Развитие творческих способностей на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:45, реферат

Описание

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.
Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 25.65 Кб (Скачать документ)

Развитие  творческих способностей на уроках технологии 

Существует мнение, что творческими способностями  обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Человек сам может  в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это  не значит, что можно себя убедить  в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под  другим углом может каждый человек.

 Творческие способности - это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области  своей основной деятельности, но и  в смежных отраслях.

В большинстве случаев  творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Сам творческий процесс  поддается классификации. Например, творческие методы.

Безусловно, способность  к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно  развивать.

Нацеленность на поиск ответов может присутствовать "в фоне", в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру.

Одновременно быстрое  и качественное решение - это исключение из правил. Как правило, творческий процесс это цепь решений, которые  возникают друг из друга в результате размышления (в случае одиночного варианта) или обсуждения (в случае коллективного  творчества).

Другими словами, изобретение  или открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного  мыслительного процесса. И если вдруг  какие-либо случайности на самом  деле происходят, то что бы увидеть  эти "случайности", нередко нужна  внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.

Для коллективного  творчества существуют методики и способы  организации творческого процесса: мозговой штурм, ТРИЗ, синектика, морфологический анализ и другие. Для самостоятельного, одиночного поиска творческого решения, вполне может подойти морфологический анализ, карты памяти (mind map).

. Творческие способности,  их развитие и оценка

 Понятие о способностях

Творческая личность предполагает наличие у нее определенных способностей.

Способность - совокупность врожденных анатомо - физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.

Способности обнаруживаются и развиваются в процессе овладения  той или иной деятельностью. Развитие способностей связано с усвоением  навыков и умений. Особенно важна обобщенность знаний и умений - способность человека использовать их в различных ситуациях. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам ( ЗУН ). Способность - это устойчивые функциональные возможности личности, которые определяют возможности человека к обучению, овладению ЗУН.

В научной литературе выделяются общие и специальные  способности. Общие присущи в той или иной мере всем людям. Это способности, необходимые для всех видов деятельности: в труде, познании, общении и т.д. Общие способности подразделяются на сложные (способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития) и элементарные (необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления). Развитие отдельных общих способностей создает базу для формирования специальных способностей. Но каждый человек имеет присущие только ему способности в отдельных видах деятельности и в то же время определенную неспособность к другим видам.

Таким образом, не существует хороших и плохих способностей, а  существует способность или неспособность  к той или иной деятельности. Задача развития способностей включает выработку  необходимых качеств способностей и стимулирование специальных способностей, в результате чего оказываются возможными высокие достижения в определенных областях деятельности. Крометого, компенсируется развитие одних способностей за счет других.

Развитие специальных  способностей связано с возрастными  особенностями. Н. С. Лейтес говорит о языковой активности у детей дошкольного возраста, облегчающей им усвоение языковых форм и улучшающих мышление. Младшие школьники обладают предрасположенностью к усвоению, у школьников средних классов наблюдается особая активность и широта склонностей, а у старших школьников - склонность и способность к сознательному саморегулированию. На развитие способностей также могут оказать огромное влияние врожденные дифференциальные особенности личности - задатки, заключенные в строении мозга.

 Законы развития  творческих способностей

Творческие способности, как и любое явление, развиваются  по своим законам. В науке определены следующие законы:

1. Закон необходимого  гностического разнообразия. Отталкиваясь от закона необходимого разнообразия управления (разнообразие управляющей системы должно формулировать действие закона в виде двух «постулатов»:

- мыслительная продуктивность  растёт пропорционально росту  разнообразию и «мощь» гностического  («тезаурусного») потенциала;

- способность к  ассоциациям и аналогиям возрастает  по мере увеличения разнообразия  гностического потенциала. «Тезаурус» памяти (словарь, понятий, отношений, классов, свойств и т.п.) должен быть достаточно богатым творящей личности. Объект творения должен овладеть разнообразием («панорамой знаний»).

Два указанные постулата являются основанием специальной «диатропической» технология обучения детей в образовательных учреждениях. Умелая циклическая сменяемость занятий, увеличение спектров преподаваемых предметов, курсов, широкий выбор содержательных компонентов (заданий, учебных пособий и т.д.) способствуют в огромной степени развитию творческой личности.«Если способность к различному виду деятельности произрастает из множества способности к видам деятельности, то задача развития одной способности должна быть одновременно и задачей развития побочных способностях»,- отмечал известны педагог- новатор М.П. Щетинин.

Процесс восхождения  разнообразия осуществляется волнообразно. Взаимодействие процессов сжатия и  увеличения разнообразия находится  в эволюционном развитии.

2. Закон отражения  интеллектуального филогенеза в  онтогенезе. Для педагогики он  имеет существенное значение  при структуризации фазами «эволюции  знания» содержания образования.  Погружение в среду творческой  эволюции человечества дает возможность  обеспечит природосообразность и полнее осознать себя через человечество и человечество через себя.

3.Закон движения  человеческого интеллекта по  спирали с забыванием части  информации на определенном этапе  развития интеллекта и возвращением  к этой информации на новом  витке спирали.

4 и 5 законы - законы  дополнения и конкуренции. Они  дополняют друг друга. Закон  дополнения - связующее звено, компактирующее разнообразие в целое, освоение разнообразия через формирование структуры отношений согласования, совместимости, единения. Конкуренция же выступает как механизм системной селекции разнообразия. Законы дополнения и конкуренции, взаимодействуя друг с другом, образуют определенные типы ассиметрии. В одних случаях творчество реализуется при доминанте закона дополнения и фактор конкуренции не играет никакой роли. В других случаях, творчество реализуется при превалировании закона конкуренции.

6. Закон игры. Игра  моделирует окружающую обстановку, дополняет информационное поле  необходимым разнообразием. Она  побуждает интеллект к поисковой  активности. Игра разрушает психологическую  инерцию, активизирует работу правого полушария мозга. Она, моделируя творчество, тренирует эмоциональные структуры. Игра реализует функции обучения творчеству, усиление креативности. Одновременно, формируя обученность поведению в необычных ситуациях, она обеспечивает усиление прогностичности интеллекта. Игра является составляющей дидактического творчества, способствует развитию одаренности детей.

7. Закон сомнений  и антиавторитаризма. Творчеству всегда присущи критические начала. Индикатором проявления несогласованности личности с окружающей средой является недовольство. Это противоречие между желаемым и должным служит стимулом к возникновению сомнения и его движения в творческом процессе.

Готовность подвергнуть  сомнению в творческом процессе любые  положения, сложившиеся в жизни, науке, культуре, представляет собой  антиавторитаризм. Одаренные дети в полной мере реализуют этот закон в образовательных учреждениях. Они, как правило, проявляют бунтарскую направленность, критичны в своих оценках школьных устоев, педагогических работников. Т.о. применение законов творчества может найти широкое применение в педагогической практике развития творческих способностей учащихся.

 Диагностика творческих  способностей

Проблема-диагностика  творчества, проблема, в которой  не могут разобраться сами психологи. Проверка, тестирование чужого творчества оказалось внутренне очень противоречивой задачей. Тесты творчества призваны побудить человека к изобретению  новых, разнообразных, оригинальных решений. Например, требуется придумать как  можно больше способов необычного употребления самого обычного предмета (карандаш, кирпич и т.д.), придумать как можно  больше усовершенствований какой-нибудь игрушки, нарисовать как можно больше картинок с заданным исходным элементом и т.д. Это задания на так называемое дивергентное мышление - на способность развертывания мыслительной деятельности по множеству разнообразных путей, что является важнейшей частью творческих способностей. Оценивается общее количество ответов и их разнообразие. Оценивается и оригинальность каждого ответа. Она рассчитывается механически: как часто встречается ответов ранее обследованной группе людей. Есть стандартный список ответов разной степени оригинальности; эти списки могут различаться в разных культурах, профессиональных группах и т.д.

На основе рассчитанных таким образом оценок вычисляется  суммарный балл за творческие способности. Кажется все очень просто и  логично. Однако, парадокс в том, что  проблема теста творчества никогда  не получит окончательного решения, а любое промежуточное будет  быстро обесцениваться

Разработка урока  на тему:

 Изготовление  прихватки различными приёмами  шитья  в лоскутной технике.

Цель урока: Ознакомить учащихся с различными приемами шитья  в лоскутной технике. Развивать  у учащихся эстетический вкус , аккуратность терпеливость , усидчивость .

Наглядные пособия  и оборудование:

-на учебных столах- швейная машина рабочая коробка, детали кроя , инструкционная карта;

-на доске –  схемы приёмов шитья в лоскутной  технике, таблица с терминами  по шитью и утюжке, стенд готовых  изделий ( образцов);

-гладильная доска , утюг.

                            План  урока.

1.     Организация  начала урока.

2.     Сообщение  новой темы, цели урока. Проверка  знаний.

3.     Сообщение  познавательных сведений по новой  теме

4.     Вводный  инструктаж.

5.     Практическая  работа. Изготовление прихватки  (лицевой части).

6.     Заключительный  инструктаж. Подведение итогов.

7.     Д.  З. Уборка рабочих мест.

Ход  урока.

1.     Организация  начала урока. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2.     Сообщение  новой темы, цели урока. Проверка  знаний.

На прошлом уроке  мы провели большую подготовительную работу: подобрали лоскутики по цвету , нарезали на полоски , вспомнили различные термины по шитью , немного ознакомились с историей лоскутного шитья.

         Итак, вспомним всё по порядку:

- какие рекомендации  следует соблюдать при подборе  лоскутов по цвету?

Ответ.  1) Лучше  всего лоскуты для изделия  подбирать при дневном освещении , т. к. при электрическом свете цвета становятся «теплее».

          2) Удачный вариант – это когда  сочетаются лоскутики пестрой  и однотонной ткани, если однотонная  ткань повторяет одну из красок  пестрой.

          3) При плавном переходе в одной  цветовой гамме используют гладкокрашенную ткань , а также с мелким рисунком.

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках технологии