Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:12, курсовая работа
Нефть и природный газ известны человечеству с глубокой древности. Описание источников нефти содержится в трудах Геродота (V век до н. э.), Плутарха и Плиния Старшего (I век до н. э). Гиппократ (IV – V века до н. э.) рекомендовал лекарства, содержащие в своем составе нефть. Нефть применялась в качестве топлива, как средство освещения, в военном деле («греческий огонь»).
Введение 3
1 Роль нефти и газа в современном мире 4
2 Назначение первичной переработки нефти 5
2.1 Ректификация 5
3 Технологические схемы установок первичной переработки нефти 9
4 Основная аппаратура установок первичной переработки нефти 12
4.1 Теплообменные аппараты 12
4.2 Аппараты воздушного охлаждения 12
4.3 Трубчатые печи 14
4.4 Ректификационные колонны 16
4.5 Способы создания орошения 20
4.6 Способы создания вакуума 21
5 Современные промышленные установки перегонки нефти и газов 25
6 Влияние свойств нефти на технологию ее переработки 26
6.1 Характеристика нефтей, поступающих на атмосферно – вакуумную переработку нефти 26
6.2 Обоснование и выбор схемы установки атмосферно – вакуумной переработки нефти 26
7 Описание технологической схемы 27
8 Расчетно-технологическая часть 29
8.1 Материальный баланс 29
8.2 Расчет отбензинивающей колонны 29
9
9.1 Расчет вспомогательного оборудования
Расчет теплообменника 39
39
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А 41
42
По
результатам расчета о формулам
(8.11), (8.12), приведенным в таблице 4,
строим кривые ИТК бензина, отбензиненной
нефти (приложение А, кривые 3 и 2).
Таблица
4 – Результаты расчета для построения
ИТК бензина, отбензиненной нефти
t |
хб1j,
% масс. |
T |
хонj, % масс. | T |
хонj, % масс. | T |
хонj, % масс. | T |
хонj, % масс. |
35 | 5,8 | 115 | 1,8 | 215 | 19,83 | 365 | 49,89 | 505 | 79,43 |
45 | 11,5 | 125 | 3,5 | 230 | 22,99 | 375 | 51,47 | 515 | 80,7 |
55 | 21,2 | 135 | 5,4 | 250 | 27,74 | 390 | 56,22 | 525 | 81,6 |
65 | 36,5 | 145 | 7,17 | 270 | 33,02 | 410 | 60,97 | 535 | 82,6 |
75 | 51,9 | 155 | 8,97 | 290 | 37,76 | 430 | 65,72 | 550 | 85,55 |
85 | 67,3 | 165 | 10,86 | 310 | 41,78 | 450 | 70,36 | 570 | 88,08 |
95 | 82,7 | 175 | 12,97 | 325 | 44,1 | 465 | 72,05 | 590 | 90,51 |
105 | 100 | 185 | 14,66 | 335 | 46,2 | 475 | 74,68 | 620 | 94,2 |
195 | 16,56 | 345 | 74,6 | 485 | 75,74 | 660 | 96,31 | ||
205 | 18,25 | 355 | 48,3 | 495 | 77,64 | 720 | 99,5 |
Определяем
энтальпию при tн, пользуясь
формулой (8.9), и вычисляем тепловой поток
отбензиненной нефти
Принимаем
температуру верха колонны tв
105 0С и находим тепловой поток ректификата
[5, c. 391 ]по формуле (8.13)
(8.13)
где , - массовые потоки бензина и газа, кг/ч;
,
- энтальпия
бензина и газа.
С
учетом того, что известны тепловые
потоки нефти QВН на входе
в колонну, отбензиненной нефти QН
и бензина Qб1
на выходе из колонны, по уравнению теплового
баланса вычислим количество тепла, отводимого
на орошение, и его расход по формулам
(8.14) и (8.15)
(8.14),
(8.15).
Находим
парциальное давление паров бензина
Пб1 на верху колонны по формуле
(8.16)
(8.16)
где Z и MВП – количество паров воды и их мольная масса;
Мб1 – мольная масса бензина.
При
давлении Пб1 вычисляем температуру
паров на верху колонны (методом Трегубова)
по уравнению (8.17)
(8.17)
где - мольная доля j-го компонента в парах бензина;
- константа фазового равновесия того же компонента;
Pj – давление насыщенного пара того же компонента при данной температуре, мм. рт ст.;
П – общее давление в системе, мм.
рт ст.
Уравнение
решаем подбором температуры верха
колонны и соответственно констант
фазового равновесия kj. Фракционный
состав для этого берем по составу Б1,
найденному выше (кривая в приложении
А). При tв=130 0С получили
следующие результаты, приведенные в таблице
5.
Таблица
5 – Результаты расчета по уравнению
(8.17)
Pj | |||
9000 | 3,77 | 0,015 | 0,004 |
7000 | 2,94 | 0,03 | 0,011 |
5800 | 2,43 | 0,056 | 0,024 |
4500 | 1,88 | 0,097 | 0,054 |
3500 | 1,46 | 0,138 | 0,1 |
2900 | 1,21 | 0,178 | 0,0156 |
2200 | 0,92 | 0,219 | 0,252 |
1700 | 0,71 | 0,265 | 0,395 |
По
найденной tв определяем уточненное
значение Qб1+Г и находим уточненное
значение количества орошения GОР
Для нахождения диаметра колонны определяем количество паров, проходящих в наиболее нагруженном ее сечении (для отбензинивающей колонны – это сечение под верхней тарелкой укрепляющей части, где отводится орошением тепло), в м3/с. Определяем объемный расход по формуле (8.18)
(8.18),
м3/с.
Допустимую
скорость паров (в м/с) в рассчитываемом
сечении колонны определяем по формуле
(8.19)
(8.19)
где - коэффициенты; принимаются в зависимости от расстояния между тарелками, типа тарелок и технологических условий работы колонны;
,
- плотность жидкости и паров при tв
и Рв.
Принимаем
расстояние между тарелками 700 мм, тогда
m1=1,15;
=840 [5, c.393].
м/с
Диаметр
колонны находим по уравнению (8.20)
(8.20),
м.
Принимаем стандартный диаметр колонны 5,5 м [7,c. 122].
Конструктивная
высота колонны определяется как
сумма ее технологических частей
по формуле (8.21)
где hГ – расстояние между тарелками;
hЭВ – высота эвапорационного пространства, принимается не менее 2 hГ ;
hв – высота над верхней тарелкой колонны, принимается не менее 0,5Dк;
- высота под нижней тарелкой
колонны.
К
проектируемой колонне
Таблица
6 – Подбор стандартного днища и
крышки
Внутренняя поверхность днища, Fв, м2 | Ёмкость днища, V 10-3 м3 | Толщина стенки, S, мм | Сталь углеродистая | Масса днища, m, кг |
47,5 | 43,6 | 10 | 20К | 3744 |
С
учетом высоты днища и крышки общая
высота колонны составит
Hк=21,6+5,5=27,1
м
Выполняем расчет и подбор штуцеров.
Диаметр
штуцера рассчитывается по формуле
(8.22)
Определим
штуцера для вывода отбензиненной
нефти из низа колонны, скорость движения
примем 2 м/с [9, c. 26].
Примем стандартный штуцер 400 мм [8, с.659].
Штуцер
для вывода паровой фазы с верха
колонны, скорость примем 15 м/с [9, c. 26].
Примем стандартный штуцер 300 мм [8, с.659].
Рассчитаем
штуцера для входа сырья, скорость
движения примем 1,5 м/с [9, c. 26].
Примем стандартный штуцер 350 мм [8, с.659].
Определим
диаметры штуцеров для входа циркулирующей
флегмы, скорость движения примем 2 м/с
[9, c. 26].
Примем стандартный штуцер 250 мм[8, с.659].
Определяем
штуцер для входа орошения, со скоростью
движения 1,7 м/с [9, c. 26].
Примем
стандартный штуцер 500 мм [8, с.659].
9
Расчет и подбор
вспомогательного
оборудования
Рассчитаем холодильник для охлаждения бензина (циркуляционного орошения) от начальной температуры Tнач=130 0С до конечной Ткон=80 0С. Температуру охлаждающего агента (воды) примем tнач=25, tкон=35 0С.
Определим
тепловые нагрузки горячего и холодного
теплоносителей [11, c. 149] по формулам (9.1)
и (9.2)
(9.1),
(9.2).
Теплоемкость
воды при средней температуре
tср=30 0С имеет значение
4,18
, теплоемкость бензина при tср=105
0С рассчитываем по формуле (9.3)