Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа
Поэтому, на мой взгляд, в данной курсовой работе будет актуальным рассмотреть следующие проблемы:
Рассмотреть выдержки из законодательства по применению ККМ
Обязанности предприятий имеющих ККМ
Правила регистрации ККМ
Исправность ККМ
Кассовые чеки
Технические требования
Правила эксплуатации
Правила техники безопасности
Введение…………………………………………………………………………...3
Законодательство о применении контрольно-кассовых машин……………….5
1. Обязанности предприятий, применяющих контрольно-кассовые машин...14
2. Регистрация ККМ……………………………………………………………..16
3. Исправность ККМ…………………………………………………………….17
4. Кассовый чек…………………………………………………………………..18
5. Технические требования к электронным ККМ для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли…………………………..19
6. Правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением……………………………………………………………………….21
7. Правила техники безопасности………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
Законодательство о применении контрольно-кассовых машин……………….5
1. Обязанности предприятий, применяющих контрольно-кассовые машин...14
2. Регистрация ККМ……………………………………………………………..16
3. Исправность ККМ…………………………………………………………….17
4. Кассовый чек…………………………………………………………………..
5. Технические требования к электронным ККМ для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли…………………………..19
6. Правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением……………………………………………………
7. Правила техники безопасности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...2
Введение
На мой взгляд, проблема применения ККМ в области торговли на сегодняшний день актуальна потому, что из за использования неисправных, незарегистрированных контрольно кассовых машин, или просто в результате неправильного с ними обращения возникает проблема сокрытия доходов многими предпринимателями и организациями.
Поэтому, на мой взгляд, в данной курсовой работе будет актуальным рассмотреть следующие проблемы:
Рассмотреть выдержки из законодательства по применению ККМ
Обязанности предприятий имеющих ККМ
Правила регистрации ККМ
Исправность ККМ
Кассовые чеки
Технические требования
Правила эксплуатации
Правила техники безопасности
Статьей 2 Закона о применении ККМ установлены следующие обязанности предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере применения ККМ на предприятиях торговли:
использовать исправные ККМ для осуществления денежных расчетов с населением;
выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием. Согласно п. 4 Положения о применении ККМ организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККМ, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККМ. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах (п. 6 Положения о применении ККМ);
обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к ККМ;
вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
Законодательство о применении контрольно-кассовых машин
Традиционно понятием «законодательство» определяют совокупность нормативных актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, налоговое и т.д.). При этом вопрос о возможности включения в состав любого законодательства различных подзаконных актов до настоящего времени является дискуссионным. В данной статье под законодательством о применении ККМ предлагается рассматривать любые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы применения ККМ.
Обязательное применение контрольно-кассовых машин (далее – ККМ) было предусмотрено Указом Президента РФ от 16 февраля 1993 г. N 224 «Об обязательном применении контрольно – кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением». В настоящее время применение ККМ регулируется законом РФ № 5215-1 от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее - Закон), а также Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее – Положение по применению ККМ), утвержденным Постановлением Правительства РФ № 745 от 30 июля 1993 г. Этим же Постановлением Правительство РФ утвердило Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ. В статье 5 Закона говорится о том, что допускаемые к использованию модели ККМ определяются Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее – ГМЭК). В связи с деятельностью указанной комиссии возникает вопрос о правовом статусе документов, принимаемых этим органом. Являются ли акты ГМЭК нормативными?
По делу № 3033/2000-14 ФАС Поволжского округа 15 августа 2000 г., отменяя решение суда первой инстанции, не согласился с тем, что решение Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам не является нормативным актом и ссылка на этот документ незаконна. При этом ФАС отметил, что статьей 5 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено, что допускаемые к использованию на территории Российской Федерации модели контрольно-кассовых машин определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. В соответствии с пунктом 3 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением Комиссия утверждает технические требования к контрольно-кассовым машинам. Следовательно, решение от 14.07.99 (фигурирующее при судебном разбирательстве – Ю.Л.) принято Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в пределах предоставленных ей нормативными актами полномочий.
В приведенном примере обращает на себя внимание тот факт, что ФАС, отменяя решение суда первой инстанции по причине неправильной квалификации последним статуса решения ГМЭК, не указал, что документы Комиссии являются нормативными, а лишь ограничился констатацией того, что решение ГМЭК принято в пределах предоставленных ей нормативными актами полномочий. Очевидно, что оценка статуса документа на предмет его нормативности и оценка действий органа, на предмет соблюдения предоставленных ему полномочий, не одно и то же.
В данном случае вновь с сожалением приходиться говорить о том, что в нашей стране до сих пор на законодательном уровне не определено понятие «нормативный акт». Тем не менее, анализ статуса самой ГМЭК и анализ принимаемых этим органом решений не позволяют отнести решения этого органа к нормативным актам.
Одним из условий возможности признания любого правового акта нормативным является издание такого акта только государственным органом. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. № 5 указал, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Исходя из этого, следует ответить на вопрос, является ли ГМЭК органом государственной власти.
В соответствии с Конституцией РФ государственными являются только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Не являясь органом законодательной или судебной власти, Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам не входит и в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ N 867 от 17 мая 2000 г. В состав органов исполнительной власти в настоящее время входят лишь две комиссии: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации. Даже поверхностное сравнение статуса и правовых оснований деятельности указанных комиссий (ФКЦБ и ФЭК) и ГМЭК не позволяет признать последнюю органом исполнительной власти. Так, например, правовое положение ФКЦБ достаточно подробно описано в Федеральном законе № 39-ФЗ от 22.04.96 «О рынке ценных бумаг», в котором деятельности комиссии посвящена целая глава из восьми статей (ст. 40 – 47). Деятельность ФЭК осуществляется на основании двух Федеральных законов - № 147-ФЗ от 17.08.95 "О естественных монополиях" и № 41-ФЗ от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Перечисленными законами и утвержденными в соответствии с ними Положениями о ФКЦБ и ФЭК указанные комиссии прямо отнесены к органам исполнительной власти, определены основные принципы деятельности этих органов, их полномочия и организационная структура.
[1]Что же касается полномочий ГМЭК, то статья 5 Закона о применении ККМ наделяет ГМЭК только одним полномочием – определением допускаемых к использованию на территории РФ моделей контрольно-кассовых машин. В этой же статье Закона предусмотрено, что Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам осуществляет свою деятельность на основе положения о ней, утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением № 903 от 09.09.93 г. Правительство РФ утвердило Положение о Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (далее – Положение). Однако Закон не наделяет Правительство РФ полномочиями по утверждению положения о ГМЭК. В Постановлении Верховного Совета РФ № 5216-1 от 18.07.93 «О порядке введения в действие Закона РФ «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением» Правительству РФ поручено лишь «принять меры по обеспечению деятельности Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам с привлечением заинтересованных министерств и ведомств для определения допускаемых к использованию на территории РФ моделей ККМ». Кроме того, действующий в то время закон от 22 декабря 1992 г. «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» в ст. 22 предусматривал, что министерства, государственные комитеты и ведомства РФ образуются, реорганизуются и упраздняются Верховным Советом РФ, а компетенция, порядок организации и деятельности министерств, государственных комитетов и других подведомственных Совету Министров РФ органов государственного управления регулируются Законом РФ о центральных органах государственного управления в РФ. Происшедшее в связи с принятием в 1993 году Конституции РФ коренное изменение социально-политического устройства страны лишает смысла проведение более детального анализа существующего в то время порядка создания и наделения полномочиями различных органов государственного управления, поскольку именно в рамках действующего в настоящее время законодательства о государственном устройстве РФ не существует правовых оснований для признания ГМЭК органом государственной власти.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Публикуются ли официально для всеобщего сведения решения ГМЭК?
В п. 9 Положения о ГМЭК говорится следующее: «Протоколы и иная информация о деятельности Комиссии доводятся до сведения членов Комиссии и других заинтересованных лиц путем рассылки материалов в течение одной недели со дня проведения заседания Комиссии». Какие акты Комиссии могут считаться официальными документами этого органа? Несмотря на наличие многочисленных указаний о том, что комиссии предоставляется право принимать решения по тем или иным вопросам, анализ текста Положения не позволяет определить, какие же документы, исходящие от комиссии, следует расценивать как правовые акты, претендующие в конечном итоге на статус нормативных. Не могут быть нормативными правовыми актами протоколы, письма, уведомления, запросы и иные документы (п. 7, п. 9 Положения). В то же время в п. 10 Положения говорится о том, что решения Комиссии, принятые по вопросам, входящим в ее компетенцию, являются обязательными для всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также для всех организаций и предприятий. На практике информацию о принятых Комиссией решениях можно получить, знакомясь с письмами налоговой службы, регулярно выходящими из недр налогового ведомства с конца 1993 года, точное количество которых можно определить, по-видимому, только путем проведения специальных изысканий. Не способствует широкой доступности информации о решениях ГМЭК и весьма расплывчатое положение ст. 5 Закона о применении ККМ о том, что «информация о моделях контрольно-кассовых машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати».
В Указе Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. говорится, что нормативные акты, не прошедшие государственной регистрации, не влекут за собой правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Положение о порядке регистрации нормативных документов министерств и ведомств закреплены также в Постановлении Правительства РФ № 1009 от 13 августа 1997 г. Ни одно из решений ГМЭК или писем налогового ведомства, содержащее информацию о решениях Комиссии не прошло государственной регистрации в Минюсте РФ и не опубликовано официально для всеобщего сведения. Одного этого обстоятельства достаточно для того, чтобы признать не влекущими никаких правовых последствий для пользователей ККМ любые решения ГМЭК – органа, законность существования которого весьма сомнительна.
В статье 6 Закона о применении ККМ говорится о том, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин. О каких правилах использования ККМ идет речь?
Пунктом 13 Положения по применению ККМ предусмотрено, что правила эксплуатации ККМ утверждаются министерством финансов РФ по согласованию с Госналогслужбой и Комиссией (ГМЭК). В различных печатных изданиях, а также в справочно-правовых системах можно найти «Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением» с грифом «Утверждаю. Заместитель министра финансов РФ П.В. Черноморд 30 августа 1993 г. № 104» (далее – Правила). Указанные Правила содержат преамбулу следующего содержания: «В соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.93 N 5215-1 Министерство финансов Российской Федерации устанавливает следующие Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Однако в Законе ничего не говорится о полномочиях Министерства финансов по поводу установления правил эксплуатации ККМ, равно как и о праве Правительства РФ делегировать такие полномочия какому-либо органу. В соответствии со ст. 3 Закона требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Советом Министров – Правительством РФ. Трудно разграничить такие понятия, как «правила эксплуатация ККМ», «порядок и условия применения ККМ» и «правила использования ККМ». По крайней мере, до тех пор, пока такого разделения не осуществлено в самом Законе, можно утверждать о том, что перечисленные понятия равнозначны. В таком случае следует говорить о том, что порядок и условия применения ККМ (правила применения, правила эксплуатации) должны быть определены (в соответствии со ст. 3 Закона) только в Положении по применению ККМ, утверждаемым Правительством РФ. На это указывает и использованный при изложении текста Закона прием, когда наименование специальных актов («Перечень», «Положение», «Государственный реестр») выделено путем их написания с заглавной буквы, в отличие от слова «правила» в статье 6, написанной строчными буквами. Другим подтверждением того, что под правилами, о которых идет речь в ст. 6 Закона, следует понимать правила использования (применения, эксплуатации) содержащиеся именно в Положении, а не в другом своде правил, является то обстоятельство, что в последнем абзаце ст. 6 Закона говорится о штрафах за нарушения только Закона и Положения по применению ККМ.
Информация о работе Законодательство о применении контрольно-кассовых машин