Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:38, реферат
Развиваясь от единичных экспериментов энтузиастов-инженеров, пытавшихся подарить миру, способ сохранения звука, до современной индустрии звукозаписи, обороты которой сравнимы с самыми доходными видами деятельности, технологии и системы записи и воспроизведения звука превратились сегодня в абсолютно обыденный, естественный и всем привычный процесс. С течением времени менялись носители, появлялись новые стандарты звука. Как это не парадоксально звучит, но история звукозаписи началась от укола иглой.
Балансировка звука.
В основе хорошего
звуковоспроизведения лежит сбалансированность
разных источников звука. Проще говоря,
в случае одного источника звука
суть хорошего звуковоспроизведения в
том, чтобы сбалансировать прямой звук,
приходящий к микрофону, с влиянием окружающей
акустики и обеспечить правильный баланс
между прозрачностью звучания и его полнотой,
допускающий нужную степень подчеркивания
в тех местах, где это требуется.
Микрофонная техника.
Первая задача звукорежиссера состоит в том, чтобы выбрать подходящее студийное помещение. Если приходится использовать неприспособленное помещение, то оно должно быть, как минимум, в 1,5 раза больше места, отводимого исполнителям. Следующий шаг – выработка общей схемы расположения микрофонов. При воспроизведении музыкальных программ это необходимо сделать, консультируясь с дирижером и исполнителями. Микрофонов должно быть как можно меньше, поскольку наложение их звуковых полей способно снизить прозрачность звука. Правда, во многих случаях нужный эффект достигается только при использовании большого числа микрофонов.
Комбинации музыкальных инструментов редко бывают настолько сбалансированы, чтобы это отвечало требованиям прослушивания в домашних условиях. Акустика жилого помещения может оказаться далекой от идеала. Поэтому необходимо ознакомить руководителя оркестра с требованиями балансировки при воспроизведении с помощью микрофонов.
Организация воспроизводимых
звучаний определяется типом микрофона,
его приближенностью к
Стереофонический звук.
Человек легко определяет направление на источник звука, поскольку звук обычно достигает одного уха раньше, чем другого. Мозг улавливает эту малую разницу во времени и небольшое различие в интенсивности звучания и по ним определяет направление на источник звука.
Бинауральный слух выработался у человека в качестве защитного механизма, но эта способность разделять звуки – важное условие понимания музыки. Если эту способность использовать при звукозаписи, то увеличивается впечатление верности и чистоты при воспроизведении.
Двухканальная стереофоническая система, рассчитанная на прослушивание через звуковые колонки, создает для бинаурального слуха раздельные звуковые потоки, которые несут информацию о направлении распространения первичного звука.
В своей простейшей форме стереосистема состоит из двух микрофонов, расположенных рядом друг с другом и направленных под углом 45° к источнику звука. Сигналы микрофонов подаются на две звуковые колонки, разнесенные примерно на 2 м и одинаково удаленные от слушателя. Такая система создает «звуковую сцену» между колонками, на которой локализуются источники звука, расположенные перед микрофонами. Возможность локализации перед микрофонами источников звука, их разделения и отделения от реверберации намного повышает естественность и чистоту воспроизведения.
Такой подход дает удовлетворительные результаты только тогда, когда источник звука внутренне хорошо сбалансирован и благоприятны акустические условия. На практике обычно приходится использовать более двух микрофонов и микшировать (объединять) их сигналы для улучшения музыкального баланса, увеличения акустического разделения и придания звучанию необходимой степени атаки.
Типичный комплект аппаратуры для классического оркестра состоит из стереопары микрофонов (для создания общей звуковой картины оркестра) и нескольких местных микрофонов, установленных ближе к отдельным группам инструментов. Выходные сигналы местных микрофонов тщательно микшируются с сигналом стереопары так, чтобы обеспечивалось необходимое акцентирование каждой группы инструментов без нарушения общего баланса. Кроме того, их выходные сигналы панорамируются в кажущееся положение, которое при использовании основной пары микрофонов соответствовало бы их реальному расположению на сцене. (Панорамирование – это изменение углового направления на источник звука. Оно сочетается с регулировкой уровня посредством потенциометра.)
Многомикрофонные схемы еще шире применяются в случае легкой, а тем более поп-музыки, где обычно обходятся без общих микрофонных систем. И действительно, нет смысла гоняться за нюансами, если результат может быть достигнут при использовании переносного оборудования со звуковыми колонками, разнесенными всего лишь на шаг. Кроме того, запись поп-музыки производится, как правило, не в натуральной форме. Каждая группа инструментов, а то и каждый музыкант обслуживается отдельным микрофоном. Все инструменты рок-ансамбля – электронные. Звук разных инструментов, в том числе и клавишных синтезаторов, можно записывать либо с помощью микрофонов, установленных перед соответствующими колонками, либо путем прямой подачи сигналов первичных микрофонов на студийный пульт микширования. Эти сигналы могут быть либо сразу микшированы, либо предварительно записаны на отдельных дорожках многодорожечного магнитофона. Добавляется искусственная реверберация, осуществляется частотная коррекция и т.д. В результате оказывается мало сходства со звуком, воспринимаемым в студии, даже если все записывалось одновременно.
Выходной сигнал
панорамируется и регулируется (потенциометром)
для создания определенного впечатления
о положении источника звука, которое
может совершенно не соответствовать
фактическому положению музыкантов в
студии. Но, что интересно, даже если стереофонический
звук не соответствует реальной ситуации,
он дает эффект, намного превосходящий
эффект монофонического звука.
Квадрафония.
Улучшенное приближение
к реальности можно получить методом
квадрафонии, при котором четыре
канала подключаются к четырем колонкам,
попарно размещенным впереди
слушателей и позади них. В простейшем
варианте квадрафоническую систему можно
рассматривать как две стереофонические,
включенные навстречу друг другу. Сложные
системы с матрицированием могут воспроизводить
четыре канала с одной дорожки фонограммы
при сохранении совместимости с воспроизведением
стереозаписи.
Звуковое окружение.
В телевидении
важное значение имеет так называемая
система звукового окружения. Стереофонический
звуковой сигнал с левым (А) и правым
(В) каналами матрицируется путем
их суммирования (в фазе), что дает
сигнал М (моносигнал), и вычитания (сложения
в противофазе), что дает сигнал S (стереосигнал).
Сигнал А + В соответствует средней точке
источника звука и совместим с монофоническими
системами воспроизведения, а сигнал А
– В несет информацию направленности.
Система звукового окружения формирует
также разностную компоненту М– S, которая
содержит «внесценический» звук, а также
реверберацию, и передается на колонки,
размещенные сзади слушателя. Система
звукового окружения проще квадрафонической
системы, но позволяет получить эффект
погруженности в звуковую среду с помощью
обычного стереосигнала.
Стереозвук для телевидения.
Стереофоническая
запись звука применяется в
Может показаться, что стереозвук не очень подходит для телевидения, поскольку, как отмечалось выше, для эффективной стереофонии требуются две колонки, расположенные на расстоянии примерно 2 м друг от друга. Кроме того, из-за малых размеров экрана взгляд телезрителя направлен в основном в его центр, так что требуется иллюстрация расстояния по глубине, а не по ширине.
Тем не менее, когда
мы смотрим телевизор, мы знаем, что
видим лишь малый сегмент источника
звука. Точно так же, как в реальной
жизни, когда, глядя в определенном
направлении, мы не можем выключить звуки
нашего окружения, нет ничего неестественного
в том, что звуковая картина выходит за
пределы телевизионного экрана.
Коррекция звука.
Как это ни парадоксально, но в аппаратуре с высокой верностью воспроизведения обычно предусматриваются устройства для искажения звука. Они называются эквалайзерами и предназначены для выравнивания (путем устранения дефектов) амплитудно-частотной характеристики сигнала. Коррекцию частотной характеристики проводят также для внесения в нее искажений, обеспечивающих нужную пространственно-временную организацию звучаний. Примером может служить т.н. «фильтр присутствия», который изменяет кажущееся расстояние до источника звука. Наш слух связывает ощущение близости (присутствия) с преобладанием частот в полосе от 3 до 5 кГц, соответствующей шипящим звукам (сибилянтам). В музыке подъем характеристики в полосе от 3 до 5 кГц может создать эффект атаки, хотя и ценой огрубления звука.
Другой тип частотного корректора, позволяющего создать эффект присутствия, – это параметрический эквалайзер. Такое устройство позволяет ввести на частотной характеристике подъем или провал, регулируемый в пределах 14 дБ. При этом частоту и ширину полосы можно изменять в пределах всего спектра звуковых частот. Такой вид регулирования частотной характеристики может выполняться весьма точно и использоваться, например, для коррекции акустического резонанса в студии или в зале либо для подавления грохота или шипения.
Еще более сложный
вид коррекции частотной
Уровень звука.
Звуковой материал
почти любого вида – записываемый,
усиливаемый или передаваемый по
радио или телевидению –
Регулировку громкости
лучше всего проводить, прослушивая
материал через хорошую колонку и учитывая
при этом показания измерителя уровня.
Одних же показаний измерителя уровня
при монтаже фонограмм недостаточно в
силу субъективного характера восприятия
звука. Такой измеритель нужен для калибровки
слуха.
Вместо заключения
При записи и
воспроизведении звука мы имеем
ряд превращений колебаний
Задача заключается
в том, чтобы при всех этих превращениях
как можно меньше исказить спектр
колебаний, т. е. сохранить тембр
первичного звука. Сильные искажения спектра
колебаний изменяют звучание музыкальных
инструментов и голоса (делают их «не похожими
на самих себя»), могут сделать речь неразборчивой,
и т. п.
Для звукового
восприятия само по себе неважно, что
именно заставляет воздух колебаться
— мембрана или, например, несколько десятков
инструментов большого оркестра. Важно
только то, чтобы в обоих случаях до нашего
уха доходили колебания с одним и тем же
спектром.
Литература
М.В. Антипин, П.А.
Мухин « Механизмы и устройства кинокопировальной
аппаратуры»
В. Динов «Звуковая
картина»
Ю.А. Ковалгин, Э.И.
Володин, Л.Н. Кацнельсон «Стереофоническое
радиовещание и звукозапись»
Сайты:
www.biysk.ru
www.krugosvet.ru