Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:07, курсовая работа
Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из
исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как
социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. "Культура
есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,
разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В
современных философских постижениях культуры основательно актуализируется ее
аксиологическая природа.
1. Введение........................3
2. Роль ценностей в осмыслении культуры...........4
3. Проблемы современной аксиологии.............12
4. Проблема многообразия трактовок понятия "ценность"....18
5. Заключение .......................23
6. Список литературы ...................24
план
1.
Введение......................
2. Роль ценностей в осмыслении культуры...........4
3.
Проблемы современной
4.
Проблема многообразия
5. Заключение .......................23
6. Список литературы ...................24
ВВЕДЕНИЕ
Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом,
и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором
мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более
решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение
планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого
порядка". Сперри обосновал необходимость создания аксиологической науки,
исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное
благополучное существование человека и мира. Более того, он доказал в ученом
мире положение, что только ценностный подход - только создание новых этико-
моральных ценностей - способен свести все научные знания к единственной
"теории всего".
Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры,
помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.
Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные
моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном.
Ценности придают смысл человеческой жизни. "Ценность - это реальный ориентир
человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки
людей", - писал российский философ И.Т.Фролов. А потому, представляет важность
и интерес изучать " аксиологию - науку о ценностях жизни и человека,
содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации" (Б.Г.
Ананьев).
РОЛЬ
ЦЕННОСТЕЙ В ОСМЫСЛЕНИИ
КУЛЬТУРЫ
Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из
исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как
социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. "Культура
есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,
разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В
современных философских постижениях культуры основательно актуализируется ее
аксиологическая природа.
В чем же заключается специфика ценности как компонента культуры? Очевидно в
том, что ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе
отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как
бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека.
Таким образом, ценность – это не только "осознанное", но и жизненно,
экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое
измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через
ее внутренний мир. Если идея – это прорыв к постижению отдельных сторон
бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность – это скорее
личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания
и информации, но и собственного жизненного опыта человека.
Рассматривая культуру через призму ценностных отношений, В.П. Большаков дает
следующее определение культуры:
"Культура, на мой взгляд, - это обработка, оформление, одухотворение,
облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных
отношений, своей деятельности: ее процессов, целей, способов, результатов.
Когда мы в таком ракурсе характеризуем культуру, то предполагается именно
особое оформление природы, самого человека: его тела, движений, мыслей,
чувств, намерений, отношений с другими людьми. Оформление, имеющее
ценностный смысл, ценностное содержание".
В.П. Большаков изучая базовые жизненные потребности и ценности человека,
выделяет три уровня культуры на основе их доминирования(у человека, группы,
социума). Под уровнем культуры он понимает показатель ее реального состояния,
предельных возможностей ее осуществления в жизни.
Низший уровень (непосредственно граничит с бескультурьем). Этот уровень
первичен. Он возник, когда человек начал ощущать себя человеком, переходя от
биологического состояния к социальному, и первой из осознаваемых потребностей
была витальная (от лат. vita - жизнь), потребность в собственной жизни,
стремление жить и выжить. Человек в любую эпоху, в любом возрасте может
оставаться на этом уровне культуры. Тогда все элементы действительности и
культуры существуют
в отношении к витальным
удовлетворение.
Уровень специализированной культуры. В основе его - доминирование
интереса к самой жизни, к какой-то из ее сторон, потребность в самореализации.
Человек, выходящий на этот уровень культуры, проявляется через реализацию своих
потребностей и возможностей при увлечении каким-то делом, мастерством,
профессией или даже хобби. Таким образом, удовлетворяется потребность жить
жизнью своих способностей. Для людей такого уровня культуры другой человек
интересен и ценен как объект профессиональной устремленности или только в связи
с ней. Как заметил И.Кант: "Ученые думают, что все существуют ради них. Дворяне
думают так же"
Конечно, в жизни все гораздо сложнее, в том числе и проявление данного уровня
культуры. Есть, видимо, промежуточные уровни между первым и вторым, вторым и
третьим.
Уровень полноценной культуры. Доминантная базовая потребность этого
уровня - потребность в жизни другого человека, увлеченность жизнью другого.
Речь идет не о деятельности, на благо общества, не об альтруизме. Яркое
проявление выхода на высший уровень культуры - настоящая любовь, когда хочется
приносить радость другому человеку. Но подобное отношение (близкое к такому)
может проявляться и через профессию, и через хобби и через что угодно. В
нравственности, например, это направленность на другого даже в самооценках, это
- обостренная совесть, это - тактичность, деликатность, терпимость. На высшем
уровне характерна направленность на культурное самообогащение, живой интерес к
разнообразным явлениям культуры, не ограниченный профессиональной однобокостью.
На третий уровень культуры в обществе обычно выходят немногие, действительно
культурная элита.
Живые люди плохо укладываются даже в хорошие схемы. Конкретный человек чаще
всего в каких-то отношениях находится на одном уровне культуры, в каких-то -
на другом. Но доминирует в личности, сущностно значим всегда какой-то один из
уровней. В любом обществе культура существует на всех трех. Легче всего,
доступнее всего и обыденнее, конечно, низший уровень, витальный. Уже находясь
на уровне специализированном, жить обычно сложнее, хотя интереснее. Третий
уровень для большинства людей достижим лишь в частных моментах жизни. Для
отдельных личностей он бывает вполне органичным, но жить таким людям в нашем,
всегда несовершенном мире зачастую очень трудно.
Освоение ценностей культуры (и прежних эпох и периодов, и новых, рождающихся)
людьми разных уровней культуры - это отдельная и сложная проблема, и
практическая и теоретическая. Ведь даже понимание того, что является
ценностью культуры, а что - псевдоценностью, дается не просто. Нет
однозначности и в разных трактовках того, что такое ценность вообще и в
частности. И в то же время, видимо, недаром утверждают, что именно ценность
служит "основой и фундаментом всякой культуры".
Опираясь на классическую философскую традицию и разработки наших
исследователей советского периода, которые пытались преодолеть ограниченность
как утилитарного, так и чрезмерно абстрактного подхода к проблеме ценностей,
профессор СпбГУ и НовГУ Г.П. Выжлецов развил в целом удачную и
перспективную, концепцию ценностного постижения культуры.
Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции профессора
Г.П. Выжлецова:
"1) Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают в себя...
желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным
стремлением;
2) ценности не
разъединяют, не отчуждают
от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности
любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в
целом, включая, как говорил П.А.Флоренский, в это единство человечности весь
мир;
3) ценностные отношения
являются для людей не
внутренними и ненасильственными;
4) Подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя
завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо
так же, как власть или богатство".
Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы отношений
между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют, не отчуждают
человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют
людей в общности, такие, как семья, народность, нация, общество в целом,
включая, как говорил Флоренский, в это единство человечности весь мир.
Исходно любые ценности связаны со значимостью, пригодностью, полезностью.
Ценностью становится только положительная значимость, а объект, носитель
ценности, может быть вообще бесполезным (простой камешек как талисман). При
этом к значимости, даже положительной, ценность не сводится. Ценностное
отношение включает в себя и должное (норму отношений, поведения) и желаемое
(идеал). Добро, например, - ценность не потому, что оно полезно, хотя и
значимо в этом плане. И требование проявлять доброту (моральная норма), даже