Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:23, контрольная работа
Целью нашей работы является выявление общих принципов социально-культурного менеджмента.
Объектом нашей работы являются управленческие технологии.
Предметом нашей работы является изучение вопросов социологии семьи.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Социально-культурная культурная деятельность (СКД) как особый объект менеджмента………………………………………………………………5
2. Направления работы учреждений культуры………………………….8
3. Виды социокультурного менеджмента………………………………11
4. Перспектива развития организации как функция менеджмента……17
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Группа № ________
по дисциплине Технологические основы СКД
Поповой Ольги Михайловны
ФАКУЛЬТЕТ _Культуры______
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ________________
______________________________
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
(ДНЕВНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)
подчеркнуть
ТЕМА: Управленческие технологии (общие принципы социально-культурного менеджмента).
«___»______________ 200_г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Социально-культурная культурная деятельность (СКД) как особый объект менеджмента…………………………………………………
2. Направления работы учреждений культуры………………………….8
3. Виды социокультурного менеджмента………………………………11
4. Перспектива развития организации как функция менеджмента……17
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
Управление является как важнейший фактор успеха в любом виде человеческой деятельности. Действительно, в условиях, когда техника, технология и методика оказываются более значимыми, чем навыки и умения, даваемые образованием, на первое место выступают факторы конкурентоспособности на рынке. Приоритетными при этом являются факторы знаний рыночной конъюнктуры: потребительского спроса, цен, наличия различных предложений.
Социально- культурная сфера в условиях рыночной экономики вынуждена подчиняться законам рынка и нести при этом значительные культурные издержки. Однако есть и определенные альтернативные пути развития социально-культурной сферы. Эти пути связаны с осознанием социальной важности данной сферы как государством в лице исполнительных и законодательных органов, так и частными лицами – крупными предпринимателями, готовыми спонсировать определенные социально-культурные проекты.
В настоящей работе мы рассмотрим особенности деятельности менеджера социально-культурных предприятий в условиях современного мира. Для России, которая идет по пути рыночной экономики сравнительно короткий период, которая утратила за этот период значительную часть достижений Советского Союза в сфере доступности культурных ценностей для всех слоев населения, а также формирования качественных социально- культурных продуктов, рассматриваемый вопрос является особенно актуальным.
Целью нашей работы является выявление общих принципов социально-культурного менеджмента.
Объектом нашей работы являются управленческие технологии.
Предметом нашей работы является изучение вопросов социологии семьи.
При анализе деятельности менеджера в социально-культурной сфере представляется необходимым исследовать следующие вопросы:
- рассмотреть СКД как объект менеджмента;
- выделить направления работы учреждения культуры;
- обозначить виды социокультурного менеджмента;
- сформировать перспективы развития фирмы.
Хотя перечисленные вопросы определяют в значительной мере функции менеджера в любой или почти любой сфере человеческой деятельности. В настоящей работе мы рассмотрим именно специфику социально-культурных учреждений.
«Термин «менеджмент культуры» появился относительно недавно. Два фактора повлияли на его появление. Первый – прямое вовлечение государства в финансирование искусства. Второй – превращение «науки» менеджмента в основную культурную силу со своими собственными правилами, то есть в то, что далее будет именоваться как культура менеджмента.
Все большее вмешательство государства в сферу культуры и все более значительное расходование денег налогоплательщиков по целому спектру культурной деятельности одновременно заставляет применять к сектору культуры и искусства такие же стандарты прозрачности и процедурной эффективности, какие применяются к другим секторам государственных расходов»[1].
Вообще автор полагает, что менеджмент является в большей мере искусством, чем наукой. Ему присуща эмпирика, импровизация, интуиция в большей мере, чем алгоритм, подтвержденный точным расчетом.
Как отмечает Г.Л. Тульчинский, в наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту ими и в них. Культура — тем, что современный менеджмент (и об этом ниже будет сказано дополнительно) не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социально-культурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо предстает (и об этом тоже будет специальный разговор) носителем определенной культуры. Сфера культуры — потому современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества.[2]
Особенности менеджмента в сфере культуры следующие: в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
Г.Л. Тульчинский отмечает нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-
Понятие культуры чрезвычайно широкое. Широта этого понятия определяет многообразие социально- культурных учреждений, которые предназначены удовлетворить соответствующие культурные и культурно-образовательные запросы всех слоев населения. Рассмотрим некоторые направления социально-культурной деятельности.
1) Удовлетворение информационных потребностей. Эту цель преследуют библиотеки, которые делятся на художественные и научные, классифицируются по признаку богатства подбора книг, по ведомственной принадлежности и доступности, по профилю. определяющему подбор литературы и т.п.
Информационную поддержку обеспечивают лектории и музеи, а также такие организации как издательства, телевизионные и радиокомпании. Наконец сегодня Интернет является серьезным источником информации в том числе и информации культурного и научного содержания[3].
2) Другое направление – удовлетворение эстетических потребностей людей. Не вникая в психологическую подоплеку возникновения этих потребностей, отметим, что средствами их удовлетворения являются музыка, живопись,. скульптура, театр, концерты, включая литературные чтения. Безусловно, удовлетворение эстетических запросов связано с получением информации. Среди средств такого удовлетворения – туристско – экскурсионные услуги.
3) Культурно- просветительская деятельность – важнейшее направление работы социально-культурных учреждений. Мы снова возвращаемся к лекционной и музейной форме коммуникации, к изданию просветительской литературы, к экскурсионной работе. Можно включить в это направление и создание и поддержку клубов по интересам, включая занятия художественным творчеством, художественной самодеятельностью, поддержку различных форм образования. То есть предприятия рассматриваемой сферы должны обеспечивать также удовлетворение потребностей граждан в самовыражении через творчество. Последнее особенно важно для детей, подростков и молодежи, а также для социально незащищенных слоев общества, поскольку именно общение в процессе творчества является мощным средством удовлетворения потребности в общении (коммуникационных запросов).
Из сказанного во-первых вытекает разнообразие видов услуг (вместе с Г.Л. Тульчинским подчеркнем термин «услуга», говоря о социально-культурной сферы), во вторых тесная связь различных направлений социально-культурной деятельности друг с другом. Например, работа библиотеки вполне сочетается с лекциями и концертами для ее посетителей. Лекционная и экскурсионная работа органично вписывается в деятельность музеев, равно как проведение ими выставок. Театры стремятся создавать собственные музейные экспозиции, привлекающие дополнительный интерес к ним и служащие формированию позитивного имиджа. Примеры можно продолжать.[4]
Социально- культурная работа направлена в первую очередь на удовлетворение запросов потребителей на интересное и полезное проведение досуга. Поскольку оптимальное проведение досуга является лучшим средством реабилитации после напряженного трудового процесса, в организации досуга оказываются заинтересованы не только работники, но и предприниматели, а также государство.
Представляется важным подчеркнуть двойственную сущность социально- культурной сферы. С одной стороны предприятия, занятые в этой области, удовлетворяют многочисленные досуговые запросы населения, а потому в условиях рынка могут рассматриваться как инструменты получения прибыли. С другой стороны социально- культурная сфера обращена ко всем слоям населения, способствует решению значительного числа культурных задач, в том числе снижению социальной напряженности общества, а так же созданию культурных ценностей, являющихся значительной частью национального и мирового богатства. В этой связи социально- культурная сфера не может не быть объектом пристального внимания государства, а также объектом интересов со стороны меценатов.
3. Виды социокультурного менеджмента и профессиональная компетентность менеджера.
В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.
В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:
– искусство и профессиональное художественное творчество и образование;
– культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;
– материальное производство средств культуры и искусства.
Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. [5]
Профессиональное назначение менеджера социально – культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных Центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.
Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции.
В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.[6]
В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.
Арт – менеджмент.
Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственного взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.
Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с режиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организовать премьеру, сформировать бюджет.
Информация о работе Управленческие технологии (общие принципы социально-культурного менеджмента)