Внутренняя торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:48, реферат

Описание

На самом деле гипермаркет представляет собой новую концепцию торговли, появление которой обусловлено тем разрывом, который образовался между характером ' промышленного производства (массовый выпуск товаров крупными партиями, интенсивная реклама) и теми условиями сбыта, которые могла предложить торговля (огромное число мелких магазинов с невысокой производительностью труда)

Работа состоит из  1 файл

Внутренняя торговля.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Внутренняя торговля 
 
 

  

II. ГИПЕРМАРКЕТЫ 

 

  

Термин «гипермаркет»  не означает новую форму торгового  предприятия, поскольку подобные магазины были созданы уже существующими  торговыми компаниями независимо от их ориентации или организации, а  также независимыми коммерсантами. Речь не идет о новом методе продажи, поскольку в гипермаркетах широко применяется система самообслуживания и торговля со скидкой. На самом деле гипермаркет представляет собой новую концепцию торговли, появление которой обусловлено тем разрывом, который образовался между характером ' промышленного производства (массовый выпуск товаров крупными партиями, интенсивная реклама) и теми условиями сбыта, которые могла предложить торговля (огромное число мелких магазинов с невысокой производительностью труда). Между производством и потреблением возникло узкое место, и, поскольку, как выразился А.Детёф, «невозможно было и далее распределять тележками то, что производилось конвейерным способом для удовлетворения массового спроса», была создана «фабрика продажи» — гипермиркет. 

Согласно определению  Французского института самообслуживания, гипермаркет обладает следующими признаками; 

—        это очень крупное предприятие  розничной торговли, в котором  представлен широкий и быстро обновляемый ассортимент как продовольственных товаров, так и товаров общего назначения; 

—        торговая площадь составляет не менее 2,5 тыс. м2; 

—        проводится политика низких цен и  небольших наценок (система discount); 

—        продажа по системе самообслуживания с оплатой всех выбранных товаров сразу у кассы при выходе из магазина; 

—        наличие большой стоянки для  автомобилей согласно американской формуле «Нет стоянки, нет и бизнеса». 

Феномен гипермаркета многогранен, поэтому мы попытаемся из всего многообразия его особенностей выбрать наиболее существенные: 

а) число гипермаркетов  росло очень быстро, и вскоре они  заполонили французскую торговлю. Со временем изменился их облик: они  увеличились в размере и вокруг них стали сооружаться торговые галереи по требованию государственных органов, выдававших разрешения на строительство магазинов; 

6} все торговые  компании Франции постепенно  стали открывать гипермаркеты  под собственной вывеской и  с собственными закупочными центрами; иногда даже стали возникать  отдельные объединения различных типов предприятий, которые до того стремились сохранить свою самостоятельность; 

в)         гипермаркеты быстро завоевали значитель 

ную часть продовольственного рынка и в настоя 

щее время развивают  торговлю товарами общего 

назначения; 

г)         успех   этой  формы торговли  объясняется 

удобствами, которые  предоставляются покупате 

лям и высоко ими оцениваются, и прежде всего 

низкими ценами, которые практикуются в гипер- 

маркетах совершенно сознательно. 

1. Возникновение  и развитие гипермаркетов, 

15 июня 196 3 г.  Марсель Фурнье в компании  с Дени Деффорэ открыл первый  гипермаркет «Кар-фур» в Сент-Женевьев-де-Буа  (пригород Парижа) на площади 2,5 тыс. м^ и с автомобильной  стоянкой на 500 мест. Торговый мир  воспринял эту идею как чудачество, но прошли месяцы, и успех новой формы торговли стал очевиден. Компания «Карфур)> продолжала совершенствовать работу своего магазина и в 1 964—1 967 гг. открыла еще пять гипермаркетов, в то время как все другие торговые компании по-прежнему были полны скептицизма. Только в 1968 г. начался чрезвычайно   быстрый   рост   числа   гипермаркетов   во Франции; у М.Фурнье появилось немало соперников во всех сферах торговли, но примечательно, что первыми решили рискнуть независимые коммерсанты (Декре открыл магазин «Рекорд», Кам — магазин «Ралли», Мголлие — магазин «Ошан»), а крупные компании лишь последовали их примеру. Так, фирма «Прэнтан» открыла магазин «Эскаль», владельцы сетей филиалов открыли магазины «Жеаи-казино» и «Маммуг», потребительские кооперативы открыли магазин «Рон-Пуэн». 

В 19 67—197 3 гг. число  гипермаркетов росло очень быстро; в 1973—1976 гг. этот рост резко замедлился; в последние годы наблюдается  медленное увеличение их количества. Подобное рау-витие обусловлено  сочетанием различных обстоятельств, но самыми существенными являются следующие два фактора. 

Во-первых, следует  указать на давление со стороны государственных  органов, которые стремились затормозит!, открытие таких магазинов. Поскольку  мелкие торговцы обвиняли гипермар-кеты в том, что они являются причиной настоящих экономических катастроф, эти магазины очень быстро (с 1970 г.) попали под надзор государственных органов в лице департаментских комиссий по градостроительству, которые все оболее неохотно выдавали разрешения на строительство гипермаркетов. В 197 2 г. действующие гипермар-кеты стали облагаться дополнительным налогом, предназначенным для финансирования помощи престарелым коммерсантам и ремесленникам. Наконец, 30 декабря 1973 г. был принят закон об основных направлениях развития торговли и ремесленничества, так называемый закон Руайе, который в определенной мере блокировал развитие гипермаркетов и поставил их под усиленное наблюдение. 

Во-вторых, конкуренция  между торговыми компаниями и  экономическая конъюнктура привели  к замедлению экспансии гипермаркетов. Следует признать, что с течением времени оставалось все меньше свободных участков и каждый новый гипермаркет все с большим трудом мог обеспечить такой объем продаж, который делал бы его рентабельным. Поэтому компании с большей осторожностью стали подходить к выбору места строительства нового гипермаркета. Добавим также, что все компании почувствовали потребность как-то закрепить свои успехи после периода интенсивных капиталовложений. 

2. Облик гипермаркета. Гипермаркеты претерпели значительную эволюцию со времени открытия первого из них, и за двадцать лет их облик значительно изменился. Они стали более роскошными и уютными; атмосфера в них стала более благоприятной для общения. На 31 декабря 1983 г., по данным Французского института самообслуживания, насчитывалось 5 1 3 гипермаркетов, их общая торговая площадь составляла 2,9 млн. м2. 

а)         До 197 3г. средний размер торговой площа 

ди гипермаркетов  постоянно увеличивался, а за 

тем стабилизировался: в  1973 г. — 6410 м2, в 

1983 г. — 6660 м2. Около половины магазинов 

имеют площадь 2500 — 5999 м2; однако около 

1 0% из них  имеют площадь свыше 1 0 тыс.  м2; са 

мым большим  гипермаркетом является магазин 

«Карфур» в  Портэ-сюр-Гаронн под Тулузой пло 

щадью 24,4 тыс. м2. 

б)         Стоянки для автомобилей принимают все 

более внушительные размеры; установилась сле 

дующая норма: 20 мест на 100 м2 торговой пло 

щади. В среднем  на один гипермаркет приходится 

1,1  тыс. мест. Правда, стоянки обслуживают не 

только посетителей  гипермаркетов, но и посети 

телей магазинов, которые группируются вокруг 

них в торговых галереях. 

в)         В настоящее время на каждые 200 м2 тор 

говой площади  приходится одна расчетная касса 

на выходе, т.е. в среднем на один гипермаркет 

приходится 2 8 касс; однако здесь наблюдается 

довольно сильный  разброс: гипермаркеты с пло 

щадью 2,5 тыс. м2 имеют 10—12 касс, а гипер 

маркеты с площадью 15 тыс. м2 — 60—70 касс. 

г) Будучи поначалу преимущественно продовольственными магазинами, гипермаркеты постепенно превратились в магазины с «множественной специализацией», поскольку расширился ассортимент товаров общего назначения (текстиль, хозяйственные товары, предметы домашней обстановки, садовый инвентарь), составляющих 55% торгового оборота, Это было сделано с той целью, чтобы частично компенсировать невысокие наценки на бакалейные товары (5%) и, главное, чтобы сделать магазины максимально привлекательными. Ассортимент товаров насчитывает 20—50 тыс. наименований в зависимости от размера магазина. Более того, чтобы обеспечить постоянство покупателей, усилить воздействие своей фирменной символики и укрепить политику низких цен, многие компании стали выпускать в продажу «товары без фабричной марки» (указывается только происхождение товара) с общим оригинальным наименованием всей серии и в одноцветной упаковке1: «свободные продукты» фирмы «Карфур» (1976 г.), «континентальные товары» фирмы «Промодес» (1976 г.), «семейные товары» сети филиалов, группирующихся вокруг центра «Паридок» (1977 г.), «оранжевые продукты» фирмы «Евромарше» (1977 г.), «товары Ралли» (1983 г.). Все эти товары, хотя и составляли небольшую часть ассортимента (от  100 до 400 наименований), обеспечивали значительный объем продаж (в фирме «Карфур» на них пришлось 5% оборота в торговле бакалеей и в среднем 30% продаж по каждой группе товаров). Это можно объяснить тем, что их продажные цепы были на 10—15% (иногда на 40—45%) ниже щт аналогичных товаров известных марок. 

Если в 1967—1971 гг. гипермаркет часто представлял  собой изолированный магазин, проводивший довольно агрессивную торговую политику, то сегодня он чаще всего окружен другими магазинами1, которые образуют так называемую торговую галерею; эти магазины используют привлекательность гипермаркета, которую они, впрочем, сами же и усиливают. В торговую галерею входят специализированные магазины (ткани, обувь, мебель, электробытовые товары, товары для отдыха), места для отдыха (кегельбаны, кафетерии) или предприятия обслуживания (банки, парикмахерские салоны, пункты чистки и глажения, аптеки). 

Кроме того, владельцы  гипермаркетов часто соглашаются  па размещение на своей территории крупных специализированных магазинов, торгующих предметами домашней обстановки, товарами для домашних умельцев, садовым  инвентарем. Часто при гипермаркете организуется автоцентр, в котором бензин отпускается со скидкой. 

Подобное объединение  вызвало одобрение властей, выраженное в министерском циркуляре от 2!) июля 1909 г., в котором высказывалось  пожелание, чтобы все формы торговли искали примирения и участвовали  в общих проектах. 

3. Современная  ситуация. До 1970 г. положение компаний, эксплуатирующих гипермаркеты, было  достаточно определенным; но с  тех пор было заключено множество  соглашений между предприятиями,  в соответствии с которыми  проходили их слияния; усилился  процесс концентрации торговли; появились совместные компании, в которых были объединены предприятия, принадлежащие различным секторам торговли; например, компания СОГАРА (50% — сеть филиалов «Гиень — Гасконь», 50% — фирма «Карфур»), компания СОГРАМО (объединение фирм «Контуар модерн» и «Карфур»). Непрерывный рост связей между различными компаниями и секторами торговли приводит к тому, что становится очень трудно выделить работу каждого сектора. 

Сначала мы определим  удельный вес каждого сектора  торговли, а затем посмотрим, какую роль он играет в деятельности компаний. 

А) Если посмотреть распределение 513 гипермаркетов, зарегистрированных на 1 января 1984 г., между основными  секторами торговли, то мы увидим, что  независимым коммерсантам, а также  крупным предприятиям, специализирующимся на эксплуатации крупных магазинов, принадлежало 2ИЬ единиц (5Ь,1% общего количества). В атом секторе лидировали следующие группировки; «Леклерк» (58), «Карфур» (52), «Евромарше» (48), «Ошан» (35), «Коытинан» (23), «Ралли» (16). Владельцам сетей филиалов принадлежало 159 единиц (31% общего количества); наиболее крупными компаниями чдесь являлись «Док де Франс» (35), «Казино» (20). «Радар» (И*). На сектор магазинов доступных цен и универмагов приходилась 21 единица (4% общего количества); здесь главную роль стала играть компания «Монопри» (15) — после того как гипермаркеты «Эскаль» от фирмы «Призюник» перешли к фирме «Евромаршс». На долю потребительских кооперативов приходится 8,8% общего количества гипер-маркетов (45); здесь лидирует Союз кооператоров Лотарингии (12) и кооператив иСента» (6). 
 

Б) Что касается связей гипермаркетов с одним  или несколькими закупочными  центрами, то их можно охарактеризовать скорее как нестабильные. Однако о  мощи некоторых центров можно  судить по числу гипормаркстов, которые сотрудничали с ними на 1 января 1984 г.: в секторе сетей филиалов — «Содикап» (76) и «Паридок» (79); в секторе независимых коммерсантом — «Галек-Леклерк» (58) и «Самод-Карфур» (52); в кооперативном секторе — Всеобщее объединение потребительских кооперативов (45). 

Информация о работе Внутренняя торговля