Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:18, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть природу и особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.
1.Введение 3
2.Информация. Особенности восприятия информации 6
3.Аудиовизуальные средства обучения 10
4.Аудиовизуальная культура и пути ее формирования 22
5.Заключение 24
6.Литература 25
Содержание
1.Введение
2.Информация. Особенности восприятия информации 6
3.Аудиовизуальные
средства обучения
4.Аудиовизуальная
культура и пути ее формирования
5.Заключение
6.Литература
Введение
На протяжении
всей своей жизни человек
Бурное
развитие средств информации изменило
дидактический ландшафт, ученическую
аудиторию: повысился общий
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
Цель работы: рассмотреть природу и особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка использованных источников.
Общий объем работы 20 страниц.
Информация.
Особенности восприятия
Информационная
картина мира представляет собой
свод информации, позволяющей адекватно
воспринимать окружающий объективный
мир и взаимодействовать с
ним, выбирать собственное информационное
пространство и личную информационную
среду, через которую с помощью
системы прямых и обратных информационных
связей влиять на природу и общество,
решать массу проблем, включая глобальные.
В настоящий период развития общества
любая деятельность человека представляет
собой процесс сбора и
Термин «информация» уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение. Изначально в это слово вкладывался смысл, соответствующий «сведениям, передаваемым одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений». Жизнь и развитие человечества способствовали постоянному накоплению исторических, научных, культурных и многих других знаний, основанных на информации.
Виды
и формы представления
- по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.;
- по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая.
Утверждения
о целесообразности использования
различных типов
Вопросы,
связанные с эффективным
Общая
специфика человеческого
1. информация,
воспринимаемая слуховым
2. информация,
воспринимаемая зрением
3. информация,
частично воспринимаемая
Сочетание видео- и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека - зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц, так как при одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.
Поэтому
совершенно очевидна высокая эффективность
использования в обучении аудиовизуальных
средств, основанных на зрительном и
слуховом восприятии материала.
Аудиовизуальные средства обучения
Объективные
потребности развития современного
общества обусловили создание и применение
в системе образования
Аудиовизуальные
средства обучения (АВСО) (иначе говоря
- «слухозрительные» от лат. audire слышать
и visualis зрительный) - особая группа технических
средств обучения, получивших наиболее
широкое распространение в
Подразделяются на (по классификации Ляховицкого):
- визуальные (зрительные) средства (видеограммы) - рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;
- аудитивные (слуховые) средства (фонограммы) - грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;
- собственно
аудиовизуальные (зрительно-
Другая классификация АВСО включает экранные, звуковые и экранно-звуковые средства (по классификации Зельманова).
Аудиовизуальные средства обучения могут быть:
1) учебными,
специально предназначенными
2) учебными,
созданными для занятий по
другим дисциплинам, но
3) естественными
средствами массовой
Аудиовизуальные средства обучения занимают особое место среди других средств обучения и оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания; являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.).
Дидактические
особенности аудиовизуальных
- высокая информационная насыщенность;
- рационализация
преподнесения учебной
- показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
- реальность отображения действительности.
Использование
аудиовизуальных средств
Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.
Например,
при применении звуковых кинофильмов,
телепередач, видеозаписей - в создании
звукозрительного образа участвуют
изображение, звучащее и написанное
слово, музыка, шумы, а часто и
цвет. Синтез этих выразительных возможностей
делает их особо сильным средством
обучения и воспитания. При этом
на занятиях успешно реализуются
дидактический принцип
В современной методике принято разграничивать аудиовизуальные средства обучения (пособия для занятий) и технические средства обучения (технические приспособления для демонстрации пособий).
К аппаратуре относятся кино-, диа- и графопроекторы, электропроигрыватели, радиоприёмники, магнитофоны, телеприёмники, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели, школьные радиоузлы, теле и видеостудии. Особую группу составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры.
Аудиовизуальные средства образования на современном этапе включают в себя:
1. Фонограммы:
все виды фоноупражнений, фонотесты,
фонозаписи текстов, рассказов,
2. Видеопродукция:
видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы,
видеолекции, тематические
3. Компьютерные
учебные пособия: электронные
учебники, самоучители, пособия,
справочники, словари,
4. Интернет:
сетевые базы данных, видеоконференции,
видеотрансляции, виртуальные