Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:03, курсовая работа
В курсовом проекте производится расчет однофазного управляемого выпрямителя, предназначенного для регулирования напряжения на тяговом двигателе последовательного возбуждения. Целью проекта является развитие навыков расчета преобразовательных устройств и анализа происходящих в них электромагнитных процессов.
Число параллельно соединенных ветвей вентилей в плече моста определяется из условий обеспечения допустимых среднего и действующего значений тока вентиля. С учетом формул (16), (17) эти условия имеют вид:
где Iп - максимально допустимый средний ток вентиля, называемый предельным током;
Iдm - максимально допустимый действующий ток вентиля;
kпер=1,6 - коэффициент, учитывающий возможную перегрузку вентиля
на этапах трогания и начальной стадии разгона поезда, на которых ток двигателя может превышать номинальный в 1,6 раза;
kнер=0.85 - коэффициент, учитывающий неравномерное распределение
тока между параллельными
Полученное из условий (20), (21) большее число округляется до ближайшего большего целого.
При нескольких параллельных ветвях в плече моста условие обеспечения допустимой скорости нарастания тока через тиристор приобретает вид
После определения nпосл можно уточнить величину выпрямленного напряжения и рассчитать коэффициенты полезного действия выпрямленной установки. Так как ток нагрузки протекает через одно тиристорное и одно диодное плечо моста, фактическое значение напряжения будет меньше рассчитанного по формуле (7) на сумму падений напряжения на этих плечах.
Падение напряжения на вентилях одного плеча моста
DUпл = nпослDUв,
где DUв - падение напряжения на открытом вентиле, берется из справочных данных.
Коэффициент полезного действия выпрямительной установки
где DUплд - падение напряжения на диодном плече моста;
DUплт - падение напряжения на тиристорном плече моста.
Потери мощности в выпрямительной установке
DРву = Id(DUплд+DUплт).
У преобразователей ЭПС эти потери настолько велики, что для обеспечения допустимой температуры приходится использовать вентили с минимальными значениями DUв и применять принудительное охлаждение.
Принятое ранее допущение, что выпрямленный ток идеально сглажен, справедливо при индуктивности цепи нагрузки Ld, стремящейся к бесконечности. При реальных конечных значениях Ld выпрямленный ток пульсирует от значения Id min до значения Id max с такой же частотой, как и выпрямленное напряжение. Пульсации выпрямленного тока характеризуется коэффициентом пульсаций
где Id m1- амплитудное значение первой гармонической составляющей выпрямленного тока.
Для обеспечения требуемого значения коэффициента пульсаций (в цепи якоря тягового двигателя максимально допустимое значение kп составляет 0,25 - 0,3) последовательно с двигателем включается дроссель, который называют сглаживающим реактором. Индуктивность дросселя Lдр и индуктивность двигателя Ldв в сумме дают индуктивность цепи нагрузки Ld = Lдр + Lдв.
Связь между kп и Ld устанавливается из эквивалентной схемы цепи нагрузки выпрямителя. Активное сопротивление цепи нагрузки на схеме не показано, так как оно принято нулю. Кроме этого, при расчетах принимается, что показанная ЭДС Е, возникающая в якоре при его вращении, не имеет пульсаций и равна среднему значению выпрямленного напряжения Ud. Допущение это правомерно, так как пульсации тока в обмотке возбуждения ОВ значительно меньше, чем пульсация тока якоря. Для этого обмотка возбуждения зашунтирована резистором Rш, сопротивление которого значительно меньше полного сопротивления обмотки возбуждения. В результате основная часть переменной составляющей id проходит через Rш, минуя обмотку возбуждения.
Условие Ud =E означает, что переменная составляющая выпрямленного напряжения равна напряжению на индуктивном сопротивлении Хd. При этом амплитудное значение первой гармонической составляющей тока равно
где Udm1 - амплитудное значение первой гармонической составляющей выпрямленного напряжения.
Разложение ud в ряд Фурье дает, что первая (низшая) гармоническая составляющая ud имеет частоту, в два раза превышающую частоту сети fс. Значение Хd на этой частоте
Хd = 4pfcLd
Из выражений (26) - (28) получаем
формулу для расчета
Для расчета Udm1 определяются коэффициенты ряда Фурье аn, bn при n = 1:
Период Т функции ud(u) равен p. С учетом того, что в интервале от a + g1 до pud = E2msinu, получаем:
Наличие индуктивности цепи нагрузки Ld и индуктивности трансформатора Lа ограничивает диапазон регулирования напряжения на выходе выпрямителя. Ограничение минимального значения выпрямленного напряжения связано с параметрами тиристора, который называется током включения IL. Если при включении тиристора его анодный ток не достигает IL, то после окончания управляющего импульса тиристор опять перейдет в закрытое состояние и выпрямитель функционировать не будет.
В момент подачи первого управляющего импульсного сигнала на включение тиристора ток нагрузки равен нулю, напряжение на вторичной обмотке трансформатора u2 = E2msinа. За время действия управляющего импульса tи ток возрастает до значения, которое можно определить из уравнения второго закона Кирхгофа для цепи протекания тока:
где R - сопротивление цепи, складывающееся из сопротивлений трансформатора, дросселя и двигателя;
I = La + Ld - индуктивность цепи.
ЭДС якоря в уравнении (33) отсутствует, так как якорь еще не вращается и Е = 0.
Пренебрегая изменением u 2 за время которого управляющего импульса, из уравнения (33) можно получить
где - постоянная времени цепи протекания тока.
Отсюда получаем условие нормального функционирования выпрямителя при максимальном значении угла управления аmax:
Для плавного трогания поезда напряжение на двигателе должно постепенно увеличиваться, начиная с определенного минимального значения Ud min, которое и определяет величину аmax. Принимая в формуле (7) Id = 0, получаем
Управляющие импульсы на тиристоры вырабатываются системой управления выпрямителем. Структура одного из возможных вариантов выполнения системы и временные диаграммы, иллюстрирующие ее работу.
Напряжение специальной
низковольтной обмотки
В момент, когда линейно возрастающее напряжение uгпп сравнивается с Uупр, компаратор переключается и запускает формирователь Ф. Длительность выходного сигнала формирователя равна длительности импульса управления тиристором. Этот импульс должен проходить в один полупериод на тиристор VS1, в другой - на VS2. Для этого в системе используется два однополупериодных выпрямителя ОВП и логические элементы И. Высокий уровень напряжения на выходе элемента И будет только тогда, когда и на первом, и на втором его входе будет также высокий уровень.
На управляющие электроды тиристоров импульсы подаются через выходные усилители ВУ и импульсные трансформаторы ИТ. Эти трансформаторы обеспечивают гальваническую развязку цепей управления и высоковольтных силовых цепей, а также развязку катодов отдельных тиристоров силовой схемы.
Как следует из рассмотренного, регулирование а и Ud осуществляется путем измерения управляющего напряжения Uупр, причем чем больше Uупр, тем меньше Ud.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Величина Е2m определяется из условия получения заданного номинального выпрямленного напряжения Udн при номинальном токе Id = Idн. В номинальном режиме величина угла управления ан принимается равной углу коммутации диодов при Id = Idн.
При этом расчете принимается, что ЭДС первичной обмотки Е1 равна напряжению питания U1.
Нужно построить две характеристики: при a = aр и a = 1,4aр. Выражение (7) представляет собой уравнение прямой линии, поэтому для построения каждой характеристики достаточно рассчитать две точки: Ud при Id = 0 и Ud при Id = Idн. Для увеличения масштаба графика ось Ud можно начинать не с нуля.
Эти характеристики представляют
собой зависимость
Таблица 2
Расчет регулировочных характеристик
a, рад |
0,524 |
1,047 |
1,57 |
2,093 |
2,617 |
Ud при Id = 0, В Ud при Id = Idн, В |
Расчет и построение производятся для значений a, приведенных в табл. 2. Результаты расчета сведите в таблицу.
Тип и количество вентилей в плече моста выбираются из условия получения минимальной стоимости выпрямительной установки. Сравниваются варианты выполнения моста на тиристорах 8-, 9-, 10-го классов с предельным током 250 А и 320 А и диодах 8-, 9-, 10-го классов с предельным током 200 и 320 А. Параметры вентилей и их стоимость приведены в табл. 3, 4.
Таблица 3
Параметры и стоимость диодов
Тип |
Класс |
Стоимость, руб. |
Uп, В |
Iп, А |
Iдm, А |
DUвm, В |
ДЛ161-120 |
8 9 10 |
10,1 10,9 11,7 |
800 900 1000 |
200 |
320 |
1,45 |
ДЛ171-320 |
8 9 10 |
14,9 16,3 17,7 |
800 900 1000 |
320 |
500 |
1,45 |
Таблица 4
Параметры и стоимость тиристоров
Тип |
Класс |
Стоимость руб. |
Uп, В |
Iп, А |
Iдm, А |
(di/dt)кр А/мкс |
DUвm, В |
ТЛ171-250 |
8 9 10 |
20,2 22,1 24 |
800 900 1000 |
250 |
390 |
100 |
2,05 |
ТЛ171-320 |
8 9 10 |
23,4 25,7 28 |
800 900 1000 |
320 |
500 |
100 |
1,65 |
Информация о работе Принцип действия выпрямителя и основные расчетные соотношения