Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель: комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов механизма реализации норм об опеки и попечительстве.
Задачи:
1. Определить понятия, принципы и задачи опеки и попечительства.
2. Выявить тенденцию развития норм, регулирующих опеку, попечительство.
3. Определить осуществление опеки и попечительства.
4. Рассмотрение оснований для возникновения и прекращения опеки и попечительства;
При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает судебно - психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:
1) Страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой;
2) Может ли это лицо отвечать за свои действия;
3) Нуждается ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?
По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.
Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.
Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.
Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.
Установление попечительства над совершеннолетними дееспособными.
Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано в постановлении Верховного Суда РФ №4 от 4 мая 1990 года (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 №11, от 25.10.96 №10) «О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами»: «Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение».
Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет сделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями.15
Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.
Гражданин, над которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.
Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного (ст. 1077 ГК РФ).16
Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.
Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.
В роли попечителя над дееспособным гражданином
может выступать и администрация специализированного
стационарного учреждения (дома-интерната,
пансионата для престарелых).
2.3. Прекращение опеки и попечительства.
Существует несколько оснований для прекращения
опеки и попечительства.
Опека над несовершеннолетними
прекращается автоматически по достижении
им
14-летнего возраста, переходя в попечительство.
С наступлением совершеннолетия прекращается
и попечительство, установленное над ребенком.
По общему правилу, как уже было
неоднократно сказано в работе, совершеннолетним
признается ребенок, достигший 18-ти лет.
Существуют и некоторые исключения из
общего правила.
Так, лицо может быть признано полностью дееспособным, если оно вступает в брак до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК РФ) или было объявлено полностью дееспособным (эмансипировано) в соответствии со ст. 27 ГК РФ.17
Прекращается опека над несовершеннолетними и в случаях их возвращения под опеку родителей, установления над ними усыновления (удочерения) или помещения их в соответствующее воспитательное учреждение.
Автоматически прекращается действие опеки или попечительства и в случаях, если подопечный умер или был признан судом умершим.
Опека над совершеннолетним гражданином может быть прекращена и в результате его выздоровления. В таком случае гражданин признается судом дееспособным. Заявление о признании лица полностью дееспособным может быть подано членами его семьи, профсоюзом и другими общественными организациями, опекуном, прокурором, органом опеки и попечительства, а также соответствующим лечебным учреждением. К заявлению должно быть приложено заключение судебно-психиатрической экспертизы с обоснованием выздоровления или значительного улучшения состояния подопечного.
На основании данных экспертизы и других дополнительных свидетельств суд выносит решение о признании выздоровевшего гражданина дееспособным. После вступления этого решения в законную силу органы опеки и попечительства отменяют установленную над гражданином опеку (ст. 263 ГПК РСФСР).
Подобным образом прекращается попечительство над гражданином, ограниченным в своей дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Существенное отличие состоит в том, что заявление о прекращении попечительства может исходить и от самого гражданина (п.2 ст. 263 ГПК РСФСР).
Патронаж может быть прекращен по заявлению гражданина, над которым он был установлен, или в случае помещения последнего в соответствующее медицинское учреждение.
Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Как правило, это происходит из-за ухудшения состояния его здоровья или материального положения, а также при невозможности установления психологического контакта с подопечным. Однако, подчеркну, опека или попечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания, приведшие к их установлению. Просто обязанности опекуна(попечителя) перекладываются на другое лицо или администрацию соответствующего учреждения.18
До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно исполняет свои обязанности. Однако законодатель предусмотрел возможность прекращения опеки и попечительства в случаях ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей.
Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам.
Опекуны и попечители обязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.
Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием у него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любого заинтересованного лица, в т.ч. и от самого подопечного.
Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие жалобы и выносит по ним решения. Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанности ненадлежащим образом, орган опеки и попечительства может отстранить его от исполнения обязанностей опекуна (попечителя).19
В отличие от смерти или признания умершим
подопечного, смерть или признание умершим
опекуна (попечителя) не приводит к прекращению
опеки или попечительства. Просто соответствующие
права и обязанности переходит на других
лиц.
Заключение
В результате проведенных исследований можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и возможность воспитания и проживания в семье. 20
Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:
- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
- предназначена
для восполнения недостающей
дееспособности подопечного
- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или фактических действий в интересах подопечного;
- может, осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и возмездно в случаях, предусмотренных законодательством;
Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения:
- установления
опеки и попечительства в
- защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством;
- обеспечение
приемлемого уровня жизни
- государственной
поддержки граждан,
- исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1. Обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.