Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать типизацию и специализацию магазинов как элементы управления розничной торговой сетью потребительской кооперации.
Задачи работы:
- рассмотреть розничную торговую сеть как составную часть материально-технической базы розничной торговли;
- дать характеристику типизации и специализации магазинов;
- определить перспективы развития типизации и специализации магазинов
Введение…………………………………………………………………….3
1 Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической
базы розничной торговли………………………………………………….6
2 Характеристика типизации и специализации………………………….17
3 Перспективы развития типизации и специализации магазинов……...30
Заключение………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………….44
1 Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической
базы розничной торговли………………………………………………….6
2 Характеристика
типизации и специализации……………
3 Перспективы развития типизации и специализации магазинов……...30
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля потребительской кооперации, осуществляется через магазины, павильоны, в том числе расположенные на рынках, и киоски, расположенные в магазинах.
В процессе коммерциализации экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля занимается продажей товаров потребителям-населению; она удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Цель работы – охарактеризовать типизацию и специализацию магазинов как элементы управления розничной торговой сетью потребительской кооперации.
Задачи работы:
- рассмотреть розничную торговую сеть как составную часть материально-технической базы розничной торговли;
- дать характеристику
типизации и специализации
- определить
перспективы развития
Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торговой организации, которая осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые организации в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.
Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств. От результатов деятельности торговой отрасли зависит степень удовлетворения платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги.
На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность широкого использования типовых решений по формированию торгового ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.
В процессе типизации устраняется излишнее многообразие магазинов, создаются условия для рационального построения торговой сети и более эффективного ее использования, унификации строительных конструкций, индустриализации строительства.
Специализация - одно из условий повышения качества торгового обслуживания населения. Она имеет ряд преимуществ. В результате специализации увеличивается число разновидностей товаров в магазинах и покупателям предоставляется более широкий выбор. Работники магазина имеют возможность более глубоко изучить покупательский спрос на товары, а на основе этого более квалифицированно осуществлять закутки товаров, активнее воздействовать на производство товаров. Специализация способствует росту производительности труда продавцов, более эффективному использованию торговых площадей и оборудования, применению прогрессивных методов торговли и повышению культуры обслуживания покупателей.
Данная работа состоит из трех глав:
В первой главе «Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической базы розничной торговли» раскрывается место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования, понятия розничной торговой сети.
Во второй главе «Характеристика типизации и специализации» раскрываем понятия типов и виды магазинов.
В третьей
главе «Перспективы развития
типизации и специализации
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Важнейшей составной частью материально-технической базы торговли является розничная торговая сеть, на долю которой приходится более 70% стоимости всех основных фондов отрасли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.
От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятии. Под торговым предприятием понимается имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др. (№ 5; 27).
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц. Магазины, имеющие статус торгового предприятия, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, состоят на хозяйственном расчете, имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам — торговым предприятиям могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения (№ 4; 306).
Предприятие розничной торговли — это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
Розничная торговая сеть определяется как совокупность предприятий розничной торговли, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Таким образом, можно говорить о розничной торговой сети района, города, области, страны в целом, а также о торговой сети конкретной фирмы, организации, системы и т. д. Например, розничная торговая сеть системы здравоохранения, фирменная торговая сеть производственного предприятия и пр. (№ 5; 27).
Переход к рыночным отношениям ведет к демонополизации розничной торговли и появлению торговых предприятий различных форм собственности. В сфере торговли имеются наиболее благоприятные условия для развития частной собственности. Это приводит к появлению большого числа хозяйствующих субъектов торговли, имеющих право юридического лица. На смену монопольной системе государственной и кооперативной торговли медленно, но неизбежно приходит система свободного предпринимательства, основанная на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов (№ 4; 307).
С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничную торговую сеть подразделяют по видам на стационарную и нестационарную.
Стационарная
сеть является основой рознично
К стационарной сети, относятся магазины и мелкорозничная сеть.
Через магазины реализуется основная часть товаров. Они имеют наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено рядом преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.
К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Как самостоятельная сеть павильоны, палатки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым.
Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торгового персонала. Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи штучных, фасованных товаров, жидких продуктов, напитков в местах скопления людей: в школах, в местах отдыха, на предприятиях, крупных фермах, на территориях рынков, центральных улицах и площадях городов и поселков.
Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Она подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети.
Автомагазины используются для торгового обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети; работников в местах проведения сельскохозяйственных работ во время посевных, уборочных; на фермах и отгонных пастбищах; в местах заготовок; осуществляют торговое обслуживание массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок-продаж, мест массового отдыха населения и т.д.).
Для обслуживания рыбаков во время путины, экспедиций, речников используют судолавки, небольшие суда, приспособленные для торговли. Их ассортимент состоит из продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Могут быть предложены и необходимые виды услуг.
Для продажи кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет и других товаров применяется разносная торговля.
Розничная посылочная торговля осуществляется предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажи товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежом (№ 4; 307-309).
Преимущества магазинов перед другими элементами розничной торговой сети заключается в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям при выборе и приобретении товаров, широком применении современных форм обслуживания, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также условий труда работников.
Важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети является рациональное размещение магазинов на территории города.
При размещении магазинов в городах следует учитывать ряд факторов:
- градостроительные — величина города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование его территории (селитебная, промышленная, коммунально- складская, транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда (№ 5; 29,33).
Транспортные
— направление и интенсивность
основных потоков движения, развитие
средств общественного и
- социальные — необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня обслуживания;
- экономические — обеспечение эффективности использования инвестиций, развитие торговой сети и оптимального уровня доходности магазинов.
Вопросы размещения каждого конкретного магазина нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного .назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания.
Система размещения розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах. К таким принципам относятся: равномерное размещение магазинов, групповое, ступенчатое.