Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 09:58, контрольная работа
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народного хозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовой подготовки школьной молодежи. Между тем производство, по крайней мере в нынешний переходный период, не может оказывать школе, как это было раньше, материально-технической, кадровой и финансовой поддержки.
1. Дидактические принципы обучения технологии……………………….
2. Нравственное воспитание учащихся на уроках технологии………
3. Внешкольная работа по технологии……………………………………………
4. Используемая литература………………………………………………………….
деятельности школьников; сочетание показа изучаемых учащимися технических объектов, технологических процессов, трудовых действий, а также наглядных пособий, опытов, условно-символических изображений (схем, чертежей, таблиц и т. п.), учебных кинофильмов, диафильмов, диапозитивов и т. п. с объяснением учителя и беседами, с аналитико-синте-тической деятельностью школьников; систематическое и всестороннее изучение индивидуальных особенностей школьников и на этой основе корректирование учебно-воспитательного
процесса; создание изменяющихся ситуаций для применения учениками приобретенных знаний и умений (по выражению академика А. Н. Несмеянова, применение — истинная мать учения); периодическое проведение обобщающих зачетных и контрольных работ (прежде всего практического характера); участие в составлении характеристик учащихся, в которых отражаются
результаты
обучения (при этом
следует иметь
в виду его образовательное,
воспитательное и развивающее
значение); использование
информации о дальнейшем
жизненном и профессиональном
пути выпускников школы
для оценки результатов
работы с учащимися
и внесения коррективов
в учебновоспитательный
процесс.
2.
Нравственное воспитание
учащихся на уроках
технологии.
Нравственное воспитание школьников в процессе трудового обучения — это не столько слова учителя о пользе трудолюбия и добросовестности, порядочности, дисциплины труда, сколько формирование этих и других положительных качеств работника в практической трудовой деятельности, конечно, при продуманном педагогическом руководстве ею. Слов, хотя, как правило, нужных, полезных, в виде объяснений, рассказов, нравоучительных бесед, в школе чрезмерно много. Следует сохранять практическую направленность трудового обучения, обеспечивающую воспитание и
развитие учащихся в духе единства слова и дела, теории .и практики, возможность для школьников попробовать свои силы, найти себя в деле, смолоду выработать бесценную привычку к труду.
Вместе с тем хотелось бы предостеречь учителей от излишнего заземления трудового обучения, от превращения его в ремесленнический учебный предмет.
Требуется немалое педагогическое мастерство, чтобы школьники на занятиях по труду работали не только руками, но и головой, да и чтобы душа их не бездействовала. Что касается разработки программ, то тут следует не допускать чрезмерного увлечения широтой тематики, объемом информации. При небольшом количестве учебных часов на трудовое обучение это ведет к его превращению в теоретический предмет. Надо стремиться к такому соотношению теории и "практики, чтобы в процессе трудового обучения школьники учились не говорить
о
работе, а добросовестно,
творчески и со
знанием дела трудиться.
3. Внешкольная работа по технологии.
Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело - внешкольное занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.
В обязанности учителя технологии могут быть вменены руководство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативом, связанным с инвариантными направлениями технологии, и т. п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его как личности.
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внешкольная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника.
Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся при внеклассной работе больше, чем на уроках, и действительно интересы подростков главенствуют, нельзя исходить только из желаний учащихся. Руководитель должен выполнять свою направляющую роль хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобится детям в самостоятельной жизни. Ведь иногда та или иная информация по современному производству, о высоких технологиях, новых направлениях развития науки и техники никак не совпадает с темой занятий по технологии в школьных мастерских. При внешкольной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать техническое мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.
Отдельно следует сказать о широких возможностях руководителя кружков технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно внешкольная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развивать навыки рационального мышления. В жизни всегда есть место творчеству. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Внешкольная деятельность руководителя технологии в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему развить дремлющие способности и наклонности.
Таким образом, внешкольная работа носит ярко выраженный воспитывающий характер. Следует подчеркнуть, что для ее успеха необходима целенаправленная деятельность учителя технологии по развитию интеллектуально-творческого потенциала юного человека как одного из основных условий подготовки личности к успешному и социально значимому функционированию в современном обществе.
К такой целенаправленной деятельности следует относить не только кружковую работу, чтобы не сузить искусственно рамки внешкольной деятельности руководителя технологии. Трудно переоценить в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, «круглые столы» (диспуты), обзоры достижений науки и техники, видеопутешествия и Т.Д. Заметим, что многие из названных форм возможны для использования в любой школе. А это значит, что творчество педагога может реализоваться в самой отдаленной от больших культурных центров школе. Интеллект и профессионализм нельзя ограничить никакими пределами.
Наконец, необходимо поговорить о третьем направлении внешкольной деятельности, которому руководитель технологии может дать огромный импульс. Речь идет о практической реализации одного из принципов, заложенных в програм. «Технологии», - подготовке школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид внешкольной деятельности в каждом конкретном случае, могут решить только руководители и его ученики. Организация ли собственного производства или центра по оказанию различных услут, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам - любой вариант диктуется местными условиями. Важно лишь, чтобы меркантильные интересы не возобладали над воспитательными. Необходимо помнить, что труд довольно тонкое воспательное средство. Если творческие устремления, воспитательныe задачи будут вытесняться утилитарными, если будут огрубляться нравственные категории, еще долго наш рынок будет ближе к «дикому», чем к цивилизованному.
Во
внешкольной деятельности
руководителя технологии
могут быть заложены
жены огромные возможности
для реализации и воспитатель,
и развивающих, и формирующих
активную жизненную
позицию школьников
задач.