Решение оптимизационных экономических задач методами линейного программирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание

Математика служит людям издавна и успешно. Потребности всей практической деятельности людей, естествознания, техники постоянно ставили и ставят перед математикой новые задачи, стимулируя ее развитие. В свою очередь прогресс в математике делал математические методы более эффективными, расширял сферу их применения и, тем самым, способствовал общему научно-техническому прогрессу и развитию производительных сил. В противовес историческому мифу можно без преувеличения сказать, что мир стоит не на трех китах, а на двух - математике и экономике. Математика - основа всех точных наук, а экономика в двух своих ипостасях - как хозяйственная система и как наука - создает материальные условия для существования людей и помогает им понять «что почем» в окружающей их жизни.

Содержание

Введение
Основная часть
2.1 Общая постановка задачи линейного программирования (ЛП)
2.2 Примеры экономических задач, приводящихся к задачам ЛП
2.3 Геометрический (графический) метод решения задач ЛП
2.4 Пример решения задачи ЛП геометрическим методом
2.5 Симплексный метод решения задач ЛП
2.6 Пример решения задачи ЛП симплексным методом
2.7 Теоремы двойственности и их использование в задачах ЛП
2.8 Пример решения двойственной задачи
2.9 Транспортная задача и ее решение методом потенциалов
2.10 Пример решения транспортной задачи
2.11 Решение задач ЛП с использованием программы «Maple 15»
Заключение
Список литературы
4 стр.
9 стр.
9 стр.
12 стр.
17 стр.
20 стр.
24 стр.
30 стр.
34 стр.
37 стр.
43 стр.
48 стр.
… стр.
… стр.
… стр.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 2.36 Мб (Скачать документ)

y1 = 0, y2 = 7 ; y1 = 4, y2 = 5.

 

Отобразим на графике  найденные нами точки и найдем полуплоскости, определяемые каждым из ограничений задачи:

Пересечением полуплоскостей будет являться область, координаты точек которой удовлетворяют условиям неравенств системы ограничений задачи.

Обозначим границы области многоугольника решений:

Рассмотрим целевую  функцию задачи G = 2y1 + 5y2 → min.

Построим вектор, отвечающий значению функции G = 2y1 + 5y2 = 0. Поскольку нас интересует минимальное решение, следовательно проводим от вектора характеристическую прямую в виде перпендикуляра и двигаем ее до первого касания обозначенной области. На графике она обозначена пунктирной линией.

Область допустимых решений  представляет собой многоугольник.

Характеристическая прямая пересекает область в точке D. Т.к. точка D получена в результате пересечения прямых (3) и (4), то ее координаты удовлетворяют уравнениям следующих прямых:

y1 + 3y2 ≥ 15

2y1+4y2 ≥ 28

Решим систему уравнений:

 

Подставив полученные значения в целевую функцию, получим ответ:

Gmin = 2*12 + 5*1 = 29

Высчитав Gmin мы видим, что оно совпадает с результатом исходной задачи: Gmin = Fmax = 29.

 

в) Найти решение второй задачи, используя  теорему двойственности.

 

Так как y1 и y2 больше нуля, то соответствующие ограничения в исходной  задаче выполняются как строгое равенство:

 

Подставим найденные y1 и y2 в ограничения:

(1) 3*12 + 3*1 > 27 → x1 = 0

(2) 2*12 + 1*1 > 10 → x2 = 0

(3) 1*12 + 3*1 = 15 → x3 ≠0

(4) 2*12 + 4*1 = 28 → x4 ≠0

 

Ограничения двойственной задачи (3) и (4) выполняются как равенства, а (1) и (2) как строгие неравенства. Следовательно, x1 и x2 в оптимальном плане исходной задачи равны нулю. Остается решить ограничения исходной задачи с внесенными поправками и подставить результаты в целевую функцию:

 

Fmax = F(0; 0; 1; 0,5) = 27*0 + 10*0 + 15*1 + 28*0,5 = 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Транспортная задача и ее решение методом потенциалов

 

Классическая транспортная задача является одной из типичных задач линейного программирования, она возникает при планировании наиболее рациональных перевозок грузов.

Пусть имеется m пунктов отправления (ПО): , в которых сосредоточены запасы каких-то однородных грузов в количестве соответственно единиц. Также имеется n пунктов назначения (ПН): , подавших заявки соответственно на единиц груза. Считаем, что сумма всех заявок равна сумме всех запасов (сбалансированная транспортная задача):

Известны стоимости  перевозки единицы груза от каждого пункта отправления до каждого пункта назначения . Считается, что стоимость перевозки нескольких единиц груза пропорциональна их числу. Требуется составить такой план перевозок, чтобы все заявки были выполнены, а общая стоимость всех перевозок минимальна.

Экономико-математическая модель задачи имеет вид задачи линейного  программирования. Обозначим  – количество единиц груза, отправляемого из i-го ПО в j-й ПН . Совокупность чисел ( ) будем называть планом перевозок, а сами величины – перевозками.

Необходимо найти такой  план перевозок ( ), при котором целевая функция (суммарная стоимость перевозок) будет минимальной:

и который удовлетворяет  следующим ограничениям:

1) Суммарное количество  груза, направляемого из каждого  ПО во все ПН должно быть  равно запасу груза в данном  пункте:

 

2) Суммарное количество  груза, доставляемого в каждый  ПН из всех ПО, должно быть  равно заявке, поданной данным  пунктом:

 

3) Условие неотрицательности:

Решение транспортной задачи разбивается на два этапа:

1) определение исходного  опорного решения;

2) построение последовательных  итераций – приближение к оптимальному  решению.

Обычно, для решения  транспортной задачи используют ее табличную  модель, в которой ячейкам поставлены в соответствие перевозки – переменные , при заполнении таблицы задаются значения неизвестных:

 

ПН

ПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение исходного  опорного решения. Существует несколько способов, наиболее популярными являются:

- метод северо-западного  угла,

- метод минимального  элемента,

- метод аппроксимации  Фогеля.

Они перечислены в  порядке усложнения алгоритма, но при  этом получаемое решение, как правило, меньше отличается от оптимального.

В каждом методе на любом шаге в выбранную ячейку ( ) таблицы помещается максимальная допустимая перевозка – минимальное из того, что есть у соответствующего поставщика (ПО) и требуется соответствующему потребителю (ПН) . При этом каждый раз «закрывается» строка таблицы, если у соответствующего поставщика (ПО) больше нет груза, или «закрывается» столбец, если соответствующему потребителю (ПН) больше не надо груза. Методы отличаются лишь способом построения последовательности заполнения ячеек таблицы.

В методе северо-западного угла первой заполняется ячейка (северо-западный угол таблицы), а затем последовательно двигаются вправо и вниз без учета стоимости перевозок. Заполнив ячейку , переходят к заполнению ячейки (вправо), если же в нее нельзя помещать ненулевую перевозку, то переходят к ячейке (вниз) и т.д.

В методе минимального элемента заполнение начинается с ячейки с минимальной стоимостью. Каждый раз переходят к следующей свободной ячейке (расположенной в «незакрытых» сроках и столбцах) с минимальной стоимостью.

 

Метод потенциалов  получения оптимального решения. Получив первый опорный план перевозок, следует проверить его на оптимальность и, если требуется, перейти к новому опорному плану с меньшей стоимостью перевозок. Для этого можно использовать метод потенциалов.

После построения исходного  опорного решения все переменные разбиты на две группы: базисные (заполненные ячейки таблицы) и свободные (пустые, нулевые ячейки таблицы). Сопоставим каждому ПО некоторую величину , которую назовем потенциалом поставщика , а каждому ПН поставим в соответствие число – потенциал потребителя . Совокупность уравнений (где стоимость перевозки из в ), составленных для всех базисных переменных, т.е. для заполненных клеток, содержит неизвестных потенциалов и уравнение. Поэтому одну переменную или можно выбрать произвольно, например, . Значения остальных потенциалов находят из системы однозначно.

Для каждой свободной  клетки вычисляется числовая характеристика – косвенная стоимость: .

Критерий оптимальности плана перевозок:

Для того, чтобы некоторый  опорный план транспортной задачи был оптимальным, необходимо и достаточно, чтобы ему соответствовала система из чисел и , удовлетворяющих условиям:

1) , если (для заполненных клеток),

2) (для свободных клеток).

Т.е. если все косвенные  стоимости неотрицательные, то решение  оптимальное, в противном случае его можно улучшить.

Если данный план перевозок  не оптимальный, то в свободную ячейку, которой соответствует наименьшая отрицательная косвенная стоимость , помещают перевозку l и составляют цикл пересчета (замкнутая ломанная линия, состоящая из горизонтальных и вертикальных отрезков прямых, первая вершина которой находится в свободной ячейке с перевозкой l, а остальные в базисных (заполненных) ячейках). По циклу пересчета восстанавливается баланс, нарушенный ненулевой перевозкой l (см. рис. 6.1)

Значение l определяется как максимально возможное, сохраняющее неотрицательность всех перевозок, т.е. по соотношениям вида .

На рис.1: .

В результате определения l и пересчета перевозок получаем новый опорный план, которые необходимо проверить на оптимальность.

Рис. 1


 

 

Алгоритм применения метода потенциалов:

1) Определить начальный  опорный план, рассчитать стоимость  перевозок.

2) Составить систему  уравнений  для заполненных клеток. При найти потенциалы всех поставщиков и потребителей .

3) Определить косвенные  стоимости свободных ячеек по  формуле: 

4) Если все косвенные  стоимости неотрицательны, то план  перевозок оптимальный.

5) Если есть отрицательные  косвенные стоимости, то в свободную  ячейку с наименьшей отрицательной косвенной стоимостью поместить перевозку l и составить цикл пересчета.

6) Найти максимальное  значение l при условии сохранения неотрицательности всех перевозок, составить новый опорный план, рассчитать стоимость перевозок.

7) Перейти к п.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Пример решения транспортной задачи

 

Исходные  данные приведены в таблице 3, найти  оптимальный план.

Мощность  поставщиков

Мощность  потребителей

12

12

9

12

24

5

4

3

4

21

3

2

5

5

9

1

6

3

2


 

В первую очередь проверим, является ли данная модель закрытой. Для этого сравним суммарные мощности поставщиков и потребителей:

24 + 21 + 9 = 54 – суммарные запасы.

12 + 12 + 9 + 12 = 45 – суммарные  запросы.

54 > 45 – имеется избыток груза.

Т.е. суммарная мощность поставщиков больше суммарной мощности потребителей, а значит модель является открытой.

Теперь нам нужно  свести модель к закрытой – для  этого введем фиктивного потребителя  с мощностью 54 – 45 = 9. И только теперь можно приступать к определению  оптимального плана методом наименьших потенциалов.

По этому методу выбирается клетка с минимальным тарифом, и  в нее вписывается максимально  возможная поставка. В результате либо полностью будет удовлетворена  чья-то потребность, либо полностью  вывезен чей-то груз; тогда соответствующий потребитель или поставщик выбывает. Продолжая такое рассмотрение – переходим к опорному (начальному) плану перевозок. Наш опорный план будет выглядеть так:

 

 

 

Мощность  поставщиков

Мощность  потребителей

12

12

9

12

9 (Ф.)

24

5

4

   9          3

  12          4

     3          10

U1 = 0

21

3           3

12          2

5

5

       6          10

U2 = 0

9

 9          1

6

3

2

10

U3 = 2

V1 = 3

V2 = 2

V3 = 3

V4 = 4

V5 = 10


 

Теперь нам предстоит  проверить оптимальность рассматриваемого плана перевозок. Для этого введем потенциалы Ui для поставщиков и Vj - для покупателей. Эти потенциалы подбираются таким образом, чтобы для каждой заполненной клетки таблицы выполнялось равенство: Vj = Ui + Cij

Информация о работе Решение оптимизационных экономических задач методами линейного программирования