Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:56, курсовая работа
Магистральные трубопроводы пересекают, как правило, большое число препятствий двух видов: естественные и искусственные.
Под естественными понимают препятствия, сформировавшиеся на земной поверхности без участия человека; под искусственными понимают препятствия, появившиеся в результате деятельности человека.
К естественным препятствия
Введение 3
1 Задание на курсовое проектирование 5
2 Расчет толщины стенки трубопровода 6
3 Проверка толщины стенки трубопровода 9
3.1 Проверка на прочность трубопровода в продольном направлении. 9
3.2 Проверка недопустимых пластических деформаций трубопровода. 10
4 Расчет устойчивости трубопровода на водном переходе. 13
5 Расчет тягового усилия, подбор троса и тягового механизма. 18
6 Схема сооружения перехода 22
Заключение 27
Список литературы. 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Филиал Российского
государственного университета нефти
и газа имени И.М.Губкина в г.Оренбург
Курсовой проект по дисциплине
«Сооружение и ремонт
магистральных
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СООРУЖЕНИЕ
ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ВОДНУЮ ПРЕГРАДУ
Оренбург 2009
Содержание
Магистральные трубопроводы пересекают, как правило, большое число препятствий двух видов: естественные и искусственные.
Под естественными понимают препятствия, сформировавшиеся на земной поверхности без участия человека; под искусственными понимают препятствия, появившиеся в результате деятельности человека.
К естественным препятствиям относятся: реки, озера, болота, пруды, ручьи, овраги и т.п.; к искусственным – населенные пункты, каналы, искусственные водохранилища, железные и автомобильные дороги и т.п.
При решении вопроса
о способе преодоления
Подводные переходы трубопроводов
через водные преграды следует проектировать
на основании данных гидрологических,
инженерно-геологических и топо
В данном курсовом проекте ставится цель – расширение и закрепление материала полученного при изучении дисциплины «Сооружение и ремонт магистральных газонефтепроводов».
Основная задача – изучение методики расчета на устойчивость трубопровода на водном переходе через реку, а так же расчета тягового усилия необходимого для протаскивания трубопровода.
Данный курсовой проект состоит из шести глав. Вторая и третья главы посвящены расчету толщины стенки трубопровода и проверки на прочность трубопровода в продольном направлении, а также сделана проверка недопустимых пластических деформаций трубопровода.
При проектировании подводного перехода через водные преграды обязательно должен выполняться расчет против всплытия трубопровода. Данный вопрос раскрывается в четвертой глава курсового проекта.
При прокладке подводных трубопроводов наиболее распространенный способ является способ протаскивание его по дну с помощью заранее уложенного троса. В пятой главе определяется тяговое усилие троса и подбор тягового средства.
Одним из способов строительства переходов трубопроводов через водные преграды является способ наклонно-направленного бурения (ННБ). Шестая глава курсового проекта рассматривает этот метод.
Рассчитать устойчивость трубопровода на водном переходе через реку. Рассчитать тяговое усилие, подобрать трос и тяговый механизм.
Исходные данные для расчета:
Методика определения толщины стенки труб магистрального трубопровода, основана на принципе предельных состояний.
За предельное состояние,
при котором трубопровод
Данные курсовой работы: Dн = 820 мм; Рв = 5,5МПа.
Выберем трубы стальные
электро-сварные прямошовные
1) При отсутствии продольных осевых сжимающих напряжений толщина стенки определяется по формуле:
где – коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления, определим по таблице 13 [6] np = 1,0;
р – внутреннее давление в трубопроводе, МПа;
– наружный диаметр трубопровода, мм;
R1 – расчетное сопротивление материала трубы, МПа.
R1 рассчитаем по формуле: , [6], п.8.3
где - нормативное сопротивление материала, зависящее от марки стали, и в расчетах принимаем =sв=510 МПа;
m – коэффициент условий работы трубопровода, согласно [6] таблицы 1 для второй категории трубопроводов m=0,75;
к1 – коэффициент надежности по металлу, для данной марки стали к1=1,47 [9];
кн – коэффициент надежности по назначению, для трубопровода с условным диаметром 820 мм и внутренним давлением от 5,4 до 7,5 МПа кн=1 [6] по таблице 11;
Тогда расчетная номинальная толщина стенки равна:
2) При наличии продольных осевых сжимающих напряжений толщину стенки следует определять по формуле:
где y1 – коэффициент двухосного напряженного состояния металла труб и определяемый по формуле:
где - продольное осевое сжимающее напряжение, МПа, определяемое от расчетных нагрузок и воздействий с учетом упругопластической работы металла труб в зависимости от принятых конструктивных решений.
где at – коэффициент линейного расширения металла, at=1,2×10-5 1/0С [6], таблица 12;
Е – модуль Юнга, Е=2,06×105 МПа [6], таблица 12;
Dt – расчетный перепад температур;
m - коэффициент Пуассона, m=0,3 [6], таблица 12;
DВН – внутренний диаметр трубопровода.
Предельно допускаемый перепад температур вычислим по формулам:
положительный
отрицательный
Найдем значение sпр.N – при δ = 8,5мм:
Рассчитаем значение коэффициента двухосного напряженного состояния для sпр N(+)<0 (при sпр N(-)>0 y1=1 и этот случай уже рассчитан):
Тогда при наличии продольных осевых сжимающих напряжений толщину стенки будет равна:
Окончательно принимаем толщину стенки δ = 8,5мм. [6].
Подземные и наземные (в насыпи) трубопроводы проверяют на прочность и деформацию в продольном направлении
Проверку на прочность подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов в продольном направлении следует производить из условия
где sпр.N - продольное осевое напряжение от расчетных нагрузок и воздействий, МПа, определяемое согласно п. 8.25 [6];
ψ2 – коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб, при растягивающих осевых продольных напряжениях (sпр.N ³ 0) принимаемый равным единице, при сжимающих (sпр.N < 0) определяемый по формуле
sкц - кольцевые напряжения от расчетного внутреннего давления, МПа, определяемые по формуле: , [6, п.8.24]
Итак
Тогда:
Как видно из последних неравенств условия проверки трубопровода на прочность в продольном направлении выполняются.
Для предотвращения недопустимых пластических деформаций подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов проверку необходимо производить по двум условиям:
где - максимальные (фибровые) суммарные продольные напряжения в трубопроводе от нормативных нагрузок и воздействий, определяемые согласно п. 8.27. [6];
y3 - коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб; при растягивающих продольных напряжениях принимаемый равным единице, при сжимающих - определяемый по формуле: , [6], п.8.26
где m – коэффициент условий работы трубопровода, согласно таблицы 1 [6] для второй категории трубопроводов m=0,75;
кн – коэффициент надежности по назначению, для трубопровода с условным диаметром 820 мм и внутренним давлением от 5,4 до 7,5 МПа кн=1 [6] по таблице 11;
- нормативное сопротивление материала, зависящее от марки стали, в расчетах принимается =sт=353 МПа [6], п.8.2.
- кольцевые напряжения от нормативного (рабочего) давления, МПа, вычислено выше
Проверим выполнение первого условия:
Теперь проверим выполнение второго условия, для этого найдем ψ3:
Определим максимальные суммарные продольные напряжения в трубопроводе по формуле:
где ρ- минимальный радиус упругого изгиба
оси трубопровода,
Тогда максимальные суммарные продольные напряжения в трубопроводе для:
Проверим выполнения условия:
при <0,
при >0,
Уравнение устойчивости подводного трубопровода согласно СНиП 2.05.06-85* имеет следующий вид
где nб – коэффициент надежности по материалу балластировки, nб=0,9 для железобетонных пригрузов [2];
кн.в - коэффициент надежности против всплытия, кн.в=1,1 для русловых участков переходов при ширине реки до 200 м [6];
qизг – расчетная нагрузка, обеспечивающая упругий изгиб трубопровода соответственно рельефу дна траншеи.
qв – расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод;
qверт – величина пригруза, необходимая для компенсации вертикальной составляющей Ру воздействия гидродинамического потока на единицу длины трубопровода, qверт=Ру;
qг – величина пригруза, необходимая для компенсации горизонтальной Рх составляющей воздействия гидродинамического потока на единицу длины трубопровода, qг=Рх /к;
к – коэффициент трения трубы о грунт при поперечных перемещениях, к=0,4 [2];
qдоп – нагрузка от веса перекачиваемого продукта, qдоп=0 т.к. рассчитывается крайний случай - трубопровод без продукта;
Информация о работе Проектирование и сооружение перехода через водную преграду