Основы проектирования и конструирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы, как и курса «Основ инженерии проектирования технических систем», сформировать единое понимание философских и технических проблем при реализации конкретных инженерных систем, приборов и устройств. Овладения единой системой анализа и получения технических решений в соответствии с поставленными задачами проектирования и разработки инженерной конструкции. Научить единой системе анализа и получения технического решения в соответствии с исходной задачей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Реализации и проявления в выбранном объекте (техническом объекте) законов развития техники……………………………………………………. 3
1.1. Закон симметрии……………………………………………………………… 3
1.2. Закон гармонического соотношения параметров объектов………….......... 3
1.3. Закон корреляции параметров одного ряда объектов……………………… 4
1.4. Закон гомологических рядов объектов……………………………………… 4
1.5. Закон соответствия между функцией потребности и структурой………… 5
1.6. Закон расширения множества функций потребности ……………………... 5
1.7. Закон стадийного развития………………………………………………….. 7
2. Характеристики цветов и их систематизация для выбранного объекта………………………………………………………………………… 8
2.1. Основные психофизиологические воздействия различных цветов………. 8
2.2. Цветовые сочетания, реализуемые в объекте………………………………. 10
3. Эргономика приборов……………………………………………………….. 11
3.1. Антропологические данные по конструированию приборов…………….. 11
3.2. Эргономическая отработка конструкции: основные рекомендации и пропорции…………………………………………………………………….. 12
3.3. Основные элементы эстетики и техническая мода………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………. 14
Список используемой литературы………………………………………….. 14

Работа состоит из  1 файл

Основы проектирования и конструирования.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

      1. Создание нового ТО или реализации  нового ТО при наличии социально-экономического, военного и т.д. требования.

      2. Создание новых технологий предопределяет  качественно и количественно новые потребности.

      3. Создание новых материалов.

      4. Открытие новых физических эффектов (пьезоэффект, резонансное рассеяние, лазер и т.д.) Причем новые эффекты определяют новые физические принципы действия ТО, приводящие к качественно и количественно новым потребностям.

      5. Причины технико-экономического, социального или военного характера, вызывающие появление качественных, а затем и количественных потребностей.

      При возникновении новых потребностей и наличии необходимого научно-технического потенциала, а так же социально-экономической  целесообразности происходит их удовлетворение с помощью впервые созданных ТО и соответственно имеет место возникновение новых функций, которые затем существуют как угодно долго, пока их реализация будет обеспечивать сохранение и улучшение жизни людей.

      Множество таких качественно и количественно отличающихся потребностей, относящихся к техносфере страны или миру в целом, во времени монотонно и ускоренно возрастает по экспоненциальному закону.

      Новые функции потребности проявились на примере карандаша, как ТО. Из простого уголька, или грифеля в деревянном корпусе, он превратился в ТО современной механической конструкции, с использованием пластмассы, металла, стекла и других материалов. Использование новых материалов способствовало созданию автоматического карандаша.

      Закон расширения множества функций потребности  является:

      1. Эмпирическим, поскольку основывается на большом числе фактов, для которых возникновение потребностей приводит к появлению ТО, реализующих эти потребности.

      2. Всеобщим законом техники, то есть имеющим отношение к любому ТО.

      3. Коллективным законом, динамически - статистическим, в котором имеет место эмпирический коэффициент.

      Данный  закон составляет неизменную во времени  инвариантную (независимую от преобразования форму представления) информационную основу техносферы. 

      1.7. Закон стадийного  развития ТО. 

      Выделяют  четыре основных этапа развития техники:

      1. Эпоха ручного орудия. Основные производственные функции регулируются субъектом.

      2. Эпоха механизации. Энергетические  и передаточные функции перестают быть функциями субъекта, они передаются искусственно производящим системам: энергетическая машина, придаточные устройства, рабочая машина.

      3. Эпоха детерминированных (конвейерно производимых) автоматизированных производственных систем. Функции контроля и коррекции процесса передаются системам управления этой производящей структуре.

      4. Эпоха недетерминированных самоуправляющихся,  самосовершенствующихся производственных  систем. ЭВМ с самоорганизующейся  архитектурой вычисления.

      Для анализа стадий развития ТО вводят 4 определяющие функции:

      1. Технологическая функция - ТФ. Связана с преобразованием или перемещением  предмета труда из начального заданного состояния в заданное конечное состояние. При этом существует понятие «рабочий орган». Для карандаша рабочий орган – грифель.

      2. Энергетическая функция - ЭФ.

      3. Функция управления - ФУ, реализуемая  с помощью системы управления.

      4. Функция планирования - ФП.

      Пример  ТО карандаша, реализующего различное  число функций, представлено в таблице:  

Потребность 1 стадия

ТФ

2 стадия ТФ+ЭФ 3 стадия ТФ+ЭФ+ФУ 4 стадия

ТФ+ЭФ+ФУ+ФП

Изображение на бумаге Карандаш, направляемый рукой человека Карандаш, управляемый  человеком, с помощью механизма Карандаш, управляемый  человеком, с помощью ЭВМ Электронное устройство, выполняющее изображение на бумаге, получающее задание от ЭВМ
 

    Закон стадийного развития:

     ТО  с функцией обработки материального  объекта труда имеют четыре стадии развития, связанные с последовательной реализацией и накоплением технической, энергетической функций и функций управления и планирования (прогнозирования). 

2. Характеристики цветов

и их систематизация для  выбранного объекта.

2.1. Основные психофизиологические воздействия различных цветов. 

           Зрение является основным источником информации о внешнем  мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир – это комбинация световых пятен разной яркости и цвета.

     Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной. Таким образом, предметы с помощью цвета связаны с нашим душевным и функциональным состоянием. Цвет – мощное средство воздействия на психику человека, а «язык цвета» сопоставим с речью и обладает ее функциями: коммуникативной, номинативной, выразительной и побудительной.

     Цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект. Психологи применяют цвет как средство психодиагностики и терапии.

     Восприятие  цвета и эстетическое переживание  его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.

     Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

    • весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);
    • температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие);
    • осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);
    • пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие);
    • акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие);
    • вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые);
    • возрастные (детские, молодежные, стариковские);
    • сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);
    • этические (мужественные, сентиментальные, смелые);
    • эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические);
    • культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

     Определенные  цвета оказывают определенное «нравственное» (психологическое) воздействие на человека. Цвет как средство информации используется на производстве. В живописи роль цвета – символическая, можно сказать, номинативная. При оформлении общеобразовательных учреждений цвет в первую очередь должен быть средством гармонизации визуальной среды. Побудительная функция цвета широко применяется в рекламе. Правильная цветовая организация выставки – это фактор зрительного комфорта. И наконец, цвет – это метод терапии, и, наверное, самая важная его функция.

     Исторический  обзор развития представлений о  цвете показал, что поворотным моментом здесь выступает разработка проблемы цвета И.Ньютоном, так как он впервые  указал на психофизиологическую природу цвета. Собственно цвет не является свойством света как такового, а скорее представляет собой результат его взаимодействия со специфическими пигментами, располагающимися в сетчатке глаза, и последующих психических процессов, т.е. интерпретации этих исходных сигналов, а это уже задача мозга. Таким образом, можно выделить физиологический и психологический аспекты восприятия цвета. Во-первых, наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия его на наблюдателя, от условий наблюдения. А во-вторых, цвет вызывает ассоциации, эмоционально окрашивает реакцию человека, также его восприятие связано с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциативным характером мышления.

     Вероятно, наиболее важным будет вывод, касающийся связи цвета с различными психическими явлениями. Так, связь эмоций и цвета  является многоуровневой, так как  с одной стороны, цвет непосредственно  вызывает определенные эмоции, а с  другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, существуют определенная зависимость цветовых предпочтений от характера и влияние цвета на мышление. Особенно интересно то, что цвет является полноценным и во многом универсальным средством психодиагностики и терапии. Влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС различно и, в целом, противоположно: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться.

     Анализ цветовых стимулов проходит ряд этапов: сначала на рецепторном уровне, затем на таламическом и кортикальном. Одновременно с этим активизируются сложные психологические процессы, такие как возникновение ассоциаций, восприятие семантики цвета, появление эмоционального состояния. Таким образом, механизмы восприятия цвета являются психофизиологическими. Возрастную динамику восприятия цвета можно охарактеризовать следующим образом: до четырех - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребенок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.

     Цвет вызывает строго определенные эмоции и в то же время эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Экстраверты предпочитают цвета красно-желтой части спектра, в то время как интроверты выбирают сине-зеленые цвета и оттенки. Продуктивной мыслительной деятельности способствуют теплые и яркие цвета. Цветовые предпочтения меняются в соответствии с возрастом: от ярких и теплых к холодным и сложным оттенкам. Существует определенная зависимость цветовых предпочтений от вида патологии. В психотерапии цвет используется как средство снятия напряжения, создания благоприятного эмоционального состояния. В сфере искусства и рекламы применяются символическая, эстетическая и побудительная функции цвета.  

2.2. Цветовые сочетания, реализуемые в объекте. 

      Подбор  цветовой гаммы - достаточно ответственное  занятие. Сочетание цветов в дизайне всегда было основной из главных задач. Цветовая гамма не должна как-либо напрягать или нервировать, а, наоборот возвращать потраченную в течение дня гармонию. Выбор цветовой гаммы начинается с решения, чего же Вы все-таки хотите от дизайна цвета. Только так можно подобрать оптимальное сочетание цветов.

     Самый «горячий» цвет – это оранжевый. Наиболее холодный – голубой, всегда ассоциирующийся с прохладной водой и льдом. Переходя от голубых через зеленые и желтые тона, цвета теплеют, держат «высокую температуру» на красном, бордовом, коричневом и некоторых оттенках розового и фиолетового, а затем снова «спускаются» к холоду через сиреневый и синий.

     Правила сочетания цветов.

     Конечно, существуют модные сочетания цветов в каждом сезоне. Но когда осуществляется подбор сочетаний цветов, следует все-таки основываться на таблицу сочетания цветов и собственные ощущения. Не существует правильного сочетания цветов, существует только удачное сочетание цветов.

     Для того, чтобы подобрать сочетания цветов, существует несколько подходов.

     Первый  тип – однотонный.

     Цветовая  гамма варьируется в пределах основного цвета, он лишь становится темнее или светлее. Например, темно-синий, синий, голубой. Однако оформленную  таким образом комнату можно  слегка разбавить «вкраплениями» другого цвета, не слишком притягивающего к себе внимание. Например, помещение в голубых и синих тонах могут дополнить белый и светлый песочный.

Информация о работе Основы проектирования и конструирования