Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:56, курсовая работа
Магистральные трубопроводы пересекают, как правило, большое число препятствий двух видов: естественные и искусственные.
Под естественными понимают препятствия, сформировавшиеся на земной поверхности без участия человека; под искусственными понимают препятствия, появившиеся в результате деятельности человека.
К естественным препятствия
Введение 3
1 Задание на курсовое проектирование 5
2 Расчет толщины стенки трубопровода 6
3 Проверка толщины стенки трубопровода 9
3.1 Проверка на прочность трубопровода в продольном направлении. 9
3.2 Проверка недопустимых пластических деформаций трубопровода. 10
4 Расчет устойчивости трубопровода на водном переходе. 13
5 Расчет тягового усилия, подбор троса и тягового механизма. 18
6 Схема сооружения перехода 22
Заключение 27
Список литературы. 28
qтр – расчетная нагрузка от собственного веса трубопровода;
Расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод
где Dн.ф. – наружный диаметр футерованного трубопровода.
На подводном переходе применяется двойная изоляция, т.е. два слоя изоляционной ленты и два слоя обертки. Для изоляции трубопровода выбираем изоляционную ленту «Поликен» толщиной δи.л.=0,635 мм, плотностью ρи.л.=1046 кг/м3 и обертку «Поликен» толщиной δоб.=0,635 мм, плотностью ρоб.=1028 кг/м3 [2].
Горизонтальная составляющая гидродинамического воздействия потока
Сх–гидродинамический коэффициент лобового сопротивления, зависящий от числа Рейнольдса и характера внешней поверхности трубопровода.
где Vср – средняя скорость течения реки, Vср=0,75 м/с;
νв – вязкость воды, νв =1,31 10-6 м2/с.
Для офутерованного трубопровода и 105<Re<107 коэффициент Сх=1,0 [2].
Вертикальная составляющая гидродинамического воздействия потока
Су – коэффициент подъемной силы, Су=0,55 [2];
Расчетную нагрузку от собственного веса трубопровода рассчитаем по следующей формуле
qтр = nсв (qмн + qизн+qфутн),
где nсв – коэффициент надежности по нагрузкам от действия собственного веса, nсв=0,95 [6];
qмн – нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы;
qизн -нормативная нагрузка от собственного веса изоляции;
qфутн – нормативная нагрузка от собственного веса футеровки.
Нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы
gм – удельный вес металла, из которого изготовлены трубы (для стали gм=78500 Н/м3 [2]);
DН – наружный диаметр трубопровода, м;
DВН – внутренний диаметр трубопровода, м;
Нормативная нагрузка от собственного веса изоляции
qи.л.н – нормативная нагрузка от собственного веса изоляционной ленты;
qобн – нормативная нагрузка от собственного веса обертки.
qи.л.н =киз×p×DН×g×dи.л.×rи.л.,
qобн =киз×p×DН×g×dоб×rоб,
киз – коэффициент, учитывающий величину нахлеста, при двухслойной изоляции (обертки), киз=2,3 [2].
qи.л.н =2,3×3,14×0,820×9,81×0,635×10-
qобн =2,3×3,14×0,82×9,81×0,635×10-3
Тогда
Нормативная нагрузка от собственного веса футеровки
где rфут – плотность деревянной футеровки;
Dн.ф – наружный диаметр офутерованного трубопровода;
Dн.и – наружный диаметр изолированного трубопровода.
Dн.и=DН+4×dи.п+4×dоб=820+4×0,
В результате расчетная нагрузка от собственного веса трубопровода будет равна:
qтр = 0,95∙(1701+76,51+425,69)=2093,
Теперь определим
где
J- осевой момент инерции поперечного сечения трубы
Таким образом, величина пригрузки трубопровода в воде, равна:
Определим расстояние между пригрузами и их число.
Для балластировки трубопровода выбираем железобетонные кольцевые пригрузы, марка УТК 1020-24-2 массой 4048 кг, объемом 1,76 м3 , толщина груза =0,200м, ширина груза 2,4м, наружный диаметр
Расстояние между пригрузами
где Qг – масса груза;
Vг – объем груза;
Число пригрузов .
Принимаем количество пригрузов Nг=21 шт.
Расчет тягового усилия ведем из условия
где Тр – расчетное тяговое усилие;
mтяг – коэффициент условий работы тягового устройства, mтяг=1,1 при протаскивании лебедкой [2];
Тпр – предельное сопротивление трубопровода на сдвиг.
Расчет предельного сопротивления трубопровода на сдвиг можно разбить на три этапа.
Трогание трубопровода с места на берегу.
Усилие протаскивания определим по формуле:
где qi – вес полностью снаряженного трубопровода единичной длины в воздухе (металл трубы, изоляция, футеровка, балластировка);
f – коэффициент трения трубопровода о грунт при продольных перемещениях, который можно в первом приближении принять равным тангенсу угла внутреннего трения грунта , для глин tg jгр=0,287 [2];
С – сопротивление трубопровода сдвигу, обусловленное сцеплением грунта;
Епас – пассивный отпор грунта.
Рассчитаем нормативный вес балластировки в воздухе
ρб – плотность материала пригрузки (бетон), ρб=2400 кг/м3;
Вес единицы длины трубопровода в воздухе
qi= 0,95×( 1701+76,51+425,69)+0,9×11218 = 12189,24 Н/м.
Теперь определим
cгр – сцепление грунта, для глин cгр=19,5 кПа [2];
iтр – длина части окружности трубы, врезавшейся в грунт,
iтр= 0,3×Dн.ф = 0,3×0,875 = 0,2625 м.
С = 60×19500×0,2625 = 307125 Н.
Пассивный отпор грунта врезающимися в него неровностями на поверхности трубы:
где Nг – число выступающих элементов на поверхности трубы
iг – длина хорды той части пригруза, которая погружена в грунт;
ρгр – плотность грунта rгр= 1800 кг/м3 [4];
tг – толщина пригруза =0,200м;
jгр – угол внутреннего трения грунта, для суглинка принимаем jгр=160 [2].
Dн.г – наружный диаметр груза, Dн.г=1,50 м [2].
Тпр=12189,24 ×0,287×75+307125+276734,61= 846233,001 Н.
а) по берегу:
Тпр=qi×f×L,
Тпр=12189,24 ×0,287×75= 262373,391 Н.
б) в воде по дну траншеи:
Тпр=qiв× fв×L
где fв – коэффициент трения трубопровода о грунт в воде, ориентировочно fв=0,8×tg jгр=0,8×tg 160=0,229;
qiв – вес единицы длины протаскиваемого трубопровода в воде.
qiв=qм +qиз +qфут +qбал.в-qв=qi - qв,
qiв=12189,24 – 6342,5 = 5846,74 Н,
Тпр= 5846,74 ×0,229×75 = 100417,76 Н.
Третья стадия – трогание трубопровода с места, после вынужденной (более одного часа) остановки протаскивания.
Определяем усилие протаскивания при балластировке одиночными грузами:
где Епас.в – пассивный отпор грунта в воде;
qпс – интенсивность «присоса» трубопровода ко дну подводной траншеи, в суглинках qпс=0,3 кН/м2 [2];
Sпс – площадь поверхности контакта трубопровода и пригрузов с грунтом.
где сгр.в – сцепление грунта в воде, для футерованного трубопровода.
сгр.в=0,1× сгр=0,1×19,5= 1,95кПа,
Тпр=5846,74 ×0,229×75+34284,065+300× 19,69 = 140608,82 Н.
Наибольшее предельное сопротивление трубопровода на сдвиг наблюдается при трогании с места на берегу, поэтому для определения расчетного тягового усилия будем использовать Тпр=872588,673 Н.
Определим расчетное тяговое усилие Тр
Тр=mтяг×Тпр ,
где mтяг – коэффициент условий работы при протаскивании лебедкой, mтяг =1,1.
Тр=1,1×872588,673 = 959847,54 Н =959,8 кН
Данное тяговое усилие обеспечивает лебёдка ЛП – 151 с тяговым усилием 1500 кН. Диаметр троса лебедки 60,5 мм. Проверим трос на разрыв. Условие проверки
где mт – коэффициент условий работы, mт=1,1 [2];
nт – коэффициент надежности по нагрузке от тягового усилия, nт=2 [2];
kод – коэффициент однородности троса, kод=1 (трос новый) [2];
tт.с – коэффициент тросового соединения, tт.с=0,7 (через крюк) [2];
Трос диаметром 60,5 мм данное тяговое усилие не обеспечивает.
Принимаем протаскивание через блок, усилие делится пополам.
По табл.14 выбираем трос диаметром 60,5 мм для которого Rтр=1895 кН.
Rпр= 2Rтр =2×1895=3790 кН >3110,8 кН
Условие выполняется.
Одним из способов строительства переходов трубопроводов через водные преграды является способ наклонно-направленного бурения (ННБ)
Этот способ рекомендуется осуществлять на стесненных, застроенных участках рек, вблизи действующих переходов трубопроводов, существующих заповедных или закрытых зон, в местах, требующих высокой экологической защиты в процессе строительства перехода. Применение этого способа на данной трассе производится на основе технико-экономического обоснования, выполняемого проектной организацией.
Строительство переходов
способом наклонно-направленного
Проектные и строительные организации, выполняющие работы по данному способу, должны обладать соответствующими лицензиями и опытом, дающими им право на подобные работы на территории Российской Федерации.
При выборе створа перехода,
применительно к данному
Основой для разработки
проекта строительства
Техническое задание
на изыскания согласовывается
Информация о работе Проектирование и сооружение перехода через водную преграду