Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:11, реферат
Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.
Введение ........................................................................................................................ 2
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального работника .............................................................................................. 5
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений .................................................................................................. 8
Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями … 22
3.2. Социальная работа с допризывной молодежью ………………………. 31
Заключение ................................................................................................................. 37
Список использованной литературы .................................................................... 38
Содержание
Введение ..............................
Глава 1.
Сущность и содержание
социальной профилактики
в деятельности социального
работника ..............................
1.1.
Сущность и содержание социальной
профилактики ..............................
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений
..............................
Глава 2.
Формы и методы профилактической
работы, применяемые
в практике социальной
работы ..............................
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы
психопрофилактической службы социальной
работы........................
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1.
Технология социальной работы
с военнослужащими и их
3.2.
Социальная работа с
Заключение ..............................
Список
использованной литературы ..............................
Введение
Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.
Не будет ошибкой предположить, что социальная профилактика является важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и социальной защите. Именно такие задачи решаются многими наиболее известными учреждениями и организациями в этой сфере – службами занятости и отделами социальной защиты населения, миграционными службами и отделами социального обеспечения, службами психологической поддержки и отделами по защите прав детей и т.п.
Однако выявление и решение социальных проблем различного уровня организации предполагает и деятельность, направленную на предупреждение
проблемных
ситуаций и жизненных затруднений,
их предвосхищение и предвидение. Речь
идёт о деятельности по социальной
профилактике. Что же представляет
собой эта часть
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Кардинальные изменения, которые происходят в области политической, экономической жизни России, не могут не оказать влияния на эффективность социальной профилактической (предупредительной) работы с различными группами населения. Основой для разработки комплекса профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: социологии, экономике, психологии, педагогике, медицине, юриспруденции, криминологии.
Практическая
реализация профилактической социальной
работы в деятельности социального
работника возможна лишь при решении
ряда вопросов социально-экономического,
организационно-
Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что в практику социальной работы активно внедряются различные формы новых профилактических (превентивных) служб — психологические консультации, социально-педагогические центры, «телефоны доверия», социальные приюты, реабилитационные центры и т.п., но их развитие во многом затрудняется отсутствием системного подхода, научной и практической базы в области профилактики.
В связи с вышеизложенным, считаем, что изучение сущности и особенностей технологии социальной профилактики в высшей степени актуальным и требующим подробного и детализированного рассмотрения.
Степень разработанности проблемы. Если говорить об ученых, анализ сущности и содержания технологий социальной профилактики позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие определённых мер, направленных на полное или частичное разрешение выявленных проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта, то среди них наиболее известны работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как:
Зайнышева И.Г. – уделяет внимания всем не только проблемам технологии профилактической работы, но и рассматривает практическую реализацию профилактической социальной работы служб.
Работы же Саппс, Уэллс К. затрагивают, в большей степени, опыт социальной работы в профессии практической социальной профилактики. Этой теме они уделяет больше внимания. Нежели технологиям социально-профилактической работы.
Филонов Л.Б. рассмотрел наиболее полное количество детерминации возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением. Не рассмотрены работы с социально-профилактической деятельности социального работника.
Холостова Е.И. хорошо раскрыты такие темы, как: формы и методы профилактики и дезадаптации несовершеннолетних. Мало уделяется внимания по работе профилактики социальной работы.
Таким образом, наиболее активно и основательно с точки зрения форм социальной работы профилактики и ее методы рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых: Беличева С.А., Кондратьев М.Р., Лущук Т.В., Берн Э., Харрис Х., Маслоу А., Фрейд З., Уэллс К, Саппс, Роджерс К., Филонов Л.Б., Холостова Е.И., Зайнышева И.Г.
Тем не менее, специальных работ, в которых были бы глубоко и всесторонне проанализированы связи и отношения социальных проблем профилактики и ее методы, применяемые в практике, а также формы социальной работы в современной России пока нет.
Проблема данного исследования заключается в недостаточности изученности теоретических основ социально-профилактической деятельности социальной работы.
Объект исследования – социальная профилактика.
Предмет исследования – сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника.
Цель исследования – изучить технологию социально-профилактической деятельности социального работника.
В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотрением
вышеперечисленных аспектов мы и
намерены заняться в дальнейшем.
Глава
1. Сущность и содержание
социальной профилактики
в деятельности социального
работника
1.1.
Сущность и содержание
социальной профилактики
В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д.1 Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.
Это отражает тенденцию к изменению парадигмы, к уходу от прежней медицинской модели, ориентированной лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием помощи населению. В центре новой модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни, тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.
Профилактика не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте.
Сущность происходящих изменений заключается не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход еще в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.
Из
этого следует, что профилактика
должна проводиться в форме
На создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы:
1.
признание значительности
2.
постоянное увеличение цен на
лечение и реабилитацию при
прежнем уровне и состоянии
физического и психического
3.
противоречивые итоги
4.
подтверждение данных, говорящих
о неравенстве людей из разных
социальных слоев и культур
в возможностях и качестве
лечения, социального
5. повышение внимания к проблеме здоровья в целом: к здоровому образу жизни, к рациональному питанию, физическим упражнениям и т.д.;
6. ограничение ресурсов, вкладываемых правительством в оздоровление природной и социальной среды обитания.2
Под профилактикой подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.3
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.