Розничная торговая сеть как состовная часть материально-технической базы розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать типизацию и специализацию магазинов как элементы управления розничной торговой сетью потребительской кооперации.
Задачи работы:
- рассмотреть розничную торговую сеть как составную часть материально-технической базы розничной торговли;
- дать характеристику типизации и специализации магазинов;
- определить перспективы развития типизации и специализации магазинов

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической
базы розничной торговли………………………………………………….6
2 Характеристика типизации и специализации………………………….17
3 Перспективы развития типизации и специализации магазинов……...30
Заключение………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ОТТ Люда .doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

9 Фирменный магазин - небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое предприятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.

10 Удобный (дискаунтами) магазин - небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания, закупок сельскохозяйственной продукции и т. п.; месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, в зонах отдыха и т. д. (интернет источник)

            Одним из основных направлений качественного улучшения розничной торговой сети является ее специализация. Специализация - это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения. В результате специализации общий ассортимент товаров планомерно распределяется между различными магазинами, и покупатели получают возможность выбирать товар из их совокупности, сосредоточенной в относительно небольшом количестве магазинов.

Специализация - одно из условий повышения качества торгового обслуживания населения. Она имеет ряд преимуществ. В результате специализации увеличивается число разновидностей товаров в магазинах и покупателям предоставляется более широкий выбор. Работники магазина имеют возможность более глубоко изучить покупательский спрос на товары, а на основе этого более квалифицированно осуществлять закутки товаров, активнее воздействовать на производство товаров. Специализация способствует росту производительности труда продавцов, более эффективному использованию торговых площадей и оборудования, применению прогрессивных методов торговли и повышению культуры обслуживания покупателей.

 Недостатками специализации является то, что сокращается число пунктов продажи определенных видов товаров и магазины территориально удалены от покупателей. Чтобы совершить комплексную покупку, покупатели вынуждены тратить много времени.

На специализацию  торговой сети в сельской местности  оказывают влияние особенности сельского труда, быта, небольшая плотность населения, что ограничивает возможности специализации (№ 9; 142-143).

Относительно малая плотность сельского населения определяет и небольшие объемы товарооборота сельских магазинов, что ограничивает возможности специализации. Открытие специализированных магазинов в сельской местности должно быть экономически обоснованным.

Объективной основой специализации является сложность и разнообразие ассортимента товаров, систематическое его расширение, что требует дифференцированного распределения товарной массы между магазинами. (№ 4; 310-311).

Специализация магазинов  развивается по двум направлениям: по линии товарной специализации и как специализация по потребительским комплексам.

Товарная специализация осуществляется путем ограничения ассортимента магазина до одной товарной группы или ее части в целях более полного удовлетворения потребностей населения.

       По признаку товарной специализации магазины подразделяют на следующие группы, что и отражено в таблице 2.

Таблица 2 - Основные признаки, характеризующие тип объекта розничной торговли

 

Объект розничной торговли

Торговая площадь, м2, не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Вид

тип

 

 

 

Универсальный магазин

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент

продовольственных

и непродовольственных  товаров

Преимущественно самообслуживание

 

Универмаг

3500-- городская торговля

Универсальный ассортимент  непродовольственных товаров

Самообслуживание, но образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

650-- сельская торговля

 

Универмаг «Детский мир»

2500

Универсальный ассортимент  непродовольственных товаров для  детей

Самообслуживание, но образцам, но каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

 

Универсам (супермаркет)

400

Универсальный ассортимент  продовольственных товаров; широкий  ассортимент непродовольственных  товаров частого спроса

Преимущественно самообслуживание

 

Гастроном

400

Универсальный ассортимент  продовольственных товаров с  преобладанием в нем гастрономии

Индивидуальное обслуживание через прилавок

 

Все для дома, товары для детей, товары для женщин и др. магазины с комбинированным

ассортиментом товаров

650

Товарные комплексы  соответствующей специализации

Самообслуживание, но образцам, но каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

 

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных  товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Магазины

со смешанным

ассортиментом

товаров

----------

18

Узкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, несвязанных общностью спроса

Индивидуальное обслуживание через прилавок

 

Товары

повседневного

спроса

100

Продовольственные

и непродовольственные  товары

частого спроса

Преимущественно самообслуживание

Специализированный продовольственный магазин

Рыба, мясо, колбасы, минеральные  воды и т, п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Специализированный непродовольственный ' магазин

Мебель, хозяйственные товары, электротовары, одежда, обувь, ткани и т. п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, но каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный продовольственный магазин

Продукты (минимаркет) и т. п.

18

Узкий ассортимент продовольственных  товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный непродовольственный магазин

Дом торговли

1000

Товарные комплексы  предметов туалета и гардероба  для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок


      Примечание: Источник 2

          - узкоспециализированные - это магазины, которые торгуют одним видом товара или частью товарной группы. Например, магазины «Галстуки», «Часы», «Табак». «Молоко». «Хлеб»;

- специализированные - магазины, которые торгуют товарами одной товарной группы: «Ткани». «Обувь». «Одежда». «Мебель»;

- комбинированные  - магазины, в ассортимент которых включены товары нескольких родственных групп: «Овощи-фрукты». «Мясо-рыба». «Галантерея-парфюмерия»;

- универсальные  - реализуют товары многих товарных групп через специализированные отделы или рабочие места: «Универмаг», «Универсам»;

неспециализированные - реализуют различные группы продовольственных и непродовольственных товаров через неспециализированные рабочие места: «Продукты», «Промтовары»;

- смешанные - реализуют товары различных продовольственных и непродовольственных групп через неспециализированные рабочие места: магазин «Товары повседневного спроса».

     Специализация  магазинов по потребительским  комплексам предполагает объединение товаров в потребительские комплексы из различных товарных групп, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса покупателей. Такая группировка позволяет создать больше удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с товарами, сокращает затраты времени на приобретение необходимых изделий, способствует импульсивным покупкам. Создание потребительских комплексов позволяет быстрее обнаружить недостатки в построении ассортимента. Потребительские комплексы способствуют формированию покупательского спроса.

 Потребительские комплексы можно создать в различных вариантах: по половозрастному признаку (товары для женщин, детей): товары для тех, кто занимается спортом (магазин охотника и рыболова): товары для дома, для кухни, ванной, уборки (№ 9; 143).

Специализация в торговле - процесс эволюционный, связи с ростом благосостояния населения  появилась необходимость удовлетворять комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказа от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени, что привело к выделению нового направления в специализации - по потребительским комплексам («Детский мир», «Техника в быту», «Товары для дома»), следовательно и требуется соответствующее оформление данных магазинов, что и отражено в таблице 3.

Таблица 3 - Перечень требований к оформлению магазинов различных типов

 

Вид

Тип

Вывеска снеговая или с подсветкой, с элементами оформле-ния

Примене-ние фирмен

ных буклетов и (или) упаковоч-

ных материа-

лов

Наличие у обслужива-ющего

персонала форменной  одежды с эмблемой предприя-тия

Использова-ние декоратив-ных

элементов в оформлении экспозици-онных витрин

Современ-ное выставоч-ное оборудова-ние, изготовлен-ное в едином стиле

Универсальный магазин

Гипермаркет

+

+

+

+

+

 

Универмаг

+

+

+

+

+


   Продолжение таблицы 3

 

Магазин-склад

--

--

--

--

--

 

Универсам (Супермаркет

+

--

+

+

+

Универсальный магазин

Гастроном

+

--

+

+

+

 

Товары

Повседневно-го

спроса

--

--

--

--

--

Специализированный прод. магазин

Рыба, мясо, колбасы,

минер. воды

и т, п.

+

--

+

+

+

Магазин проч.товарной специализ.

Природа, семема, зоомагазин, киша и т. п.

+

--

+

+

+

Неспециализированный продовольственный магазин

Продукты (минимаркет)

--

--

--

--

--

Неспециализированный непродовольственный

магазин

Дом торговли

+

+

+

+

+

 

Все для дома, товары для  детей, товары для женщин и др. магазины с комбиниро-ванным ассортимен-том товаров

+

+

+

+

+

Специализированный непродовольственный магазин

Мебель,

Хозяйствен-ные

товары,

электротова-ры, одежда, обувь, ткани и т. п.

+

--

+

+

+


Примечание: Источник 2

 

« + »  - характеристики, соответствующие оформлению данного магазина;

« - » - характеристики, не соответствующие оформлению данного магазина.

 Такой подход к специализации является целесообразным при продаже товаров повседневного спроса (продовольственных и непродовольственных), где «под одной крышей» предоставляется максимально широкий их ассортимент и комплексное обслуживание («Универсам», «Мини-маркеты» и т. п.) (№ 4; 311-312).

        Магазины потребительской кооперации находятся в собственности потребительских кооперативов. Магазины потребительской кооперации системы Белкоопсоюза призваны обеспечивать в первую очередь потребности сельского населения. Основная масса магазинов этой системы представлена небольшими сельскими магазинами, торгующими товарами повседневного спроса как продовольственной, так и непродовольственной группы. Иногда на эти магазины возлагаются заготовки грибов, дикорастущих ягод и т.д. В составе потребительской кооперации республики имеются универмаги и крупные специализированные торговые предприятия, расположенные преимущественно в районных центрах и крупных населенных пунктах. (№ 10; 73).

В Беларуси заметны перемены в схеме торговли. Увеличивается доля крупных магазинов и торговых сетей. Розничные сети в стране, особенно в крупных городах, постепенно вытесняют рынки и одиночные магазины. Огромные гипермаркеты готовы обслуживать десятки тысяч в день

Функционирование современной розничной торговой организации практически немыслимо без таких понятий, как локальная вычислительная сеть, Интернет, виртуальная частная сеть, сервисные службы, система управления цепочками поставок и многое другое.

Телекоммуникационная сеть позволяет осуществлять централизованное управление ресурсами и поставками товаров, поддерживать единую товарную номенклатуру и дисконтную систему, а за счет этого снижать затраты магазинов и создавать дополнительные удобства для покупателей.

Особенностями автоматизации деятельности розничной торговой организации является то, что ей необходимы разнообразные виды оборудования, работающего с технологией штрихового кодирования. К ним относятся: POS-терминалы, сканеры штрих-кодов, терминалы сбора данных, принтеры штрих-кодов, электронные весы, POS-терминалы.

Сканеры штриховых кодов используются для считывания штриховых кодов. Сканеры подсвечивают код своим осветителем и считывают полученную картинку.

   Существует много разновидностей сканеров штрих-кодов. Сканеры отличаются по типам источников излучения.

Информация о работе Розничная торговая сеть как состовная часть материально-технической базы розничной торговли