Вопрос
14 Цели и задачи метрологической
аттестации, последовательность
работ и оформление
результатов МА СИ
Согласно СТБ 8004-93 метрологическая
аттестация (МА) – это исследование
СИ, выполняемые метрологическим органом
для определения его метрологических
свойств и выдачи соответствующего документа
с указанием полученных данных.
Целью
МА СИ является обеспечение единства
измерений в Республике Беларусь, установление
рациональной номенклатуры выпуска, закупки
и надлежащего использования СИ, которые
по своему техническому уровню и качеству
отвечают лучшим отечественным и зарубежным
аналогам.
Из
цели вытекают следующие задачи МА
СИ:
· определение используемых
МХ и их оценки;
· установления соответствия
МХ требованиям
· установление номенклатуры
МХ СИ, подлежащих контролю при проверке
или калибровке и апробации методики поверки;
· установление МПИ
СИ;
Объектами,
подлежащими МА, являются:
· СИ, не подлежащие
ГПИ согласно СТБ 8001-93;
· опытные и экспериментальные
образцы, передаваемые в эксплуатацию
· отдельные СИ, в
том числе и серийного производства, стабильность
МХ которых позволяет устанавливать их
индивидуальные значения;
· единичные экземпляры
СИ серийного выпуска, применяемые в условиях
и режимах, отличающихся от условий и режимов,
для которых нормированы их МХ,
· импортирующие СИ
в единичных экземплярах.
МА может быть государственной,
если они проводятся органами
ГМС и ведомственной – если
проводится МС субъекта хозяйствования
(СХ).
При отсутствии в МС образцовых
средств измерений (ОСИ) и другого
поверочного оборудования или
невозможности создать на предприятии
условий, необходимых для проведения
мероприятий аттестации СИ, предприятия
должны предоставлять их головным (базовым)
организациям ведомственной МС или органам
ГМС по согласованию с ними.
СИ,
ввозимые из-за границы единичным
экземпляром, подлежат МА в соответствии
с планом государственной стандартизации.
Ответственность
за организацию и проведение МА несут
руководители СХ, изготавливающих, ремонтирующих
или эксплуатирующих СИ, а также руководители
вышестоящих организаций.
Методическое
руководство и надзор за проведением
МА субъектами хозяйствования осуществляют
органы ГМС по региональному признаку
и специализации.
Представленные
на аттестацию СИ должны сопровождаться
НД и необходимым вспомогательным
оборудованием, а также по требованию
органа ГМС необходимыми образцовыми
СИ.
Программа
МА СИ должна содержать
следующее:
- Оценку полноты,
правильности и способов выражения МХ
СИ в НД;
- Проверку
соответствия МХ СИ, указанным в НД;
- Обоснование
методов экспериментального исследования
МХ СИ с оценкой точности их определения
и влияния условий эксплуатации;
- Установления
порядка включения СИ в гос. поверочную
схему или порядок их соотнесения с гос.
эталоном;
- требованиями
к точности измерений;
- требованиями
к числу и размерам интервалов между значениями
исследуемой характеристики, измеряемыми
в процессе экспериментальных исследований;
- указаниями
по режиму измерений и их последовательности
во времени;
- правилами
отработки результатов измерений;
Программа МА должна быть согласована
с МС заказчика и утверждена
руководством организации, проводящей
МА.
При осуществлении МА
СИ выполняются следующие
этапы работы:
- Рассмотрение
представленной документации;
- Согласование
и утверждение программы МА;
- Проведение
экспериментальных исследований;
- Рассмотрение
результатов МА и составление протокола
МА.
Предприятия, разрабатывающие, изготовляющие,
применяющие СИ, направляют территориальному
органу ГС уведомление о сроках готовности
СИ к представлению на МА.
Место проведения МА и сроки
представления СИ на МА СХ
согласовывает с органом ГМС, проводящий
МА.
СИ должны быь представлены
на МА вместе с НД и вспомогательным
оборудованием.
МА каждого СИ следует проводить
в индивидуальном порядке. При
МА СИ, изготовленных партией, не подлежащей
последующему воспроизведению, допускается
подвергнуть МА только часть образцов
данной партии. Результаты исследований,
выполняемых при определении каждой метрологической
характеристики, заносят в протокол, подписываемый
исполнителями.
Орган ГМС должен в срок
не более 2-х месяцев со дня
поступления СИ на МА известить
СХ о результатах МА и оформить
свидетельство на каждое аттестованное
СИ по стандартной форме.
Положительные результаты МА
СИ являются основанием для:
- ввода в эксплуатацию
СИ с установленными МХ;
- выдачи свидетельства,
удостоверяющего результаты МА.
Импортируемые СИ должны быть
допущены к применению при наличии межгосударственного
согласия о взаимном признании результатов
МА.
Вопрос 15 Анализ
состояния измерений.
Организация и порядок
проведения
Анализ
состояния измерения проводится
в следующих целях:
- установление
соответствия современным требованиям
средств и методов измерений;
- оснащения
предприятий современными средствами
и методами измерений, испытания, контроля;
- создания
и внедрения новых видов техники и технологий;
- повышения
качества продукции и более рациональному
использованию материальных и трудовых
ресурсов;
- повышения
достоверности результатов измерений
при контроле за состоянием окружающей
среды и условий труда.
Эта
работа не имеет целью
применения к предприятиям
мер воздействия
при обнаружении
недостатков. По результатам
анализа должны быть
разработаны мероприятия
по улучшению МО с указанием
конкретных сроков выполнения.
При
проведении анализа состояния измерений
на предприятиях отрасли обращают внимание
на следующие вопросы, а именно:
- влияние состояния
измерений на основные показатели деятельности
предприятий отрасли: качество, учет и
сроки выпуска продукции, производительность
труда, соблюдение ТБ, экономию сырья и
материалов;
- состояние
и внедрение на предприятиях отрасли основных
стандартов Государственной системы обеспечения
единства измерений (СОЕИ), других НД, регламентирующих
требования к обеспечению единства и требуемой
точности измерений;
- состояние
оснащения предприятий СИ, испытаний и
контроля, необходимыми для обеспечения
оптимальных режимов техпроцессов, контроля
качества сырья и материалов;
- состояние
МО внедряемых в отрасли автоматизированных
систем управления техпроцессами;
- состояние
и организацию деятельности МС , их роль
в обеспечении качества продукции;
Анализ
измерений в отраслях народного
хозяйства и промышленности проводится
министерствами совместно с Госстандартом
1 раз в 5-7 лет.
Объединения,
предприятия и организации проводят
анализ с периодичностью 1-2 года согласно
планов отраслевой стандартизации.
Работы
по анализу измерений в отрасли
проводятся с целью разработки программы
МО и включают следующие этапы:
- проведение
анализа состояния измерений на предприятиях
с участием: представителей Госстандарта,
специалистов из отраслевых организаций,
метрологических институтов и региональных
ЦСМС;
- обобщение
базовыми организациями МС совместно
с специалистами метрологических материалов
анализа состояния измерений на предприятиях.
Подготовка по результатам анализа предложений
к программе МО с пояснительной запиской,
включающей и технико-экономическое обоснование
предложений;
- обобщение
головной организацией метрологической
службы, материалов предоставленных базовыми
организациями, подготовка пояснительной
записки о состоянии измерений в отрасли
и предложений к проекту программы МО
отрасли.
В
соответствии с планом министерств
(ведомств) и Госстандарта издается приказ
о проведении работ и подготовке предложений
по улучшению МО предприятий.
В
приказе должны быть представлены:
- предприятия
и группа продукции;
- состав бригад
и сроки работ;
- срок и место
проведения организационного совещания.
- указывают
организации от министерства (ведомства)
и Госстандарта, которые отвечают за проведение
совещания, обобщение материалов по отдельным
предприятиям, подготовку доклада и предложений
по улучшению состояния измерений и МО
отрасли;
- указывается
состав комиссии для рассмотрения материалов
для анализа измерений, доклада и подготовки
предложений по улучшениям МО отрасли.
6 - сроки рассмотрения комиссией обобщенных
материалов анализа и предложения по улучшению
МО.