Проектирование и сооружение перехода через водную преграду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание

Магистральные трубопроводы пересекают, как правило, большое число препятствий двух видов: естественные и искусственные.
Под естественными понимают препятствия, сформировавшиеся на земной поверхности без участия человека; под искусственными понимают препятствия, появившиеся в результате деятельности человека.
К естественным препятствия

Содержание

Введение 3
1 Задание на курсовое проектирование 5
2 Расчет толщины стенки трубопровода 6
3 Проверка толщины стенки трубопровода 9
3.1 Проверка на прочность трубопровода в продольном направлении. 9
3.2 Проверка недопустимых пластических деформаций трубопровода. 10
4 Расчет устойчивости трубопровода на водном переходе. 13
5 Расчет тягового усилия, подбор троса и тягового механизма. 18
6 Схема сооружения перехода 22
Заключение 27
Список литературы. 28

Работа состоит из  1 файл

kursovoy_proekt_perehod_truboprovoda_cherez_vodnuyu_pregradu.doc

— 488.00 Кб (Скачать документ)

qтр – расчетная нагрузка от собственного веса трубопровода;

 

Расчетная выталкивающая  сила воды, действующая на трубопровод

,

где Dн.ф. – наружный диаметр футерованного трубопровода.

На подводном переходе применяется двойная изоляция, т.е. два слоя изоляционной ленты и  два слоя обертки. Для изоляции трубопровода выбираем изоляционную ленту «Поликен» толщиной δи.л.=0,635 мм, плотностью ρи.л.=1046 кг/м3 и обертку «Поликен» толщиной δоб.=0,635 мм, плотностью ρоб.=1028 кг/м3   [2].

 

Горизонтальная  составляющая гидродинамического воздействия  потока

,

Сх–гидродинамический коэффициент лобового сопротивления, зависящий от числа Рейнольдса и характера внешней поверхности трубопровода.

где Vср – средняя скорость течения реки, Vср=0,75 м/с;

νв – вязкость воды, νв =1,31 10-6 м2/с.

Для офутерованного трубопровода и 105<Re<107 коэффициент Сх=1,0  [2].

 

 

Вертикальная  составляющая гидродинамического воздействия  потока

,

Су – коэффициент подъемной силы, Су=0,55  [2];

Расчетную нагрузку от собственного веса трубопровода рассчитаем по следующей  формуле

qтр = nсв (qмн + qизн+qфутн),

    где nсв – коэффициент надежности по нагрузкам от действия собственного веса, nсв=0,95   [6];                                      

qмн – нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы;

   qизн -нормативная нагрузка от собственного веса изоляции;

qфутн – нормативная нагрузка от собственного веса футеровки.

 

Нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы

,

gм – удельный вес металла, из которого изготовлены трубы (для стали gм=78500 Н/м3   [2]);

DН – наружный диаметр трубопровода, м;

DВН – внутренний диаметр трубопровода, м;

 

Нормативная нагрузка от собственного веса изоляции

,

qи.л.н – нормативная нагрузка от собственного веса изоляционной ленты;

qобн – нормативная нагрузка от собственного веса обертки.

qи.л.низ×p×DН×g×dи.л.×rи.л.,

                               qобниз×p×DН×g×dоб×rоб,

киз – коэффициент, учитывающий величину нахлеста, при двухслойной изоляции (обертки), киз=2,3  [2].

qи.л.н =2,3×3,14×0,820×9,81×0,635×10-3×1046=38,59 Н/м,

qобн =2,3×3,14×0,82×9,81×0,635×10-3×1028=37,92 Н/м,

Тогда    

Нормативная нагрузка от собственного веса футеровки

,

где rфут – плотность деревянной футеровки;

Dн.ф – наружный диаметр офутерованного трубопровода;

Dн.и – наружный диаметр изолированного трубопровода.

Dн.и=DН+4×dи.п+4×dоб=820+4×0,635+4×0,635=825,08 мм;

 

В результате расчетная нагрузка от собственного веса трубопровода будет равна:

qтр = 0,95∙(1701+76,51+425,69)=2093,04 Н/м.

Теперь определим дополнительную выталкивающую силу за счет изгиба трубопровода

где

        J- осевой момент инерции поперечного сечения трубы

Таким образом, величина пригрузки трубопровода в воде, равна:

 

 

Определим расстояние между пригрузами и их число.

Для балластировки трубопровода выбираем железобетонные кольцевые пригрузы, марка УТК 1020-24-2 массой 4048 кг, объемом 1,76 м3 , толщина груза =0,200м, ширина груза 2,4м, наружный диаметр

=1,50м [2].

Расстояние между пригрузами

где Qг – масса груза;

Vг – объем груза;

Число пригрузов   .

Принимаем количество пригрузов Nг=21 шт.

 

5 Расчет тягового  усилия, подбор троса и тягового  механизма.

 

Расчет тягового усилия ведем из условия

где  Тр – расчетное тяговое усилие;

mтяг – коэффициент условий работы тягового устройства, mтяг=1,1  при протаскивании лебедкой  [2];

Тпр – предельное сопротивление трубопровода на сдвиг.

 

Расчет предельного  сопротивления трубопровода на сдвиг  можно разбить на три этапа.

  1. Первый этап расчета предельного сопротивления трубопровода.

Трогание трубопровода с места на берегу.

Усилие протаскивания  определим по формуле:

                                             Tпр=qi ×f × L + C + Eпас ,  

где  qi – вес полностью снаряженного трубопровода единичной длины в воздухе (металл трубы, изоляция, футеровка, балластировка);

f – коэффициент трения трубопровода о грунт при продольных перемещениях, который можно в первом приближении принять равным тангенсу угла внутреннего трения грунта , для глин   tg jгр=0,287  [2];

С – сопротивление  трубопровода сдвигу, обусловленное сцеплением грунта;

Епас – пассивный отпор грунта.

                                       qi =nсв (qмн +qизн + qфутн) +nб qбалн.  

Рассчитаем нормативный  вес балластировки в воздухе

                                             ,  

ρб – плотность материала пригрузки (бетон), ρб=2400 кг/м3;

 

Вес единицы длины  трубопровода в воздухе

qi= 0,95×( 1701+76,51+425,69)+0,9×11218 = 12189,24 Н/м.

Теперь определим сопротивление  трубопровода сдвигу по формуле

                                                     С=L×cгр×iтр ,                                          

cгр – сцепление грунта, для глин  cгр=19,5 кПа [2];

iтр – длина части окружности трубы, врезавшейся в грунт,

iтр= 0,3×Dн.ф =  0,3×0,875 = 0,2625 м.

С = 60×19500×0,2625 = 307125 Н.

Пассивный отпор грунта врезающимися в него неровностями на поверхности трубы:

,

где  Nг – число выступающих элементов на поверхности трубы

iг – длина хорды той части пригруза, которая погружена в грунт;

ρгр – плотность грунта rгр= 1800 кг/м3 [4];

tг – толщина пригруза =0,200м;

jгр – угол внутреннего трения грунта, для суглинка принимаем jгр=160  [2].

                                            ,    

Dн.г – наружный диаметр груза, Dн.г=1,50 м [2].

Усилие протаскивания

Тпр=12189,24 ×0,287×75+307125+276734,61= 846233,001 Н.

 

  1. Второй этап расчета предельного сопротивления трубопровода.

а)  по берегу:

Тпр=qi×f×L,

Тпр=12189,24 ×0,287×75= 262373,391 Н.

б) в воде по дну траншеи:

Тпр=q× fв×L

где fв – коэффициент трения трубопровода о грунт в воде, ориентировочно fв=0,8×tg jгр=0,8×tg 160=0,229;

q – вес единицы длины протаскиваемого трубопровода в воде.

q=qм +qиз +qфут +qбал.в-qв=qi - qв,

q=12189,24 – 6342,5 = 5846,74 Н,

Тпр= 5846,74 ×0,229×75 = 100417,76 Н.

 

  1. Третий этап расчета предельного сопротивления трубопровода.

Третья стадия  – трогание трубопровода с места, после вынужденной (более одного часа) остановки протаскивания.

Определяем усилие протаскивания  при балластировке одиночными грузами:

                                        Тпр= q× fв ×L +Епас.в+qпс×Sпс

                                         

где  Епас.в – пассивный отпор грунта в воде;

qпс – интенсивность «присоса» трубопровода ко дну подводной траншеи, в суглинках qпс=0,3 кН/м2  [2];

Sпс – площадь поверхности контакта трубопровода и пригрузов с грунтом.

               

где сгр.в – сцепление грунта в воде, для футерованного трубопровода.

сгр.в=0,1× сгр=0,1×19,5= 1,95кПа,

Sпс=iтр×L=0,2625×75=19,69 м2,

Тпр=5846,74 ×0,229×75+34284,065+300× 19,69 = 140608,82  Н.

 

Наибольшее предельное сопротивление трубопровода на сдвиг  наблюдается при трогании с места на берегу, поэтому для определения расчетного тягового усилия будем использовать Тпр=872588,673 Н.

Определим расчетное  тяговое усилие Тр

Тр=mтяг×Тпр ,

где mтяг – коэффициент условий работы при протаскивании лебедкой, mтяг =1,1.

Тр=1,1×872588,673 = 959847,54 Н =959,8 кН

Данное тяговое усилие обеспечивает лебёдка ЛП – 151 с тяговым  усилием 1500 кН. Диаметр троса лебедки 60,5 мм. Проверим трос на разрыв. Условие  проверки

где  mт – коэффициент условий работы, mт=1,1  [2];

nт – коэффициент надежности по нагрузке от тягового усилия, nт=2  [2];

kод – коэффициент однородности троса, kод=1 (трос новый)  [2];

tт.с – коэффициент тросового соединения, tт.с=0,7 (через крюк) [2];

 кН;             

Трос диаметром 60,5 мм данное тяговое усилие не обеспечивает.

 

Принимаем протаскивание  через блок, усилие делится пополам.

По табл.14 выбираем трос диаметром 60,5 мм для которого Rтр=1895 кН.

Rпр= 2Rтр =2×1895=3790 кН >3110,8 кН   

Условие выполняется.

 

6 Схема сооружения  перехода

 

Одним из способов строительства переходов трубопроводов через водные преграды является способ наклонно-направленного бурения (ННБ)

Этот способ рекомендуется осуществлять на стесненных, застроенных участках рек, вблизи действующих переходов трубопроводов, существующих заповедных или закрытых зон, в местах, требующих высокой экологической защиты в процессе строительства перехода. Применение этого способа на данной трассе производится на основе технико-экономического обоснования, выполняемого проектной организацией.

Строительство переходов  способом наклонно-направленного бурения  должно осуществляться специализированными  организациями, имеющими на вооружении специальную буровую и другую технику, оборудование и специалистов. Работы в таких случаях выполняются по специальному проекту, выполненному с учетом требований нормативных документов и согласованному с органами Ростехнадзора, охраны природы и других заинтересованных организаций и утвержденному Заказчиком.

Проектные и строительные организации, выполняющие работы по данному способу, должны обладать соответствующими лицензиями и опытом, дающими им право на подобные работы на территории Российской Федерации.

При выборе створа перехода, применительно к данному способу  строительства, рекомендуется учитывать следующее:

  • участок реки должен быть прямолинейным, без излучин, рукавов, стариц, больших обводненных пойм;
  • геологические условия должны быть благоприятны для бурения скважины; участки с оползневыми, карстовыми и солефлюкционными процессами не допускаются;
  • берега должны быть без резких перепадов и по высоте близки между собой;
  • применение кривых механического гнутья рабочего трубопровода и предельных радиусов его изгиба не допускается.

Основой для разработки проекта строительства переходов  способом ННБ должны являться инженерные изыскания, выполненные согласно техзаданию по специальной программе, специальные строительные нормы на данный вид строительства и требования данного нормативного документа.

Техническое задание  на изыскания согласовывается Заказчиком с подрядными - проектно-изыскательской и строительной организациями.

Информация о работе Проектирование и сооружение перехода через водную преграду