Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа
Математика служит людям издавна и успешно. Потребности всей практической деятельности людей, естествознания, техники постоянно ставили и ставят перед математикой новые задачи, стимулируя ее развитие. В свою очередь прогресс в математике делал математические методы более эффективными, расширял сферу их применения и, тем самым, способствовал общему научно-техническому прогрессу и развитию производительных сил. В противовес историческому мифу можно без преувеличения сказать, что мир стоит не на трех китах, а на двух - математике и экономике. Математика - основа всех точных наук, а экономика в двух своих ипостасях - как хозяйственная система и как наука - создает материальные условия для существования людей и помогает им понять «что почем» в окружающей их жизни.
Введение
Основная часть
2.1 Общая постановка задачи линейного программирования (ЛП)
2.2 Примеры экономических задач, приводящихся к задачам ЛП
2.3 Геометрический (графический) метод решения задач ЛП
2.4 Пример решения задачи ЛП геометрическим методом
2.5 Симплексный метод решения задач ЛП
2.6 Пример решения задачи ЛП симплексным методом
2.7 Теоремы двойственности и их использование в задачах ЛП
2.8 Пример решения двойственной задачи
2.9 Транспортная задача и ее решение методом потенциалов
2.10 Пример решения транспортной задачи
2.11 Решение задач ЛП с использованием программы «Maple 15»
Заключение
Список литературы
4 стр.
9 стр.
9 стр.
12 стр.
17 стр.
20 стр.
24 стр.
30 стр.
34 стр.
37 стр.
43 стр.
48 стр.
… стр.
… стр.
… стр.
Известны также
Прибыль, получаемая предприятием при реализации изделия j-го вида, равна cj.
В планируемом периоде значения величин aij, bi и cj остаются постоянными.
Требуется составить такой план выпуска продукции, при реализации которого прибыль предприятия была бы наибольшей.
Остается рассмотреть простой пример задачи такого класса.
Задача: Компания специализируется на выпуске хоккейных клюшек и наборов шахмат. Каждая клюшка приносит компании прибыль в размере 2 д.е., а каждый шахматный набор - в размере 4 д.е. На изготовление одной клюшки требуется четыре часа работы на участке A и два часа работы на участке B. Шахматный набор изготавливается с затратами шести часов на участке A, шести часов на участке B и одного часа на участке C. Доступная производственная мощность участка A составляет 120 часов в день, участка В - 72 часа и участка С - 10 часов. Сколько клюшек и шахматных наборов должна выпускать компания ежедневно, чтобы получать максимальную прибыль?
Условия задач указанного класса часто представляют в табличной форме (см. таблицу 1.1).
Производственные |
Затраты времени на единицу продукции, час |
Доступный
фонд | |
клюшки |
наборы шахмат | ||
А |
4 |
6 |
120 |
В |
2 |
6 |
72 |
С |
- |
1 |
10 |
Прибыль на единицу |
2 |
4 |
По данному условию сформулируем задачу линейного программирования.
Обозначим: x1 - количество выпускаемых ежедневно хоккейных клюшек, x2 - количество выпускаемых ежедневно шахматных наборов.
Формулировка ЗЛП:
| |||
|
| ||
x1 ≥ 0, x2 ≥ 0. |
|
Подчеркнем, что каждое
неравенство в системе
Повторимся, методы решения ЗЛП мы будем рассматривать чуть позднее, а сейчас - пример задачи другого типа.
2. Задача о смесях (планирование состава продукции).
К группе задач о смесях относят задачи по отысканию наиболее дешевого набора из определенных исходных материалов, обеспечивающих получение смеси с заданными свойствами. Иными словами, получаемые смеси должны иметь в своем составе m различных компонентов в определенных количествах, а сами компоненты являются составными частями n исходных материалов.
Задача: На птицеферме употребляются два вида кормов - I и II. В единице массы корма I содержатся единица вещества A, единица вещества В и единица вещества С. В единице массы корма II содержатся четыре единицы вещества А, две единицы вещества В и не содержится вещество C. В дневной рацион каждой птицы надо включить не менее единицы вещества А, не менее четырех единиц вещества В и не менее единицы вещества С. Цена единицы массы корма I составляет 3 рубля, корма II - 2 рубля.
Составьте ежедневный рацион кормления птицы так, чтобы обеспечить наиболее дешевый рацион.
Представим условие задачи в таблице 1.2.
Питательные |
Содержание веществ в единице массы корма, ед. |
Требуемое количество | |
корм I |
корм II | ||
А |
1 |
4 |
1 |
В |
1 |
2 |
4 |
С |
1 |
- |
1 |
Цена единицы |
2 |
4 |
Сформулируем задачу линейного программирования.
Обозначим: x1 - количество корма I в дневном рационе птицы, x2 - количество корма II в дневном рационе птицы.
Формулировка ЗЛП:
| |||
|
| ||
x1 ≥ 0, x2 ≥ 0. |
|
3. Транспортная задача.
Под транспортной задачей понимают целый ряд задач, имеющих определенную специфическую структуру. Наиболее простыми транспортными задачами являются задачи о перевозках некоторого продукта из пунктов отправления в пункты назначения при минимальных затратах на перевозку.
Задача: Три поставщика одного и того же продукта располагают в планируемый период следующими его запасами: первый – 120 условных единиц, второй – 100 условных единиц, третий – 80 условных единиц. Этот продукт должен быть перевезен к трем потребителям, потребности которых равны 90, 90 и 120 условных единиц, соответственно.
Обычно начальные условия
Необходимо определить наиболее дешевый вариант перевозок, при этом каждый поставщик должен отправить столько груза, сколько имеется у него в запасе, а каждый потребитель должен получить нужное ему количество продукции.
Сформулируем ЗЛП:
| |||
|
| ||
xij ≥ 0, ( |
|
3. Геометрический (графический) метод решения задач ЛП
Если система ограничений задачи линейного программирования представлена в виде системы линейных неравенств с двумя переменными, то такая задача может быть решена геометрически. Таким образом, данный метод решения ЗЛП имеет очень узкие рамки применения.
Однако метод представляет большой
интерес с точки зрения выработки
наглядных представлений о
Геометрический (или графический) метод предполагает последовательное выполнение ряда шагов. Ниже представлен порядок решения задачи линейного программирования на основе ее геометрической интерпретации.
1. Сформулировать ЗЛП.
2. Построить на плоскости {х1, х2} прямые, уравнения которых получаются в результате замены в ограничениях знаков неравенств на знаки точных равенств.
3. Найти полуплоскости, определяемые каждым из ограничений задачи.
4. Найти многоугольник решений.
5. Построить прямую c1x1 + c2x2 = h, где h - любое положительное число, желательно такое, чтобы проведенная прямая проходила через многоугольник решений.
6. Перемещать найденную
прямую параллельно самой себе
в направлении увеличения (при
поиске максимума) или
7. Определить координаты точки максимума (минимума) функции и вычислить значение функции в этой точке.
Далее рассмотрим пример
решения ЗЛП графическим
1. Формулировка задачи уже приводилась, здесь нам остается лишь повторить ее:
| |||
|
| ||
x1 ≥ 0, x2 ≥ 0. |
|
2. Теперь построим прямые, соответствующие каждому из функциональных ограничений задачи (см. рисунок 2.1). Эти прямые обозначены на рисунке в виде (1), (2) и (3).
3. Штрихи на прямых
указывают полуплоскости,
4. Область допустимых решений
включает в себя точки, для
которых выполняются все
5. Прямая, соответствующая целевой
функции, на рисунке
6. Прямую передвигаем
7. Осталось вычислить
координаты точки С. Она
Таким образом, для максимизации прибыли компании следует ежедневно выпускать 24 клюшки и 4 набора. Реализация такого плана обеспечит ежедневную прибыль в размере 64 д.е.
4. Пример решения задачи ЛП геометрическим методом
При откорме каждое животное должно получить не менее 10 ед. питательного вещества S1, не менее 15 ед. вещества S2 и не менее 28 вещества S3 . Для составления рациона используют два вида корма. Составить рацион минимальной стоимости.
Питательные вещества |
Количество единиц питательных веществ в 1 кг. корма | |
корм 1 |
корм 2 | |
S1 = 10 |
2 |
1 |
S2 = 15 |
1 |
3 |
S3 = 28 |
2 |
4 |
Стоимость 1 кг. корма |
2 |
5 |
Необходимо найти минимальное значение целевой функции F=2x1+5x2→min, при системе ограничений (исходя из условия):
Построим прямые уравнения, для чего заменим в ограничениях знаки неравенств на точные равенства:
(1) 2x1 + x2 = 10
Точки, через которые проходит прямая:
x1 = 5, x2 = 0 ; x1 = 3, x2 = 4.
(2) x1 + 3x2 = 15
Точки, через которые проходит прямая:
x1 = 0, x2 = 5 ; x1 = 6, x2 = 3.
(3) 2x1 + 4x2 = 28
Точки, через которые проходит прямая:
Информация о работе Решение оптимизационных экономических задач методами линейного программирования