Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 06:19, курсовая работа
Особую актуальность проблема борьбы с АСПО приобретает в процессе длительного хранения нефтепродуктов на складах горючего и нефтебазах. В результате окислительной полимеризации и конденсации происходит накопление асфальто-смолистых веществ на днище и стенках резервуаров. На начальных стадиях окисления содержание в нефтепродуктах смолистых веществ невелико, и они полностью растворимы, но по мере углубления процесса окисления количество смолистых веществ увеличивается, снижается их растворимость. Борьба с ними требует значительных материальных и трудовых затрат.
Введение
1. Асфальто-смолистые вещества
2. Влияние асфальто-смолистых веществ на нефтепродукты
3. Удаление асфальто-смолистых веществ
Заключение
Библиографический список
Смолисто-асфальтовые вещества, найденные в нефти, имеют разное происхождение. Часть их составляют вещества, имеющие, по всей вероятности, реликтовый характер. Другая часть - продукты окисления и осернения высокомолекулярных углеводородов или абиогенного преобразования некоторых малоустойчивых гетероатомных соединений и углеводородов, преимущественно высокоциклической природы.
Присутствие смолисто-асфальтовых веществ в топливах и смазочных маслах нежелательно. Они ухудшают цвет, увеличивают нагарообразование, понижают смазочную способность масел. Смолисто-асфальтовые вещества отравляют катализаторы, вызывают закоксовывание аппаратуры при переработке нефти. В то же время смолисто–асфальтовые вещества входят в состав природных асфальтов и остатков вакуумной перегонки нефти и битумов, придают им ряд ценных технических свойств, позволяющих широко использовать их в народном хозяйстве.
В настоящее время битумы расходуются ежегодно десятками миллионов тонн. Большей частью они используются в составе дорожных покрытий как связующий, герметизирующий и гидроизоляционный материал для создания кровли, гидроизоляции фундаментов зданий и гидротехнических сооружений. Они служат для электроизоляции кабелей, аккумуляторов, входят в состав некоторых резин, лаков [3].
Очень важной областью их применения являются поверхностные покрытия подземных трубопроводов для защиты их от коррозии. Эффективность этого метода защиты определяется не только высокими гидроизоляционными свойствами битумных покрытий, но также и их хорошим электроизолирующим действием, сильно уменьшающим вредное воздействие блуждающих токов. В особенности ответственной является защита от коррозии магистральных нефтепроводов и газопроводов.
Битум может входить в состав промывочной жидкости, используемой при бурении. Качество битумов зависит от содержания в них различных смолисто-асфальтовых веществ. Так, асфальтены придают битумам твёрдость, повышают их температуру размягчения, а нейтральные смолы обеспечивают эластичность и повышают прочность.
При эксплуатации масла асфальто-смолистые соединения повышают его склонность к осадкообразованию, в результате чего уменьшается сечение маслопроводящих трубок и затрудняется поступление масла к трущимся деталям. Осаждаясь на нагретой детали, эти осадки вызывают лакообразование и отложение нагара, что в свою очередь нарушает нормальную работу механизма и приводит к быстрому износу его.
При термическом крекинге асфальто-смолистые соединения способствуют усилению отложения кокса, в результате чего уменьшается продолжительность пробега промышленной установки. В присутствии асфальто-смо-листых соединений в сырье каталитического крекинга увеличивается закоксованность катализатора, что вызывает его дезактивацию, и понижается выход целевых продуктов.
Чем больше в нефти асфальто-смолистых соединений, чем меньше твердых парафинов, чем лучше обессолена нефть, тем выше качество битума [9] .
Процесс деасфальтизации растворителями применяется с целью удаления асфальто-смолистых соединений и получения фракции, обогащенной нафтеновыми углеводородами из нефтяных остатков и основан на способности растворителей разделять компоненты смеси по массам молекул, то есть на молекулярной избирательности растворителей. Как известно, остаточная фракция нефти состоит из компонентов, существенно ралзичающихся по размерам молекул, что позволяет разделять их на фракции, резко различающиеся по молекулярному весу. Так как асфальто-смолистые соединения в этих остатках имеют наиболее высокие молекулярные веса, то, естественно, в условиях растворения они являются наименее растворимыми. Наиболее растворимыми компонентами системы являются компоненты, обладающие минимальными молекулярными весами.
Деэмульгатор СНПХ-4504Б эффективен для нефтей, стабилизированных асфальто-смолистыми соединениями при естественных и пониженных температурах добываемых эмульсий [7].
Масла для открытых зубчатых передач в большинстве случаев представляют собой асфальто-смолистые соединения, иногда разбавленные смазочными маслами. Наиболее предпочтительным методом утилизации вязкого нефтешлама с повышенным содержанием асфальто-смолистых соединений является использование его для получения вяжущих материалов.
Сернокислотная очистка масел применяется для удаления из масляной фракции асфальто-смолистых соединений, непредельных углеводородов, нафтеновых кислот и частично азотисто-сернистых и ароматических соединений. В результате реакции образуются два слоя: верхний - углеводороды масла и незначительное количество продуктов реакции и серной кислоты (растворенной в масле) и нижний - продукты реакции, избыток кислоты, соединений, растворившихся в кислоте, и масла, увлеченного вниз. Так как в верхнем слое имеются следы серной кислоты, нефтяных кислот и сульфокислоты, то их удаляют из масел нейтрализацией раствором едкого натра. В результате щелочной обработки образуются соли, которые переходят в щелочной раствор. Щелочные отходы отделяют, а масло промывают паровым конденсатом для удаления остатков солей нафтеновых кислот, после чего подсушивают воздухом.
Эффективность переработки нефти в смеси с ОМ снижается из-за присутствия в последних асфальто-смолистых соединений, тяжелых металлов и. По мнению специалистов 9, нормальная работа ЭЛОУ возможна только при содержании в смеси не более 0.5 % неочищенных или 10 % очищенных ОМ.
Эффективность переработки нефти в смеси с ОМ снижается из-за присутствия в последних асфальто-смолистых соединений, тяжелых металлов и различных присадок.
Кислотная очистка масла заключается в обработке масла концентрированной серной кислотой и позволяет удалить асфальто-смолистые соединения и другие продукты окисления, а также компоненты, способствующие возникновению в масле этих продуктов, - непредельные углеводороды и часть ароматических. Серная кислота вступает в реакции с загрязнениями, имеющими наибольшую реакционную способность, - со смолами, асфальтенами, карбоновыми и оксикислотами, фенолами и другими веществами. Процесс химической очистки сопровождается физико-химическими явлениями, так как серная кислота для некоторых веществ - растворитель.
При деасфальтизации в качестве второго продукта получают асфальт с содержанием большого количества асфальто-смолистых соединений и с высокой температурой размягчения. Выход его при переработке гудронов восточных сернистых нефтей достигает 70 / 6 на сырье. Поэтому вопрос его квалифицированного использования имеет большое народнохозяйственное значение [5].
В процессе очистки трансформаторных
дистиллятов из них обычно удаляется
большая часть асфальто-смолист
Заключение
Асфальто-смолистые соединения богаты углеродом, но бедны водородом и могут содержать также кислород, серу, азот и некоторые металлы. Содержание их в сырых нефтях колеблется от 1 до 30 % и более. Тяжелые, высоко ароматизированные нефти характеризуются обычно большим содержанием асфальто-смолистых соединений.
Асфальто-смолистые соединения значительно ухудшают качество нефтепродуктов. Асфальто-
Библиографический список