Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа
Оценка качественной стороны определенной системы управления, соответственно, не является исключением. Искусственные системы создаются, как правило, для реализации одной или ряда операций. Достижение поставленной цели – является основной задачей для данной интеллектуальной системы. Однако, идеальное мышление вида «задача выполнение превосходный результат» всего лишь одна из многих невыполнимых моделей. В общем случае, цель, заложенная как основная для системы, частично достигается посредством различных алгоритмов и процессов, протекающих в ней
Введение 4
Основные понятия 6
Показатели и критерии оценки систем. Виды критериев качества. 11
Шкала уровней качества систем. 13
Заключение 16
Используемая литература 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СИСТЕМ 18
Пример №1 18
Пример №2 21
Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Кафедра
«ИСТ»
Сдана на проверку | Допустить к защите |
«___»__________________2011г. | «___»________________2011г. |
Защищена с оценкой | |
«___»________________2011г. |
Курсовая работа
По дисциплине «ТИП и С »
«Критерии качества систем»
Пояснительная записка
На 25
листах
Выполнила:
студентка группы ИСТ-82
Иванова Катерина
№ варианта 5
Проверила:
Моисеева Т.В.
Самара 2011
РЕЦЕНЗИЯ
Содержание
Введение 4
Основные понятия 6
Показатели и критерии оценки систем. Виды критериев качества. 11
Шкала уровней качества систем. 13
Заключение 16
Используемая литература 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СИСТЕМ 18
Пример №1 18
Пример №2 21
Весь промышленный мир сходит с ума по качеству. Японское экономическое чудо, похоже, нашло свое выражение в простой формуле: "Система качества". Сложилась целая отрасль со своей наукой, своими авторитетами, "всемирно известными" методами, международными и национальными премиями, стандартами.
Разработчики
программного обеспечения также
охвачены лихорадкой качества. Хотя абсолютно
все авторы и начинают свои публикации
со слов: "Всем известно, что качество
программного обеспечения не поддается
точному определению и
Оценка качественной стороны определенной системы управления, соответственно, не является исключением. Искусственные системы создаются, как правило, для реализации одной или ряда операций. Достижение поставленной цели – является основной задачей для данной интеллектуальной системы. Однако, идеальное мышление вида «задача à выполнение à превосходный результат» всего лишь одна из многих невыполнимых моделей. В общем случае, цель, заложенная как основная для системы, частично достигается посредством различных алгоритмов и процессов, протекающих в ней. И естественно отметить, что подобные алгоритмы еще не столь совершенны как и у любой другой системы. Поэтому при оценке систем принято различать качество систем и эффективность реализуемых системами процессов. Эффективность относят не к самой системе, а к выполняемой ею операции. Эффективность, как группа свойств, представляет только качество функционирования системы соответствие требуемого и достигаемого результата. Качественные же характеристики относят больше к самой системе в комплексном отношении.
Оценка системы производится с двух принципиально различных точек зрения. Во-первых, могут быть сформулированы показатели, характеризующие требования субъекта к вновь создаваемой или модернизируемой системе. Во-вторых, часто требуется определить качество уже существующей искусственной или естественной системы. В последнем случае показатели могут быть созданы или возникнуть для решения задач, о которых субъект имеет смутное представление, и воплощать неизвестные ему свойства.
Основные
понятия
Качество ИС связано с дефектами, заложенными на этапе проектирования и проявляющимися в процессе эксплуатации. Свойства ИС, в том числе и дефектологические, могут проявляться лишь во взаимодействии с внешней средой, включающей технические средства, персонал, информационное и программное окружение.
В зависимости от целей исследования и этапов жизненного цикла ИС дефектологические свойства разделяют на дефектогенность, дефектабельность и дефектоскопичность.
Дефектогенность определяется влиянием следующих факторов:
Дефектабельность характеризует наличие дефектов ИС и определяется их количеством и местонахождением. Другими факторами, влияющими на дефектабельность, являются:
Дефектоскопичность характеризует возможность проявления дефектов в виде отказов и сбоев в процессе отладки, испытаний или эксплуатации. На дефектоскопичность влияют:
Оценка качества ИС является крайне сложной задачей из-за многообразия интересов пользователей. Поэтому невозможно предложить одну универсальную меру качества и приходится использовать ряд характеристик, охватывающих весь спектр предъявляемых требований. Наиболее близки к задачам оценки качества ИС модели качества программного обеспечения, являющегося одним из важных составных частей ИС. В настоящее время используется несколько абстрактных моделей качества программного обеспечения, основанных на определениях характеристики качества, показателя качества, критерия и метрики.
Критерий может быть определен как независимый атрибут ИС или процесса ее создания. С помощью такого критерия может быть измерена характеристика качества ИС на основе той или иной метрики. Совокупность нескольких критериев определяет показатель качества, формируемый исходя из требований, предъявляемых к ИС. В настоящее время наибольшее распространение получила иерархическая модель взаимосвязи компонентов качества ИС. Вначале определяются характеристики качества, в числе которых могут быть, например:
Далее сформулированы показатели качества. Каждому показателю ставится в соответствие группа критериев. Для указанных показателей приведем возможные критерии. Надо отметить, что один и тот же критерий может характеризовать несколько показателей:
С помощью метрик можно дать количественную или качественную оценку качества ИС. Различают следующие виды метрических шкал для измерения критериев.
Первый тип — метрики, которые используют интервальную шкалу, характеризуемую относительными величинами реально измеряемых физических показателей, например, временем наработки на отказ, вероятностью ошибки, объемом информации и других.
Второй тип — метрики, которым соответствует порядковая шкала, позволяющая ранжировать характеристики путем сравнения с опорными значениями.
Третий тип — метрики, которым соответствуют номинальная, или категорированная шкала, определяющая наличие рассматриваемого свойства или признака у рассматриваемого объекта без учета градаций по этому признаку. Так, например, интерфейс может быть "простым для понимания", "умеренно простым", "сложным для понимания".
Развитием
иерархического подхода является модель
классификации критериев
Рис. 1.
Модель классификации
критериев качества
систем
Одним
из путей обеспечения качества ИС
является сертификация.
Сформулируем также основные понятия, необходимые для определения качественных показателей систем:
Идеальная система – гипотетическая модель исследуемой системы, идеально соответствующая всем критериям качества.
Область адекватности – некоторая окрестность значений показателей существенных свойств. На радиус области адекватности накладываются ограничения, зависящие от семантики предметной области. Как правило, определение данной величины является результатом фундаментальных научных исследований или экспертной оценки.
Оптимизация
системы – процедура (процесс) управления
системой для достижения экстремального
значения критерия ее качества. При этом
управление понимается в широком смысле,
как целенаправленная трансформация структуры
системы, ее параметров введения новых
связей (переменных) – собственно управлений.
Рис. 2.
Процесс оптимизации
системы
Обобщенный показатель качества j-ой системы – вектор, компоненты которого есть суть показателей его отдельных свойств. Размерность этого вектора определяется числом существенных свойств системы.
Показатели
и критерии оценки
систем. Виды критериев
качества.
Каждая существенная (с точки зрения качества системы) характеристика системы (социальная, юридическая, техническая, экономическая и др.) может быть описана с помощью одного или нескольких показателей, значения которых характеризуют меру (интенсивность) этого свойства. Эту меру называют частным показателем качества системы. Показатели могут быть количественными или качественными.
Количественные показатели (параметры) можно измерить и оценить числом (например, производительность, стоимость). Качественные показатели не имеют общепризнанных единиц измерения (например, эстетические свойства, удобство использования и др.). Однако следует иметь в виду, что четко осознанные качественные показатели, как правило, тоже оцениваются числом (например, простота обслуживания измеряется временем, необходимым на обнаружение и устранение неисправности).