Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:22, реферат
Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - приносящий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье людей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация
2.1. Гигиена
как наука о сохранении
Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - приносящий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье людей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний».
Предметом изучения гигиены являются:
изучение природных и антропогенных факторов, социальных условий;
Методы исследования:
1. Эпидемиологический (совокупность методов, позволяющих изучить здоровье под влиянием разнообразных факторов).
2. Санитарное обследование (санитарное описание, углубленное санитарное обследование).
3. Метод натурного гигиенического эксперимента.
4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента.
5. Метод санитарной экспертизы.
Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика.
Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.
2.2. Развитие гигиены в России
Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных наблюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, законов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (описательных) гигиенических знаний возникли на рубеже образования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбору и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия проводились на государственном уровне (XVII век - Аптекарский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую канцелярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае
заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиляции шахт).
Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судебная медицина».
Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые оригинальные учебники по гигиене. К основоположникам гигиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные исследования зрения у школьников и изучал причины близорукости. Известны его работы в области гигиены труда, социальной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).
Из проблем профилактической медицины на современном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-технического прогресса и здоровья подрастающего поколения. Решение этих вопросов возможно при использовании современных исследовательских и профилактических технологий.
6.1. Урбанизация
как социально-гигиеническая
Термин
урбанизация происходит от
В этом процессе можно выделить как положительные, так и негативные стороны. Положительные: город рассматривается как высшая форма организации пространства; более оптимально используется творческий, кадровый потенциал для развития науки, техники, культуры; более эффективно развивается промышленность и повышается экономический и научный потенциал; повышается уровень санитар-но-коммунального благоустройства (комфортность жилища, сфера услуг); улучшается медицинская помощь населению. Отрицательные стороны урбанизации: городской шум, загрязнение биосферы (химические и физические факторы, в том числе «электронный смог»); нервно-психическое напряжение (из-за высокого темпа жизни, шума, «транспортной усталости», информационных перегрузок); проблемы обеспечения доброкачественной водой; проблема очистки населенных мест от твердых и жидких отбросов, скученность населения (опасность передачи инфекционных заболеваний, изменение свойств возбудителей); гиподинамия, недостаточная связь с природой. Таким образом, гигиенические условия жизни в городах характеризуются сочетанием положительных и отрицательных факторов, их соотношение определяет уровень здоровья и самочувствия горожан.
По материалам
Кризисного комитета по
6.2. Основные источники
загрязнения воздушной среды,
их гигиеническая
Основными источниками загрязнения воздушной среды являются: промышленность, энергетика, транспорт и прочие источники (например, почва). Доля различных источников в загрязнении атмосферного воздуха может быть различной. Так, например, в России на первом месте по доле загрязнения стоит промышленность, а в США - транспорт. Гигиеническая характеристика выбросов промышленных источников зависит от особенностей технологического процесса, энергетики и транспорта - от вида сжигаемого топлива. Наибольшее количество углекислоты в атмосферу выбрасывается транспортными средствами, окислов азота больше выбрасывают стационарные топливные установки, они же больше всего поставляют в атмосферный воздух сернистых соединений. Этим перечнем не исчерпываются все вредные химические соединения, поступающие в воздух. Так, например, при работе автомобиля перечень этих ингредиентов достигает двухсот.
Влияние
загрязнителей имеет серьезные
последствия в различных
■ экономическом (ускорение износа зданий, потеря сырья, снижение урожайности);
■ санитарно-бытовом (ухудшение санитарно-бытовых условий, снижение освещенности и доли ультрафиолетовых лучей, затруднение проветривания помещений, разрушение тканей одежды);
■ изменение климата (парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди);
■ влияние на здоровье: острое влияние (токсические туманы - смоги - поражение верхних дыхательных путей, легких), хроническое влияние (метатоксическое -снижение сопротивляемости организма; сенсибилизирующее - рост аллергических заболеваний).
Профилактика:
1. Инженерно-технические мероприятия (полное завершение технологического процесса, доведение химических веществ до степени безвредности, улавливание ценных отходов, использование экологически чистых видов топлива).
2. Архитектурно-планировочные мероприятия (зонирование населенного пункта, создание санитарно - защитных зон, создание кольцевых дорог).
3. Санитарно-технические
мероприятия (оборудование
4. Законодательные мероприятия (закон об охране атмосферного воздуха, санитарные правила, ПДК).
7. ГИГИЕНА ТРУДА
7.1. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания
Производственными (
Профессиональные
заболевания - это заболевания, возникающие исключительно
или преимущественно в результате воздействия
на организм производственно-
Классификация профессиональных вредностей:
1. Производственная пыль (физико-химический фактор).
2. Химические факторы: а) промышленные яды; б) пестициды (ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве).
3. Физические факторы: а)
4. Биологические факторы: вирусы, микробы, гельминты.
5. Факторы особых условий труда: вынужденное положение тела, напряжение отдельных органов и систем.
Изучением профессиональных факторов и разработкой мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний занимается специальная профилактическая дисциплина - гигиена труда (наука, изучающая воздействие трудового процесса и окружающей производственной обстановки на организм работающего с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий).
Система мероприятий по охране труда:
- Законодательные (законы, санитарные нормы и правила).
- Социально-экономические (
- Организационные (режим труда).
- Технические (изменения технологии).
- Гигиенические (микроклимат, освещение, загазованность и другие).
- Лечебно-профилактические
(медицинские осмотры,
7.3. Технический прогресс
и профилактика заболеваний,
В современных
условиях происходит
Результатом
постоянного нервно-
Психоэмоциональное
напряжение не является
1. Умственная тренировка и повышение общей квалификации придают силы и уверенность, создают оптимальные условия для преодоления стресса, создают чувство удовлетворения работой.
2. Умеренная и постоянная
производственная нагрузка. Учиться
избегать неоправданных
3. Правильное трудовое, психогигиеническое, эстетическое и этическое воспитание.
4. При стрессовой ситуации уметь переключиться на то, что больше всего интересует и увлекает (литература, искусство, общение с природой).
5. Поддержание интереса к работе, чувство новизны, чередование разных видов деятельности.
6. Рациональный отдых,
своевременное проведение
7. Физическое воспитание
и ежедневная физическая
7.7. Шум и его характеристика. Влияние шума на организм. Профилактика вредного воздействия.
Шум считается настоящим бедствием современного мира, его называют вездесущим невидимым ядом. Широко распространенный фактор внешней среды. Определяют его как «хаотическое сочетание звуков различной частоты и силы» или как «любой неадекватный данной обстановке звук».