Погнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть теоретические и исторические аспекты социального прогнозирования.
Задачи исследования:
1) раскрыть общие понятия и термины социального прогнозирования;
2)рассмотреть истоки возникновения и развития социального прогнозирования;
3) раскрыть основы социального прогнозирования;
4) охарактеризовать методы социального прогнозирования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава1. Сущность и истоки социального прогнозирования ………………….4
Понятия и термины, этапы и функции социального прогнозирования…...4
1.2 Возникновение социального прогнозирования ……….…………………...6
1.3 Этапы в развитии социального прогнозирования ………………………....7
Глава2. Основы социального прогнозирования ………………………………9
Глава3. Методы социального прогнозирования…………….............................13
3.1 Традиционные методы социального прогнозирования …..........................13
3.2 Методы прогнозирования ………………………………….........................16
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы …………………………………………23
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 41.30 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2

Глава1. Сущность и истоки социального прогнозирования ………………….4

    1. Понятия и термины, этапы и функции социального прогнозирования…...4

1.2 Возникновение социального прогнозирования ……….…………………...6

1.3 Этапы в развитии социального прогнозирования ………………………....7

Глава2.  Основы социального прогнозирования ………………………………9

Глава3. Методы социального прогнозирования…………….............................13

3.1 Традиционные методы социального прогнозирования …..........................13

3.2 Методы прогнозирования  ………………………………….........................16

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованной литературы …………………………………………23

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Общественные преобразования последнего  времени в нашей стране актуализировали  проблему прогностических исследований  в социальной сфере. 

      Выход России из кризиса, обоснование  стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных  программ требуют инновационных  действий и широкого современного  мышления, основанного на интеграции  наук. Прогнозирование занимает  здесь особо важное место как  высокотехнологичный метод научного  анализа и предвидения.

       Сейчас перед учеными и практиками  встает необходимость осознать  возможности влияния человека  на развитие общества, мира в  целом; уточнить соотношение объективных  процессов, с одной стороны,  человеческого воздействия на  них – с другой. От этого  зависит концептуальное видение  будущего, его прогнозирование: или  это лишь обозначение развивающихся  тенденций и предполагаемый на  их основе прогноз, или это  прогноз с учетом возможностей  и необходимости влияния человека  на обозначившиеся тенденции  развития в соответствии с  современными представлениями и  убеждениями.

            Сущность данного научного направления  состоит в систематическом анализе  социальных процессов через призму  теоретико-методологических принципов  для выявления проблем и тенденций  общественного развития, определения  путей решения социальных задач. В современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

       Объект работы - система реализации  социального прогнозирования.

          Предмет исследования –  характеристика системы социального прогнозирования.

     Цель  работы - рассмотреть теоретические и исторические аспекты социального прогнозирования.  

     Задачи  исследования:

     1)  раскрыть общие понятия и термины  социального прогнозирования;

     2)рассмотреть истоки возникновения и развития социального прогнозирования;

     3) раскрыть основы социального прогнозирования;

     4) охарактеризовать методы социального прогнозирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1.   Истоки социального прогнозирования 

    1. Понятия и термины, этапы  и функции социального

    прогнозирования 

    Прогнозирование  – система методов и способов прогнозирования.

        Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.

      Прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения. Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.).

      Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

       Прогностика - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов. Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.

       Социальное прогнозирование — определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. В числе функций социального прогнозирования можно выделить:

1. Научный  анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и  тенденций. Он осуществляется  по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция. Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

      Диагноз – это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

      Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

2. Исследование  объективных связей социально-экономических  явлений развития народного хозяйства  в конкретных условиях в определенном периоде. При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит также непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденции развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом.

3. Оценка  объекта прогнозирования базируется  на сочетании аспектов детерминированности  (определенности) и неопределенности.

4. Выявление  объективных вариантов экономического и социального развития. На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических наук выясняются объективные варианты исследуемого процесса и тенденции его развития на перспективу.

5.Накопление  научного материала для обоснованного  выбора определенных решений.

       Реализация функций прогнозирования осуществляется на основе двух подходов: поисковом и нормативном.

       Из этого следует, что социальное прогнозирование занимает важную часть в развитии общества, науки и техники и с помощью него можно делать прогнозы. А также оно имеет свои основные функции, особенности и методы. Исходным элементом прогнозирования является целепологание (способ реализации человеческих способностей предвидения). 

    1. Возникновение социального прогнозирования
 

        Интерес общества к социальному  прогнозированию исторически связан  с попытками предвидения наступления  тех или иных событий, а также  развития различных процессов.  В условиях глобальных войн  и локальных военных конфликтов, экономических и политических  потрясений, которыми была насыщена  вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию  носило преимущественно чрезвычайный  характер.

       Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия.

      В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А.Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером,  Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.  
 

    1. Этапы в развитии социального прогнозирования.
 

     В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы:

      1) Начало прогностических исследований  относится к 1950-м гг., когда  стали широко использоваться  простые прогнозные модели.

     2)  В 1960 – 1970-е гг. наблюдался  своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы,  новые методы, созданы сложные  прогнозные модели.

     3)  С конца 1970 – начала 1980-х  гг. наступает следующий этап  развития научного прогнозирования,  достижения прогностики используются  в деятельности предприятий и  организаций разного профиля[5]

       Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава2.  Основы социального прогнозирования

вание

     Для российского общества, пережившего  социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности  управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного  видения развития, перспектив стало  одной из актуальных задач в области, как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики.

     Сегодня как никогда необходим интегрированный  системный анализ общественного  развития, позволяющий увидеть и  проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов.

     Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

     Следует учитывать, что для успешного  прогнозирования и моделирования  социальных процессов необходим  определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе  невозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделировать  варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия  совершаемых действий для той  или иной подсистемы социальной сферы  и для общества в целом.

Информация о работе Погнозирование