Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:27, доклад
Цели занятия:
освоить новый материал.
систематизировать ранее полученные знания по темам: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Металлы», «Строение атома».
развивать мышление
развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение.
План открытого урока по химии в 9 классе на тему: «Щелочные металлы»
Цели занятия:
Тип занятия: освоение нового материала.
Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”
Оборудование: коллекция щелочных металлов, коллекция применения щелочных металлов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово.
Мы изучаем раздел «Металлы», и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
3. Актуализация знаний.
Учитель: На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
- На металлы и неметаллы.
Учитель: Где находятся металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?
- В периодической системе
элементы – металлы
Учитель: Какие группы естественных семейств в периодической системе мы знаем?
– Мы знаем особые группы отдельных металлов: щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, редкоземельные металлы (иттрий, лантан и лантаноиды).
– Благородные металлы (серебро, золото и шесть платиновых металлов) . Платиновые металлы (платиноиды, рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина) металлы подгруппы алюминия.
Учитель: Каковы особенности строения атомов металлов?
Атомы металлов имеют
сравнительно большие атомные
радиусы, поэтому их внешние
электроны значительно удалены
от ядра и слабо сними связаны.
Учитель: Как особенности строения атома влияют на физические свойства?
- Характерные физические
свойства металлов
Учитель: Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?
- Самое характерное химическое
свойство всех металлов – их
восстановительная способность,
Учитель: Тема нашего урока “Щелочные металлы”
Задачи нашего урока: Дать общую характеристику щелочным металлам. Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства. Узнать о важнейших соединениях металлов. Определить области применения этих соединений.
Учитель: Что мы будем изучать в этой теме? Каков наш план урока?
- Мы будем изучать положение
щелочных металлов в
Учитель: Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана.
Учитель: Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева .
- Это литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.
- При взаимодействии с
водой они образуют
- Щелочные
металлы – это элементы
- На внешнем энергетическом уровне атомы элементов содержат по одному электрону, находящемся на сравнительно большом удалении от ядра.
- Они легко отдают электроны, поэтому являются очень сильными восстановителями. Во всех соединениях проявляют степень окисления +1.
Учитель: Просматриваем кадры виртуальной лаборатории, вы внимательно смотрите и готовите ответы на вопросы.
(Кадры о положение в периодической системе и строение атома)
Учитель: Какую степень окисления проявляют щелочные металлы в соединениях?
- Щелочные металлы проявляют степень окисления + 1
Учитель: Как изменяются восстановительные свойства щелочных металлов от лития к цезию?
- От лития к цезию восстановительные свойства усиливаются, активный металл цезий. Это наиболее типичные представители металлов: металлические свойства выражены у них особенно ярко.
Учитель: Сделаем вывод о строении атома щелочных металлов.
- У щелочных металлов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления.
Учитель: Записать строение атомов щелочных металлов в тетрадь.
Итак, мы рассмотрели положение щелочных металлов в периодической системе, рассмотрели строение атомов щелочных металлов. Обратим внимание на коллекцию щелочных металлов, их хранят в керосине, легко режутся ножом и быстро окисляются на воздухе. Исходя из строения атома, познакомимся с физическими свойствами щелочных металлов. Для металлов характерна низкая твердость, вернее мягкость, труднее всего резать литий, тогда как натрий и калий легко поддаются скальпелю. На основании таблицы, сделаем вывод о физических свойствах щелочных металлов.
Таблица
Некоторые физические свойства щелочных металлов
металлы |
цвет |
Радиус,нм |
t пл.,С |
t кип., C |
плотность г/см3 |
твердость |
литий |
Серебристо- белый |
155 |
179 |
137 |
0,53 |
0,6 |
натрий |
тот - же |
189 |
97,8 |
883 |
0,97 |
0,4 |
калий |
236 |
63,7 |
766 |
0,86 |
0,5 | |
рубидий |
248 |
38,7 |
713 |
1,52 |
0,3 | |
цезий |
золотисто - белый |
267 |
28,5 |
690 |
1,87 |
0,2 |
франций |
В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств. |
Вопросы:
Учитель: Каков внешний вид и твердость щелочных металлов?
- Щелочные металлы серебристо-
Учитель: С возрастанием радиуса атома, от лития к цезию, наблюдается закономерность в их физических свойствах. Обратите внимание на таблицу. Как изменяется плотность щелочных металлов в группе?
- Все они легкие и
легкоплавкие плотность их
Учитель: Сравните щелочные металлы по твердости.
- Самый твердый из щелочных металлов литий, самый легкий цезий.
Учитель: Сделаем вывод исходя из физических свойств щелочных металлов.
- По мере увеличения
характера изменения
Затем учащиеся сравнивают
физические показатели плотности металлов
и температуры плавления. Делают
вывод о зависимости
Проблема: В каком виде щелочные металлы встречаются в природе?
Почему в природе щелочные металлы в основном существуют в виде соединений?
Ответ: В природе щелочные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие одного неспаренного электрона на внешнем энергетическом уровне)
Физкультминутка – отдых глазам.
Учитель объясняет тему
Способы получения щелочных МЕ:
1. Для получения щелочных металлов используют в основном электролиз расплавов их галогенидов, чаще всего — хлоридов, образующих природные минералы:
2 LiCl → 2 Li + Cl2
катод: Li+ + e → Li
анод: 2Cl− — 2e → Cl2
2. Иногда для получения щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов:
4 NaOH →4 Na + 2 H2O + O2
катод: Na+ + e → Na
анод: 4OH− — 4e → 2H2O + O2
3. Щелочной металл может быть восстановлен из соответствующего хлорида или бромида кальцием, магнием, кремнием и др. восстановителями при нагревании под вакуумом до 600-900 °C:
2 MCl + Ca → CaCl2 +2 M
Поскольку щелочные металлы в электрохимическом ряду напряжений находятся левее водорода, то электролитическое получение их из растворов солей невозможно; в этом случае образуются соответствующие щёлочи и водород .
Физические свойства:
Все металлы этой подгруппы имеют серебристо-белый цвет (кроме серебристо-жёлтого цезия), они очень мягкие, их можно резать скальпелем. Литий, натрий и калий легче воды и плавают на её поверхности, реагируя с ней.
Плотность возрастает от Li (0,58 г/см3) к Cs (2,44 г/см3). Температура плавления уменьшается от Li (180˚) к Cs (28,6˚).
Химические свойства:
Свойства ЩМ сильно различаются. Пожалуй, общее у них – это взаимодействие с водой с образованием соответствующей щелочи и выделением водорода, а также взаимодействие с галогенами (Hal – элементы VII A группы: F2, Cl2, Br2, I2) с образованием галогенидов.
ЩМ (кроме Li) при взаимодействии с кислородом в качестве основного продукта образуют пероксиды:
4 Li + O2 → 2 Li2O
2 Na + O2 → Na2O2
Оксиды натрия и калия могут быть получены при нагревании смеси пероксида с избытком металла в отсутствии кислорода:
К2О2 + 2К → 2 К2О
ЩМ при взаимодействии с водородом образуют гидриды:
2 М + Н2 → 2 МН
ЩМ при взаимодействии с хлором образуют хлориды:
2 M + Cl2 → 2 MCl
ЩМ при взаимодействии с серой образуют сульфиды:
2 M + S →M2S
Все ЩМ активно взаимодействуют с водой, образуя щелочи:
2 М + 2 НОН → 2 МОН + Н2
Демонстрационный опыт: В одну пробирку прилить небольшое количество средства «Шуманит», в состав которого входит щелочь, и добавить 2-3 капли фенолфталеина. Отметить цвет. В другую пробирку налить уксусную кислоту, добавить 2-3 капли фенолфталеина. Изменился ли цвет раствора? Для запоминания цвета фенолфталеина в щелочной среде (в случае его применения в качестве индикатора) существует мнемонические правило:
Фенолфталеиновый — в щелочах малиновый
Но, несмотря на это, в кислотах он без цвета.
Давайте попробуем осуществить цепочку превращений, составив уравнения реакций:
___________
| ↓
Li → Li2O →LiOH → LiCl
|_______________↑
Применение соединений щелочных Ме
В свободном виде в природе ЩМ не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.
NaCl- хлорид натрия, поваренная соль.
Na2CO3 – карбонат натрия, кристаллическая сода, применяют в производстве стекла, мыла, бумаги.
Информация о работе План открытого урока по химии в 9-ом классе на тему "Щелочные металлы"