные, а имеющие прямое отношение к работе учащихся по конструированию, разработке технологии изготовления изделия, к самому процессу изготовления или к работе по проведению какого-нибудь сельскохозяйственного опыта.
Формирование экономических знаний и умений, экономической
воспитанности, культуры происходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения условий практической работы учащихся к производственным.
Нравственное воспитание школьников в процессе трудового обучения — это не столько слова учителя о пользе трудолюбия и добросовестности, порядочности, дисциплины труда, сколько формирование этих и других положительных качеств работника в практической трудовой деятельности, конечно, при продуманном педагогическом руководстве ею. Слов, хотя, как правило, нужных, полезных, в виде объяснений, рассказов, нравоучительных бесед, в школе чрезмерно много. Следует сохранять практическую направленность трудового обучения, обеспечивающую воспитание и развитие учащихся в духе единства слова и дела, теории и практики, возможность для школьников попробовать свои силы, найти себя в деле, смолоду выработать бесценную привычку к труду.
Вместе с тем хотелось бы предостеречь учителей от излишнего заземления трудового обучения, от превращения его в ремесленнический учебный предмет. Требуется немалое педагогическое мастерство, чтобы школьники на занятиях по труду работали не только руками, но и головой, да и чтобы душа их не
бездействовала. Что касается разработки программ, то тут следует не допускать чрезмерного увлечения широтой тематики, объемом информации. При небольшом количестве учебных часов на трудовое обучение это ведет к его превращению в теоретический предмет. Надо стремиться к такому соотношению теории и "практики, чтобы в процессе трудового обучения школьники учились не говорить о работе, а добросовестно, творчески и со знанием дела трудиться.
Систематичность и последовательность в обучении. Знания и умения учащихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование — осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский предупреждал о том, что голова,
наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно.
В результате трудового обучения у выпускников школы должна быть сформирована целостная система знаний и умений, как общетрудовых, общепроизводственных, так и специальных (при профобучении), необходимых для труда по конкретной профессии.
Поэтому, например, от класса к классу учащиеся знакомятся все более широко
и глубоко с вопросами технологии, овладевают умениями по выполнению различных технологических операций, в результате получая целостное представление о процессе создания продукта труда от его конструкторской разработки и воплощения в технологической документации до отделки и технического контроля. Аналогично в ходе изучения станков, автомобиля, швейной машины, трактора, ЭВМ у школьников формируется целостное представление о системе, классификации современных машин, об их устройстве и работе. Этому будет способствовать, в частности, такой подход, при котором, объясняя устройство и принцип действия токарного или сверлильного станка, учитель вместе со школьниками вспомнит классификацию машин, изученную ранее, и подчеркнет, что токарный и сверлильный станки относятся к технологическим машинам, а электрический двигатель является составной частью большинства таких машин. С этой же целью учителю необходимо в процессе изучения токарно-винторезного и фрезерного станков выявить общность в их устройстве и устройстве изученных ранее токарного станка по
дереву и сверлильного станка.
Другой пример. Учитель, обучая старшеклассников профессии токаря или фрезеровщика, должен опираться на их знания об устройстве и принципе действия станков учебного типа, полученные ранее, объяснять сущность отличий, имеющихся в устройстве станков, применяемых на производстве. В процессе изучения станков с числовым программным управлением, в частности, очень важно обратить внимание учащихся на совершенствование управляющего органа в станке.
Для приведения знаний учащихся в систему важную роль играет обобщение
изучаемого материала. В связи с этим учащимся дают знания о наиболее общих закономерностях развития производства, знакомят с такими предметами, средствами и процессами труда, в которых наиболее полно отражается комплекс научных знаний и выражаются достижения и тенденции научно-технического прогресса.
Систематичность и последовательность вкупе с преемственностью позволяют за меньшее время достичь больших результатов. В практике работы учителя этот принцип реализуется в первую очередь в тематическом и поурочном планировании, в обеспечении четкой структуры каждого занятия.
Учителю следует приучать к систематичности и последовательности школьников, формировать у них умение планировать свою учебную и трудовую деятельность, например разрабатывать сначала планы своей практической работы, затем —
технологические карты. Особая ответственность в осуществлении данного дидактического принципа лежит на разработчиках учебных программ. Именно в программах, прежде всего, учебно-воспитательный процесс (формирование знаний и умений, воспитание и развитие) должен быть представлен в тщательно продуманной, обоснованной, логичной, обеспечивающей преемственность структуре, системе и последовательности.
Доступность обучения. Из этого принципа вытекает, что трудовое обучение следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем доступность не тождественна легкости в обучении, изучаемый материал должен
требовать от школьников определенных усилий для его усвоения.
Реализуя этот принцип, учителю следует иметь в виду не только
теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся при выполнении ими практических работ, регулировать ее. Одним из средств обеспечения доступности изучаемого материала, посильное™ практических работ является дифференциация заданий с учетом особенностей учеников. Учитель достигает доступности в обучении лучше, если на каждом занятии учитывает уровень подготовленности учащихся по основам наук, умело применяет учебные демонстрации, наглядные пособия. Например, при объяснении нового материала по теме «Монтажные провода» учащимся целесообразно показать стенд с образцами различных проводов, применяемых в электрорадиотехнике и электронике. Это поможет школьникам лучше запомнить их по внешнему виду, а также усвоить знания об их физико-химических
свойствах. При объяснении видов вязки монтажных жгутов полезно показать выполненные крупным планом образцы жгутов, чтобы школьники лучше поняли технику крепления ниток и увязывания петель на жгуте, способ развертки объемного жгута в плоскость.
Иногда авторы проектов программ, проявляя, по нашему мнению, излишнее стремление к инновациям, уже в начальных классах дают такие, например, сложные темы, как информационные технологии, радиоэлектроника. Они, видимо,
исходят из бытовавшего сравнительно недавно в некоторых научных педагогических кругах мнения о том, что принцип доступности относится не к содержанию, а только к методам обучения. Опыт показал неправомерность, нежизненность данного подхода. На практике такого рода материал подавался младшим школьникам либо в упрощенном до крайности, примитивном виде, либо требовал от учителя слишком много времени на разъяснение, а от учеников чересчур большого напряжения, тогда как по достижении определенного возраста они могли усвоить его сравнительно быстро и без чрезмерных усилий.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.
Этот принцип заключается в активном овладении школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы. Непременными условиями реализации данного принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество учителя и учеников в их достижении.
Учителю следует ставить учащихся в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умениями, методами учения. Актуальность рассматриваемого принципа для трудового обучения определяется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно
сформировать трудовые умения. Поэтому деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под руководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнения, лабораторно-практические, практические и учебно-производственные работы, решали технические, технологические и экономические задачи, учились при этом пользоваться технической, особенно справочной, литературой, а также документацией (чертежами, технологическими картами, схемами и др.).
Рассматриваемый принцип предполагает, в частности, применение в