Роль ценностей в осмыслении культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание

Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из
исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как
социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. "Культура
есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,
разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В
современных философских постижениях культуры основательно актуализируется ее
аксиологическая природа.

Содержание

1. Введение........................3
2. Роль ценностей в осмыслении культуры...........4
3. Проблемы современной аксиологии.............12
4. Проблема многообразия трактовок понятия "ценность"....18
5. Заключение .......................23
6. Список литературы ...................24

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 29.47 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

план 

1.                 Введение........................3

         

2.                 Роль ценностей в осмыслении  культуры...........4

3.                 Проблемы современной аксиологии.............12

4.                 Проблема многообразия трактовок  понятия "ценность"....18

5.                 Заключение .......................23

6.                 Список литературы ...................24

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом,

и каждой личности, и  каждого  события, и каждого поступка.

                                                            Н.О. Лосский.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором

мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более

решающей степени, - человеческими ценностями... и что  борьба за спасение

планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого

порядка". Сперри обосновал необходимость создания аксиологической науки,

исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное

благополучное существование  человека и мира. Более того, он доказал  в ученом

мире положение,  что только ценностный подход - только создание новых этико-

моральных ценностей - способен свести все научные знания к единственной

"теории всего".

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры,

помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.

Ценности упорядочивают  действительность, вносят в ее осмысление оценочные

моменты. Они соотносятся  с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Ценности придают  смысл человеческой жизни. "Ценность - это реальный ориентир

человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки

людей", - писал  российский философ И.Т.Фролов. А  потому, представляет важность

и интерес изучать  " аксиологию - науку о ценностях жизни и человека,

содержание внутреннего  мира личности и ее ценностные ориентации" (Б.Г.

Ананьев).

    

РОЛЬ  ЦЕННОСТЕЙ В  ОСМЫСЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ 

Роль ценностей  в строении и функционировании культуры ни у кого из

исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как

социальный феномен  определяют именно через ценностные ориентации. "Культура

есть выявление  смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,

разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В

современных философских  постижениях культуры основательно актуализируется ее

аксиологическая природа.

В чем же заключается  специфика ценности как компонента культуры? Очевидно в

том, что ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе

отношение к формам человеческого бытия, человеческого  существования. Она как

бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека.

Таким образом, ценность – это не только "осознанное", но и жизненно,

экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое

измерение общественного  сознания, поскольку пропущена через  личность, через

ее внутренний мир. Если идея – это прорыв к постижению отдельных сторон

бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность –  это скорее

личностно окрашенное отношение к миру, возникающее  не только на основе знания

и информации, но и  собственного жизненного опыта человека.

Рассматривая культуру через призму ценностных отношений, В.П. Большаков дает

следующее определение  культуры:

"Культура, на мой  взгляд, - это обработка, оформление, одухотворение,

облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных

отношений, своей  деятельности: ее процессов, целей, способов, результатов.

Когда мы в таком ракурсе  характеризуем культуру, то предполагается именно

особое  оформление природы, самого человека: его тела, движений, мыслей,

чувств, намерений, отношений  с другими людьми. Оформление, имеющее

ценностный  смысл, ценностное содержание".

В.П. Большаков изучая базовые жизненные потребности  и ценности человека,

выделяет три уровня культуры на основе их доминирования(у человека, группы,

социума). Под уровнем  культуры он понимает показатель ее реального  состояния,

предельных возможностей ее осуществления в жизни.

     Низший уровень (непосредственно граничит с бескультурьем). Этот уровень

первичен. Он возник, когда человек начал ощущать  себя человеком, переходя от

биологического состояния  к социальному, и первой из осознаваемых потребностей

была витальная (от лат. vita - жизнь), потребность в собственной жизни,

стремление жить и выжить. Человек в любую эпоху, в любом возрасте может

оставаться на этом уровне культуры. Тогда все элементы действительности и

культуры существуют в отношении к витальным потребностям, как обеспечивающие их

удовлетворение.

     Уровень специализированной культуры. В основе его - доминирование

интереса к самой  жизни, к какой-то из ее сторон, потребность в самореализации.

Человек, выходящий  на этот уровень культуры, проявляется  через реализацию своих

потребностей и  возможностей при увлечении каким-то делом, мастерством,

профессией или  даже хобби. Таким образом, удовлетворяется  потребность жить

жизнью своих способностей. Для людей такого уровня культуры другой человек

интересен и ценен  как объект профессиональной устремленности или только в связи

с ней. Как заметил  И.Кант: "Ученые думают, что все  существуют ради них. Дворяне

думают так же"

Конечно, в жизни  все гораздо сложнее, в том  числе и проявление данного уровня

культуры. Есть, видимо, промежуточные уровни между первым и вторым, вторым и

третьим.

     Уровень полноценной культуры. Доминантная базовая потребность этого

уровня - потребность  в жизни другого человека, увлеченность жизнью другого.

Речь идет не о  деятельности, на благо общества, не об альтруизме. Яркое

проявление выхода на высший уровень культуры - настоящая  любовь, когда хочется

приносить радость  другому человеку. Но подобное отношение (близкое к такому)

может проявляться  и через профессию, и через  хобби и через что угодно. В

нравственности, например, это направленность на другого даже в самооценках, это

- обостренная совесть,  это - тактичность, деликатность, терпимость. На высшем

уровне характерна направленность на культурное самообогащение, живой интерес к

разнообразным явлениям культуры, не ограниченный профессиональной однобокостью.

На третий уровень  культуры в обществе обычно выходят  немногие, действительно

культурная элита.

Живые люди плохо  укладываются даже в хорошие схемы. Конкретный человек чаще

всего в каких-то отношениях находится на одном уровне культуры, в каких-то -

на другом. Но доминирует в личности, сущностно значим всегда какой-то один из

уровней. В любом  обществе культура существует на всех трех. Легче всего,

доступнее всего  и обыденнее, конечно, низший уровень, витальный. Уже находясь

на уровне специализированном, жить обычно сложнее, хотя интереснее. Третий

уровень для большинства  людей достижим лишь в частных  моментах жизни. Для

отдельных личностей  он бывает вполне органичным, но жить таким  людям в нашем,

всегда несовершенном  мире зачастую очень трудно.

Освоение ценностей  культуры (и прежних эпох и периодов, и новых, рождающихся)

людьми разных уровней  культуры - это отдельная и сложная  проблема, и

практическая и  теоретическая. Ведь даже понимание  того, что является

ценностью культуры, а что - псевдоценностью, дается не просто. Нет

однозначности и  в разных трактовках того, что такое  ценность вообще и в

частности. И в  то же время, видимо, недаром утверждают, что именно ценность

служит "основой  и фундаментом всякой культуры".

Опираясь на классическую философскую традицию и разработки наших

исследователей советского периода, которые пытались преодолеть ограниченность

как утилитарного, так  и чрезмерно абстрактного подхода  к проблеме  ценностей,

профессор СпбГУ и НовГУ Г.П.  Выжлецов  развил в целом удачную и

перспективную, концепцию  ценностного постижения культуры.

Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции профессора

Г.П. Выжлецова:

"1) Исходная особенность  ценностных отношений в том,  что они включают в себя...

желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным

стремлением;

2) ценности не  разъединяют, не отчуждают человека  от других людей, от природы  и

от самого себя, а  напротив, объединяют, собирают людей в общности

любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в

целом, включая, как говорил П.А.Флоренский, в это единство человечности весь

мир;

3) ценностные отношения  являются для людей не внешними  и принудительными, а 

внутренними и ненасильственными;

4) Подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя

завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо

так же, как власть или богатство".

Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы отношений

между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют, не отчуждают

человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют

людей в общности, такие, как семья, народность, нация, общество в целом,

включая, как говорил  Флоренский, в это единство человечности весь мир.

Исходно любые ценности связаны со значимостью, пригодностью, полезностью.

Ценностью становится только положительная значимость, а  объект, носитель

ценности, может быть вообще бесполезным (простой камешек  как талисман). При

этом к значимости, даже положительной, ценность не сводится. Ценностное

отношение включает в себя и должное (норму отношений, поведения) и желаемое

(идеал). Добро, например, - ценность не потому, что оно  полезно, хотя и

значимо в этом плане. И требование проявлять доброту (моральная норма), даже

Информация о работе Роль ценностей в осмыслении культуры