Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:11, реферат

Описание

Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.

Содержание

Введение ........................................................................................................................ 2
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального работника .............................................................................................. 5
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений .................................................................................................. 8
Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями … 22
3.2. Социальная работа с допризывной молодежью ………………………. 31
Заключение ................................................................................................................. 37
Список использованной литературы .................................................................... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 89.19 Кб (Скачать документ)

      Военнослужащие  нуждаются в защите своих прав и в проведении воспитательно-адаптационных  и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной  службы, в постоянном окружении одних  и тех же людей.

      Цели  социальной работы в самом общем  виде заключаются в том, чтобы  восстановить физические и психические  силы военнослужащих, скорректировать  их личностные установки, научив терпимо  относиться к принудительному общению  с другими: внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной  службы.

      Социальная  работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны  заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских  учреждений. Однако строевые командиры  и руководители любого ранга также  должны обеспечивать в пределах своей  компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и  их семей. Одна из важнейших задач — соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.

      Важную  роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений неформальных отношений  в Вооруженных Силах в рамках «дедовской» и «земляческой»  статусных систем.

    К. сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным полностью устранить  эти уродливые явления — требуется изменить морально-психологический климат в обществе, преодолеть столь распространенный культ жестокости, снизить степень криминогенности, предотвратить приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять попытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младшими командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлении против военнослужащих срочной службы, информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуации и конфликтов.

      Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством  ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения  из армии кормильца (например, пособие  на ребенка военнослужащего срочной  службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь .задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно — в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

      Социальная  работа с родителями пенсионного  возраста военнослужащих срочной службы аналогична социальной работе с другими  пожилыми клиентами.

    Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни  и здоровье своих родственников, но организовать такую работу в состоянии  только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых находятся в  зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания.

      Основные  социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными:

    •  малообеспеченность;

    •  проблемы с образованием и воспитанием детей;

    •  проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;

    •  проблемы с жильем;

    •  проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.

      Напряженность в семье военнослужащего может  обусловливаться не только общими семейными  проблемами, но и целым рядом специфических  факторов; неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений  и частых переездов на необустроенные места, трудной и напряженной  службы; недовольство жены недостаточным  участием мужа в семейной жизни и  воспитании детей, нереализованность  своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

    Такое состояние может усугубляться ощущением  вынужденности своего пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной  службы влечет за собой утрату права  на какие-то льготы (не секрет, что для  значительной части военнослужащих-контрактников  военная служба — это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь для семьи).

      Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с  военной службы, а также недавно  уволенные испытывают социальный и  психологический кризис, глубина  которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с  военной службы, степени решенности их социальных проблем.

    Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные  для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной  службы; навыки директивного обращения  с людьми не всегда оказываются применимыми  в гражданских условиях. Кроме  того, многие военнослужащие не могут  найти применение своим способностям в условиях рыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям.

      Задачи  социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту — социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти, В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

      Важную  роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью  ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и  подростков, имеющих проблемы. Немалый  воспитательный потенциал имеет  система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление  о высоком социальном статусе  воинской службы, уважение к труду  родителей.

      Одна  из функций социальной работы в Вооруженных  Силах — обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

      Одна  из важных функций социальной работы — развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

    Технологии  психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся  и военнослужащие. Стимуляция положительных  психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций  необходимы в условиях постоянного  и вынужденного общения с другими  людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную  агрессию со стороны окружающих, разрешать  проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после  сильных нагрузок. Приведение такой  работы возможно также в форме  групповой терапии, т.е. в форме  создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

      Определенный  вклад в улучшение положения  военнослужащих и их семей могут  внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов  малого производства, кооперативных  форм груда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов  и менеджеров, посредников в контактах  ассоциации и объединений жен  военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями.

      Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое  значение имеет развитие специальной  системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях  проживания вдали от больших городов  наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в  стабилизации семьи.

    Если  в городах, в которых функционируют  центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим  или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.

      Специфическими  задачами социального работника  в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни.

      Культурно-досуговая  деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее  значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность  не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения  монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению  соответствующим оборудованием  и инвентарем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2. Социальная работа с допризывной молодежью 

      В настоящее время проблема предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов по призыву выдвинулась в число актуальных и важных задач превентивной педагогической науки. Как показывает практика, предупреждение и преодоление различных видов уклонений от военной службы имеют давнюю и поучительную историю.20

      Некоторые проблемы, аспекты социальной работы с допризывной молодежью автор  уже разрабатывал21 и, в частности, раскрыл основные особенности военно-патриотического воспитания, рассмотрел службы в армии как один из видов социальной деятельности индивида.

      Анализ  различной источниковой базы, реальной практики деятельности и поведения  людей позволил констатировать, что  наряду с некоторыми позитивными  изменениями, происходящими в стране и Вооруженных Силах, наблюдается устойчивая тенденция к отрицательной направленности отношения российской молодежи к военной службе, девальвации ее социальной значимости и необходимости.

      Если  в 1985 г. число так называемых «уклонистов» составило всего 443 человека, то в 1991 г. — уже более 16 тысяч, в 1993-1994 годах — вследствие массового недобора призывников в войска — более 44 тысяч, а только осенью 1996 года число уклоняющихся от военной службы достигло 37 тысяч человек.22

Информация о работе Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника