Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа
Принципиальная схема электроснабжения подстанции изображена на рисунке 1. Подстанция подключена к энергосистеме С двумя параллельными линиями электропередач (ВЛ) W1, W2. На подстанции установлены два трансформатора Т1, Т2. Нагрузка распределена по двум трансформаторам равномерно. Работа трансформаторов раздельная. Секционный выключатель Q6 снабжен устройством автоматического ввода резерва (АВР). Обобщенная нагрузка Sн каждой секции шин подстанции равна 70 % номинальной мощности трансформатора. От шин подстанции отходят кабельные линии, питающие асинхронные электродвигатели (ЭД).
Задание
4
1
Выбор сечения линий электропередач
5
1.1
Выбор сечения воздушной линии 110кВ
5
1.2
Выбор сечения кабельной линии 6кВ
6
2
Расчет токов короткого замыкания
7
3
Расчет уставок защит
10
3.1
Защита питающей линии электропередачи
10
3.2
Защита трансформаторов
12
3.3
Защита электродвигателей
16
3.4
Самозапуск электродвигателей и защита минимального напряжения
18
3.5
Автоматическое включение резерва
22
Список литературы
25
Чувствительность токовой
отсечки характеризуется
(3.4)
Коэффициент чувствительности по условиям проверки не проходит, следовательно дополним его пусковым минимальным органом напряжения. Ток срабатывания отсечки можно уменьшить, обеспечив при этом допустимую чувствительность (kч=1,3) при двухфазном к.з. в конце линии, в минимальном режиме энергосистемы. Ток срабатывания выбирается следующим образом:
(3.5)
Данному условию коэффициент чувствительности соответствует
Ток срабатывания МТЗ линии отстраивается от максимального тока нагрузки линии с учётом работы АВР выключателя Q6.
(3.6)
где kн – коэффициент надежности, kн = 1,1
kвозв – коэффициент возврата реле тока, kвозв = 0,85
kсзп – коэффициент самозапуска нагрузки
Iнагр.w1, Iнагр.w2 – рабочие токи линий W1, W2
(3,7)
Селективность действия МТЗ будет обеспечена по следующему условию:
(3.8)
где tcз,тр – время срабатывания МТЗ трансформатора (получается из расчёта защит трансформатора)
∆t – ступень селективности, ∆t = 0,3÷0,6 с
Проверяем чувствительность МТЗ при к.з. в конце линии, точка К-2
(3.9)
Проверяем чувствительность МТЗ при к.з. за трансформатором, точка К-3
(3.10)
Коэффициенты чувствительности удовлетворяют требованиям ПУЭ
3.2 Защита трансформаторов
Расчет дифференциальной защиты.
Для трансформатора Т1 в соответствии с ПУЭ предусматриваем основную защиту от многофазных замыканий в обмотках и на выводах - дифференциальную и от токов в обмотках, обусловленных внешними КЗ - максимальную токовую.
Производим выбор уставок дифференциальной защиты.
Выбор уставок дифференциальной защиты необходимо вначале произвести для реле РНТ-565 и в следующей последовательности:
1 Определяем средние значения первичных и вторичных токов для обеих сторон защищаемого трансформатора.
Ток на стороне высокого напряжения:
(3.10)
Ток на стороне низкого напряжения, обмотка 1,2:
(3.11)
2 Определяем первичный ток срабатывания защиты по условию отстройки от тока небаланса:
(3.12)
где kн – коэффициент надежности, kн = 1,3 для реле РНТ-565
Iк.макс – максимальный ток трехфазного к.з. за трансформатором, кА
kапер – коэффициент, учитывающий появление апериодической составляющей при коротком замыкании, kапер = 1 для реле с БНТ
kодн – коэффициент однотипности трансформаторов тока, kодн = 1
ε – коэффициент, учитывающий 10%-ную погрешность трансформаторов тока, ε = 0,1
ΔUрег – половина суммарного диапазона регулирования напряжения РПН (±9×1,78)
3 Рассчитываем ток срабатывания защиты из условия отстройки от броска намагничивающего тока при включении ненагруженного трансформатора под напряжение:
, (3.13)
где Котс – коэффициент отстройки защиты от бросков тока намагничивания; Котс=1,3 для дифференциальных защит с реле серии РНТ-565
Iном,тр – номинальный ток трансформатора.
К установке принимаем большее из двух значений тока срабатывания защиты IС.З.= 7410А
4 Производим предварительную проверка чувствительности защиты при повреждениях в зоне её действия. Для этого определяем коэффициент чувствительности:
, (3.14)
где Iк.мин – минимальный ток двухфазного к.з. за трансформатором
kсх – коэффициент схемы, характеризующий схему соединения трансформаторов тока; для дифференциальной защиты трансформатора и питания со стороны высокого напряжения kсх =
Коэффициенты чувствительности реле РНТ-565 удовлетворяют требованиям ПУЭ.
Плечо с большим током принимаем за основную сторону.
Ток срабатывания реле основной стороны равно
, (3.15)
где КТ – коэффициент трансформации трансформаторов тока.
Ксх – коэффициент схемы, характеризующий схему соединения трансформаторов тока;
Расчет максимальной токовой защиты трансформатора
На понижающих трансформаторах мощностью 1 МВА и более в качестве защиты от токов в обмотках, обусловленных внешними многофазными к.з., должна быть предусмотрена максимальная токовая защита с комбинированным пуском напряжения или без него, установленная со стороны основного питания.
Ток срабатывания максимальной
токовой защиты трансформатора без
пуска по напряжению должен выбираться
по нагрузке одной секции с учётом
увеличения нагрузки на трансформатор
при действии АВР секционного
выключателя и подключения
, (3.16)
где kн – коэффициент надежности, kн = 1,1÷1,3
kвозв – коэффициент возврата реле тока, kвозв = 0,85
kсзп – коэффициент самозапуска нагрузки
Iнагр – рабочие ток трансформатора
Ток загрузки трансформатора при условии равномерной загрузки секций при минимальном рабочем напряжении
, (3.17)
где Uраб.мин – минимальное напряжение на трансформаторе
, (3.18)
Ток срабатывания максимальной токовой защиты без пуска по напряжению
, (3.19)
Окончательно принимаем ток срабатывания защиты равным 0,76кА.
Проверим чувствительность защиты при двухфазном к.з. на низкой стороне трансформатора точка К-3
Коэффициент чувствительности удовлетворяет требования ПУЭ.
Для обеспечения селективности время действия защиты необходимо согласовать с временем защиты секционного выключателя. Время действия защиты секционного выключателя должно быть согласовано с временем действия защит отходящих присоединений. Таким образом, у МТЗ трансформатора время действия защиты должно выбираться по следующему условию:
, (3.20)
где ∆t – ступень селективности, ∆t = 0,4÷0,6 с
, (3.21)
3.3 Защита электродвигателей
Для защиты электродвигателей мощностью менее 2 МВт от многофазных замыканий должна предусматриваться токовая однорелейная отсечка без выдержки времени, отстроенная от пусковых токов, с реле прямого или косвенного действия, включенным на разность токов двух фаз.
Наличие перегрузки электродвигателей по технологическим причинам обязывает предусмотреть защиту от перегрузки. Использование реле типа РТ-80 позволит на индукционной части выполнить защиту от перегрузки, а на электромагнитной – токовую отсечку.
Номинальный ток электродвигателя
(3.22)
Пусковой ток (3.23)
Коэффициент трансформации для выбранного трансформатора тока ТПЛ 6 200/5
(3.24)
Расчет уставок защиты от перегруза на реле РТ-86.
Определяем ток срабатывания защиты:
(3.25)
где КН = 1,2,
КВОЗВР = 0,85 – для реле РТ-40
Определяем ток срабатывания реле:
(3.26)
где КСХ - коэффициент схемы, для схемы соединения трансформаторов тока в неполную звезду КСХ = 1;
Принимаем ближайшую стандартную уставку реле: Iуст=6А, для реле серии РТ-40/2
Определяется ток срабатывания защиты от многофазных замыканий:
(3.27)
Чувствительность отсечки определяют при к.з. на выводах электродвигателя. Ток к.з. следует рассчитывать для минимального режима работы сети с учетом сопротивления кабельной линии, к которой подключен электродвигатель. По требованию ПУЭ kч ≥ 2
Проверяем чувствительность работы защиты от перегруза:
(3.28)
(3.29)
где IКЗ = 13,89 кА = 13890 А – ток к.з. точке К4.
Коэффициент чувствительности удовлетворяет требованиям ПУЭ.
На рисунке 3 предоставлена карта селективности выбранной релейной защиты подстанции.
Уставка защит электродвигателя несоизмеримо малы по сравнению с уставками защит других элементов энергосистемы и нет особой необходимости в изображении ее характеристики на карте селективности релейной защиты.
При построении карты селективности токи срабатывания защит отходящих от шин низкого напряжения подстанции линии и секционных выключателей приняты условно, в следствии того, что не были ранее рассчитаны.
Рисунок 3 – Карта селективности релейной защиты подстанции
3.4 Самозапуск электродвигателей и защита минимального напряжения
Расчет самозапуска
необходим для выбора уставок
защит элементов энергосистемы,
а также для определения
Задача расчета сводится
к определению суммарного тока самозапуска
электродвигателей и
Ток в момент пуска или самозапуска электродвигателя
равен току трехфазного к.з. за сопротивлением
остановленного электродвигателя.
Рисунок 4 – Расчетная схема для расчета режима самозапуска
Для схемы, предоставленной на рисунке 4 при включении секционных выключателей устройством АВР после исчезновения питания со стороны трансформатора Т1 нагрузка Sн и электродвигателей переходят в режим самозапуска. Задача сводится к определению остаточного напряжения Uост (рисунок 5).
Найдем сопротивления схемы замещения для расчета режима самозапуска электродвигателей. Так как мы имеем 4 секции шин (трансформатор с расщепленной вторичной обмоткой следовательно при отключении трансформатора Т1 и включения секционных выключателей в работе остаются две параллельно загруженные цепочки см рисунок 5.
Рисунок 5 Схема замещения расчета режима самозапуска
Находим значения сопротивлений.
Суммарное сопротивление цепи питания
(3.27)
где Iк.макс – максимальное значение тока к.з. за трансформатором (точка К-3)
Uср среднее напряжение ступени трансформатора
(3.28)
Сопротивление нагрузки вторых секций шин с учетом электродвигателей
(3.29)
где Sнагр – мощность нагрузки секции шин
Sэд – номинальная мощность электродвигателей
n – количество электродвигателей
(3.30)
Сопротивление нагрузки первых секций шин
(3.31)
где Хнагр.отн – относительное сопротивление обобщенной нагрузки
Сопротивление кабельной линии
(3.32)
Пусковое сопротивление одной линии
(3.33)
Производим упрощение схемы замещения.
Эквивалентное сопротивление секций шин
(3.34)
где i – значение шин (так как расщепленная вторичная обмотка трансформатора значение i равняется 1 и 2 )
n– количество электродвигателей на i секции шин
Информация о работе Релейная защита и автоматика в системах электроснабжения