Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:07, курсовая работа
Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из
исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как
социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. "Культура
есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,
разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В
современных философских постижениях культуры основательно актуализируется ее
аксиологическая природа.
1. Введение........................3
2. Роль ценностей в осмыслении культуры...........4
3. Проблемы современной аксиологии.............12
4. Проблема многообразия трактовок понятия "ценность"....18
5. Заключение .......................23
6. Список литературы ...................24
если оно выполнено, не означает полной реализации добра как ценности. Как
считал Вл. Соловьев, добро есть должное, но оно может быть добром, только
если еще и желаемо нами, если есть переживание добра как идеала, как моей
цели, моего стремления к добру.
Ценностное отношение, по сути, и есть переживаемое людьми воплощение идеалов
в жизнь. Таким образом, ценностные отношения и не могут быть внешними,
принудительными. Их нельзя навязать силой (нельзя заставить полюбить, быть
счастливым), ими нельзя завладеть, как властью или богатством. Наличие или
отсутствие ценностей и их необходимость нельзя доказать логически. Для того,
кто верит или любит, есть Бог и есть Любовь, а кто не веровал и не любил, для
тех ни Бога, ни Любви не существует. И любая наука бессильна доказать тут
что-либо.
В структуре ценности, согласно Г.П.Выжлецову, - три взаимосвязанных основных
элемента: значимость, норма, идеал. Культура и определяется степенью
осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах
человеческой деятельности. И ценности культуры могут функционировать как
значимости, как нормы и как идеалы. Правда, значимость (полезность,
пригодность) и норма (должное) характерны и для того, что я называю
цивилизацией, и для низших уровней культуры, на которых культурность порой
почти неотличима от цивилизации.
Если мы, учитывая это, вернемся к рассмотрению уровней культуры, обозначенных
В.П.Большаковым, то становится очевидным следующее:
На низшем, витальном уровне, ценности жизни и культуры воспринимаются и
существуют как значимости. И поступки, действия, выбор поведения человека
определяются тем, что является значимым, полезным, разумным для него. Моральные
нормы, правила поведения, существующие в обществе, могут соблюдаться как
внешние, потому что
они полезны в житейских
На втором уровне, уровне специализированной культуры, ценности могут
реализоваться, казалось бы, во всем их богатстве. Социальные нормы поведения,
отношений на этом уровне могут быть усвоены, пережиты внутренне и доминировать
над пользой. Поэтому
в поведении срабатывает
должно, а не как выгодно и удобно. Более того, к норме на этом уровне может
добавляться и желаемое,
когда человек живет и
соответствии с идеалами, задаваемыми сферой его духовных интересов (наука,
искусство, религия и т.д.). Ограниченность второго уровня культуры проявляется,
однако, в том, что эти внутренние нормы должного, эти идеалы, утверждаемые
порой даже ценой собственной жизни духовные ценности, могут оказываться
самодовлеющими, высшими по отношению к ценности другого человека, к ценности
других людей, этносов и культур.
На третьем уровне, уровне полноценной культуры, высшая ценность - другой
человек. На этом уровне вся разумность отношений и поведения, все нормы
взаимоотношений и поступков, все намерения и идеалы, - все это выражает
человечность отношения к миру, стремление к целостной очеловеченности бытия. На
этом уровне над материей, над социумом, над практичностью бытия торжествует
дух.
Культура в ее аксиологическом срезе и может пониматься, как "проникновение
духа в социум и природу" (Г.П. Выжлецов), как степень одухотворения
социальных и природных отношений. Она представляет собой меру
очеловеченности, гуманности этих отношений. В каждой конкретной культуре,
даже в каждой жизненной ситуации, отношения эти воссоздаются оригинально или
даже творятся заново. В этом их уникальность, неповторимость. Но в любом
случае добро остается добром, а любовь - любовью, и поэтому они универсальны,
всеобщи, и не случайно считаются общечеловеческими ценностями, реализуясь по-
разному в разные периоды, в разных сферах жизни.
Среди ценностей человеческого бытия и культуры при всем их разнообразии чаще
всего выделяются три или четыре высших, центральных: Вера (или Бог), Добро,
Красота и, не всегда, Истина (иногда еще Свобода). Причем, в духовной жизни
людей, действительно, достаточно отчетливо проявлены религиозная,
нравственная, эстетическая (и художественная), а также познавательная
составляющие. В целостной культуре обнаруживаются как бы ее разные стороны,
грани. В отдельные исторические периоды (или у отдельных групп населения)
может доминировать что-то одно. Скажем, в Средневековой Европе на вершине
иерархии ценностей был Бог, в котором воплощались (и с которым соотносились)
и Добро, и Красота, и Истина. Необходимо отметить, что религия как зона
культуры обладает мощнейшим аксеологическим потенциалом. Как форма сознания,
религия ценностно окрашена и призвана ответить на смысложизненные вопросы.
Именно поэтому рациональное опровержение религии требует формирования такой
системы ценностей, которая отвечала бы объективным психологическим и
нравственным запросам человека. Поэтому религия в течение двух тысячелетий
удерживает центральное
место в структуре
все успехи науки в технократических обществах Запада, даже вопреки им,
религия продолжает
мыслиться западными
способная сплотить общество и дать покой мятущейся человеческой душе".
Однако, например, в Советском Союзе пытались обойтись вовсе без Бога, считая
веру в него проявлением бескультурья.
В любом случае, реальное бытие культуры и ее ценностей по-разному
высвечивается и оценивается, смотря по тому, о какой именно грани ее и в
каком контексте мы говорим.
Сущностное содержание межсубъектной концепции специфики и структуры
ценностей профессора Г.П. Выжлецова хорошо отражено в авторской схеме
"Структура ценности и уровни культуры", которая приведена ниже.
Главным отличием авторской схемы Г.П. Выжлецова является ее интегральный
характер. Из содержания структуры данной схемы ясно следует, что ценности
целостно организованы и иерархичны, они:
- исходят из природы как "условия, источника и среды жизни человека и объекта
его деятельности";
- формируют последовательно восходящие уровни материальных ценностей,
экономических ценностей, социальных ценностей;
- восходят к уровню духовных ценностей, при посредстве которых человек
получает возможность прямого обращения к природе уже как к "духовному
потенциалу бесконечной вселенской жизни".
Таким образом, человек не в состоянии достигнуть уровня духовного
благополучия, если не будет благополучен в материальном, экономическом
, и социальном отношениях. Другими словами, вне духовного
благополучия для человека невозможно достижение благополучия социального,
экономического и материального, иначе говоря, вне духовного благополучия
невозможно душевное (психическое) и соматическое (физическое) благополучие -
здоровье человека.
В любом случае, действительным положением вещей является следующее: в мире
все является целостными структурами, и любой субъект существует только в
способе функциональной - ценностной, для человека - интеграции в
вышеорганизованную целостность. Так, целостный атом может существовать
только в порядке естественной интегрированности в молекулу, молекула - в
органелу, последняя - в клетку, клетка - в ткань и орган, орган - в организм,
организм (биовид) - в биогеоценоз и биосферу в целом; в свою очередь,
человек-личность интегрируется в социальные общности последовательно
восходящих уровней: семью, коллектив, народность, нацию, государство,
общество в целом. На очереди, интеграция всех социальных субъектов жизни на
Земле в единое целостное человечество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание специалистов не случайно привлекают аксиологические аспекты науки,
человеческой деятельности, человеческого творчества. Роль ценностей в
благополучии существования современного человека и общества действительно
велика. Р.У. Сперри показал, что "наши текущие глобальные кризисы являются
в большей мере результатом неадекватных социальных ценностей и воззрений...
что человеческая судьба и судьба всей нашей биосферы оказались в полной
зависимости от тех воззрений и ценностей, которые выберут следующие
поколения... в соответствии с которыми они будут жить и которыми они будут
руководствоваться". Речь идет о духовном обращении человечества к новому
пониманию высших ценностей. И суть не столько даже в понимании, сколько в
появлении этих ценностей и их приятии людьми в их страстных чувствах. Такие
воззрения и ценности определяют сам образ мышления, характер разумности
познания и деятельности, отношений между людьми, отношения к природе. И
именно это - важнейшее для развития человечества, для достижения им хотя бы
относительной стабильности осмысленного бытия.
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных
отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории,
нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-
эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное
воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-вселенский
или космический характер по своему происхождению и сущности ценности не
имели, судить о них мы можем лишь по их реальному проявлению в нашей жизни, в
многообразных отношениях человека к самому себе, к другим людям, обществу и
природе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксиология. / База знаний de-facto. www.examen.ru
2. Батищев Г.С. Истина и ценности// Познание в социальном контексте. М.:
РАН, 1994. – С.61 – 78.
3. В. П. Большаков. Культура как форма человечности. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
Великий Новгород: 2000.
4. Большаков В.П. Ноосфера, культура и время. // Вестник НовГУ. Сер.:
Гуманитарные науки. 1998. ° 9.
5. Большаков В.П. Смысл культуры, ее уровни и ценности./ Административный