Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть теоретические и исторические аспекты социального прогнозирования.
Задачи исследования:
1) раскрыть общие понятия и термины социального прогнозирования;
2)рассмотреть истоки возникновения и развития социального прогнозирования;
3) раскрыть основы социального прогнозирования;
4) охарактеризовать методы социального прогнозирования.
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава1. Сущность и истоки социального прогнозирования ………………….4
Понятия и термины, этапы и функции социального прогнозирования…...4
1.2 Возникновение социального прогнозирования ……….…………………...6
1.3 Этапы в развитии социального прогнозирования ………………………....7
Глава2. Основы социального прогнозирования ………………………………9
Глава3. Методы социального прогнозирования…………….............................13
3.1 Традиционные методы социального прогнозирования …..........................13
3.2 Методы прогнозирования ………………………………….........................16
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы …………………………………………23
Приложение
• индивидуальные экспертные оценки;
• коллективные экспертные оценки.
К индивидуальным экспертным оценкам относятся:
• метод «интервью», при которому осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме: «вопрос – ответ»;
• аналитический метод, при которому осуществляется логический анализ какой-нибудь прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные;
• метод написания сценария, который основывается на определении логики процесса или влияния во времени при разных условиях.
Методы коллективных экспертных оценок включают:
• метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»);
• метод «Дельфи»;
• матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении высшая точность результата; при обработке индивидуальных независимых оценок, которые выносятся экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.
В группу формализованных методов входят две подгруппы:
• экстраполяции;
• моделирование.
К первой подгруппе относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживание, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое, матричное моделирование.
Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов похожие за своим составом с экспертными и «фактографическими» методами. Фактографические методы основаны на фактически существующей информации об объекте прогнозирования и его прошлое развитие, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.
К классу экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, которая изучает продуктивное, творческое мышление).
Это аналитический метод, суть которого состоит в построении и дальнейшем усечении «древа поиска» экспертной оценки с использованием какой-нибудь эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опрашивания высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых полностью или частично не подвергается формализации.
Структура метода эвристического прогнозирования включает в качестве основных элементов:
• синтез граф модели объекта;
• формирование экспертных бригад и оценку компетентности экспертов;
• формирование вопросов и разработку экспертных оценок;
• анализ работы экспертов;
• алгоритмы обработки таблиц экспертных оценок;
• образ вариации полученных прогнозов;
• синтез прогнозных моделей.
Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют резне другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методы и опрашивание экспертов.
В качестве информации используются фактографические и экспертные данные.
При классификации
методов прогнозирования
С точки зрения оценки возможных путей и результатов прогнозное научно-технического развития прогнозы можно классифицировать за тремя этапами:
- исследовательским;
- программным;
- организационным.
Задачам исследовательского прогноза является определения возможных результатов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов одного или нескольких положительных результатов.
Так, например, развитие средств вычислительной техники можно отобразить в виде роста их быстродействия, увеличение объема памяти и диапазона логических возможностей.
Специфические подходы и методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Структура этой науки определяется ее основными проблемами:
• анализом и синтезом объекта прогноза;
• адаптацией
методов прогнозирования к
• алгоритмизацией процесса составления прогнозов.
В арсенале инструментов экономической прогностики важная роль принадлежит количественным методам обработки прогностической информации – экономико-математическим методам, экономико-математическому моделированию, статической экстраполяции. Методология экономического прогнозирования исследует будущее в трех аспектах:
• онтологическому;
• логическому;
• гносеологическому.
Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, факторы, которые влияют на него.
В логическом аспекте прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования.
Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснения того, как будущее отображается в человеческом сознании, которые формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз из гносеологической точки зрения является отражением закономерностей и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.
Соответственно, проблема научного предусмотрения
охватывает как теоретико-познавательный
аспект, связанный с исследованием прогнозов
как функции законов и теории наук, так
и практический аспект, который выражается,
в частности, в непосредственной связи
прогнозирования с планированием и управлением.
Заключение
Прогнозирование
– один из важнейших этапов проектной
деятельности. Человечество, имея прогнозы,
сознательно ищет и находит пути
к выходу. Сначала – охота и
собирание, потом – переход к
земледелию и скотоводству, от кочевого
до оседлого образа жизни, от сел до
городских поселений; освоения ресурсов
Мирового океана и т.д. Прогнозирование
в широком смысле – предвидение,
вообще полученной любой информации
о будущем. В узком смысле –
специальное научное
Одним
из важнейших видов
Рассмотрев сущность и понятие, возникновение и развитие социального прогнозирования, охарактеризовав методы социального прогнозирования можно сделать вывод, что социальное прогнозирование занимает важную часть в развитии общества, науки и техники и с помощью него можно делать прогнозы.
В современных условиях умение
предвидеть и прогнозировать
будущее, а, следовательно, и
влиять на социальные процессы
становится также одним из
самых ценных качеств молодого
специалиста.
Литература