Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:11, реферат

Описание

Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.

Содержание

Введение ........................................................................................................................ 2
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального работника .............................................................................................. 5
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений .................................................................................................. 8
Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями … 22
3.2. Социальная работа с допризывной молодежью ………………………. 31
Заключение ................................................................................................................. 37
Список использованной литературы .................................................................... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 89.19 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение ........................................................................................................................ 2 

Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального  работника .............................................................................................. 5

      1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5

      1.2. Комплексное планирование социальной профилактики

      правонарушений .................................................................................................. 8 

Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15

      2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15

    2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18 

Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных  Силах Российской Федерации ………………………………….. 22

     3.1. Технология социальной работы  с военнослужащими и их семьями  … 22

     3.2. Социальная работа с допризывной  молодежью ………………………. 31 

Заключение ................................................................................................................. 37 

Список  использованной литературы .................................................................... 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.

      Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что  социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.

      Не  будет ошибкой предположить, что социальная профилактика является важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и социальной защите. Именно такие задачи решаются многими наиболее известными учреждениями и организациями в этой сфере – службами занятости и отделами социальной защиты населения, миграционными службами и отделами социального обеспечения, службами психологической поддержки и отделами по защите прав детей и т.п.

      Однако выявление и решение социальных проблем различного уровня организации предполагает и деятельность, направленную на предупреждение

проблемных  ситуаций и жизненных затруднений, их предвосхищение и предвидение. Речь идёт о деятельности по социальной профилактике. Что же представляет собой эта часть профессиональной деятельности социальных работников, какое место она занимает в  системе социальной поддержки и  помощи, каковы её основополагающие характеристики?

      Социальная  профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

      Кардинальные  изменения, которые происходят в  области политической, экономической  жизни России, не могут не оказать влияния на эффективность социальной профилактической (предупредительной) работы с различными группами населения. Основой для разработки комплекса профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: социологии, экономике, психологии, педагогике, медицине, юриспруденции, криминологии.

      Практическая  реализация профилактической социальной работы в деятельности социального  работника возможна лишь при решении  ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, педагогического, социально-психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

      Актуальность  этой проблемы обусловлена тем, что  в практику социальной работы активно внедряются различные формы новых профилактических (превентивных) служб — психологические консультации, социально-педагогические центры, «телефоны доверия», социальные приюты, реабилитационные центры и т.п., но их развитие во многом затрудняется отсутствием системного подхода, научной и практической базы в области профилактики.

      В связи с вышеизложенным, считаем, что изучение сущности и особенностей технологии социальной профилактики в  высшей степени актуальным и требующим  подробного и детализированного рассмотрения.

      Степень разработанности  проблемы. Если говорить об ученых, анализ сущности и содержания технологий социальной профилактики позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие определённых мер, направленных на полное или частичное разрешение выявленных проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта, то среди них наиболее известны работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как:

     Зайнышева И.Г. – уделяет внимания всем не только проблемам технологии профилактической работы, но и рассматривает практическую реализацию профилактической социальной работы служб.

     Работы  же Саппс, Уэллс К. затрагивают, в большей степени, опыт социальной работы в профессии практической социальной профилактики. Этой теме они уделяет больше внимания. Нежели технологиям социально-профилактической работы.

     Филонов Л.Б. рассмотрел наиболее полное количество детерминации возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением. Не рассмотрены работы с социально-профилактической деятельности социального работника.

     Холостова Е.И. хорошо раскрыты такие темы, как: формы и методы профилактики и дезадаптации несовершеннолетних. Мало уделяется внимания по работе  профилактики социальной работы.

     Таким образом, наиболее активно и основательно с точки зрения форм социальной работы профилактики и ее методы рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых: Беличева С.А., Кондратьев М.Р., Лущук Т.В., Берн Э., Харрис Х., Маслоу А., Фрейд З., Уэллс К, Саппс, Роджерс К., Филонов Л.Б., Холостова Е.И., Зайнышева И.Г.

     Тем не менее, специальных работ, в которых  были бы глубоко и всесторонне  проанализированы связи и отношения  социальных проблем профилактики и ее методы, применяемые в практике, а также формы социальной работы в современной России пока нет.

      Проблема  данного исследования заключается   в   недостаточности изученности теоретических основ социально-профилактической деятельности социальной работы.

      Объект  исследования – социальная профилактика.

      Предмет исследования – сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника.

      Цель  исследования – изучить технологию социально-профилактической деятельности социального работника.

      В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:

    1. раскрыть сущность и содержание социальной профилактики.
    2. изучить формы и методы социально-профилактической работы, применяемые в практике социальной работы.

      Рассмотрением вышеперечисленных аспектов мы и  намерены заняться в дальнейшем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального  работника 

      1.1. Сущность и содержание социальной профилактики 

      В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также  люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д.1 Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.

      Это отражает тенденцию к изменению  парадигмы, к уходу от прежней  медицинской модели, ориентированной  лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием  помощи населению. В центре новой  модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни, тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.

      Профилактика  не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте.

      Сущность  происходящих изменений заключается  не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход еще в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.

      Из  этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных  действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.

      На  создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы:

      1. признание значительности психосоциальных,  медицинских и экономических проблем, разрешить которые с помощью имеющегося персонала и технических средств не представляется возможным. Соответственно, становится необходимым новаторское мышление и новый подход к улучшению здравоохранения и решению других общечеловеческих, индивидуальных и социальных проблем;

      2. постоянное увеличение цен на  лечение и реабилитацию при  прежнем уровне и состоянии  физического и психического здоровья;

      3. противоречивые итоги исследований  в области традиционных методов вмешательства наряду с некоторыми весьма успешными результатами исследования в области профилактики;

      4. подтверждение данных, говорящих  о неравенстве людей из разных  социальных слоев и культур  в возможностях и качестве  лечения, социального обеспечения;

      5.  повышение внимания к проблеме  здоровья в целом: к здоровому  образу жизни, к рациональному  питанию, физическим упражнениям и т.д.;

      6. ограничение ресурсов, вкладываемых  правительством в оздоровление  природной и социальной среды  обитания.2

      Под профилактикой подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

      — предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

      — сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

      — содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.3

      Часто первичная профилактика требует  комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Информация о работе Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника