Управление аналитической работой в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание

Для российских банков в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения собственных эффективных методов анализа, прежде всего, финансового состояния банков, соответствующих условиям местных рынков. Успешное развитие и надежность банка сегодня во многом зависят от постановки аналитической работы, позволяющей давать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности, выявлять сильные и слабые стороны банка, определять стратегии роста и конкретные пути решения возникающих проблем.

Содержание

Введение 3
1. Назначение и виды аналитической работы в банке 5
1.1.Место аналитической работы в системе банковского менеджмента 5
1.2. Цели и задачи анализа 9
1.3. Виды анализа 12
2. Управление аналитической работой в банке 14
2.1. Направления аналитической работы в банке 14
2.2. Организация аналитической работы в банке 19
2.3. Приемы и методы анализа 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

15_управление аналитической работой в банке.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание 
 
 

 

Введение

 

      Развитие  рыночных отношений в России планомерно ведет отечественный бизнес к интеграции в мировую экономику. Финансовый рынок не является исключением. Развитие банковской системы в нашей стране привело к появлению большого количества коммерческих банков.

      Быстрый процесс развития банковской сферы  привел к тому, что предложение банковских услуг превысило необходимый для российского общества уровень спроса на них. Это, в свою очередь, создало условия для возникновения конкуренции в отдельных секторах банковской деятельности. К тому же необходимо учесть специфические черты банковского дела в России. В отличие от зарубежных, российские банки находятся в особых условиях, специфику которых можно определить следующим образом: изменчивость организационной структуры банков, связанная с их стремительным и продолжающимся развитием; существование специфических правил бухгалтерского учета в России и их отличие от международных стандартов; низкое и медленно меняющееся качество работы системы РКЦ (расчетно-кассовых центров) Центрального Банка РФ, к которому, тем не менее, необходимо приспосабливаться.

      Поэтому одной из важных проблем в сфере банковской деятельности выступает проблема выживания в условиях обострившейся конкурентной борьбы. Выиграть в ней может тот банк, который сумеет организовать свою деятельность наиболее эффективным образом. Если он учтет всю совокупность влияющих факторов, начиная от действующих в обществе закономерностей и реалий, специфичных для текущего момента и общей ситуации в стране, и заканчивая ориентацией на самые передовые технологии, разработанные в различных предметных областях. Наряду с надежностью и стабильностью банка в качестве одного из важнейших условий выживания банков при растущей конкуренции на первый план выходит качество обслуживания и расширение круга предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, требует решения целого ряда частных задач. К числу основных задач, стоящих перед российскими банками, можно отнести: повышение эффективности обработки платежного документооборота, реализация системы валютной бухгалтерии, сложная аналитическая обработка финансовой информации с последующим принятием обоснованных решений по управлению ресурсами, обеспечение составления отчетности, подготовка документов, анализа, планирования и контроля деятельности банка; создание механизма быстрого реагирования на изменение ситуации (в экономике, политике, законодательстве, банковском секторе, собственной деятельности); распространение необходимых знаний среди сотрудников банка и повышение уровня их профессиональной подготовки; проблемы, связанные с увеличением численности персонала, появлением у банков новых зданий и т. д. Совершенно очевидно, что решить перечисленные задачи может лишь эффективный менеджмент.

      Для российских банков в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения собственных эффективных методов анализа, прежде всего, финансового состояния банков, соответствующих условиям местных рынков. Успешное развитие и надежность банка сегодня во многом зависят от постановки аналитической работы, позволяющей давать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности, выявлять сильные и слабые стороны банка, определять стратегии роста и конкретные пути решения возникающих проблем.

 

1. Назначение  и виды аналитической  работы в банке

1.1.Место аналитической работы в системе банковского менеджмента

      Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий, организаций и их структурных внутренних подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

      Деятельность  коммерческого банка проходит на фоне постоянно изменяющейся общеэкономической, а также социально-политической ситуации, изменений состояния финансового рынка, которые в разной мере оказывают влияние на финансовую устойчивость кредитной организации. В связи с этим основное внимание коммерческого банка должно быть сосредоточено на организационно-экономических мероприятиях (реинжиниринг бизнес-процессов банка), комплексной оценке финансово-экономической политики банка (управление денежными потоками и традиционными банковскими рисками), на совершенствовании информационно-аналитического обеспечения и банковских финансовых технологий (информационно-аналитическое и фукционально-технологическое обеспечение). Поэтому далее речь пойдет о банковском менеджменте, который призван обеспечивать устойчивую деятельность банка.

      Банковский  менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, управлением маркетинговой деятельностью, а также управление персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, банковский менеджмент - это управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

      Разделение  банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в банке.

      Среди задач банковского менеджмента: банковская политика, банковский маркетинг, формирование клиентской базы и других, - нас особо интересуют следующие две. Это информационно-аналитическое обеспечение и экономика и финансы. Они включают обработку первичной информации, обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценку степени выполнения программы банка1.

      Для реализации задач банковский менеджмент должен представлять собой единую систему, и как любая система управления выполнять ряд функций.

      Функция управления - это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции управления классифицируются на общие, или главные функции, отражающие содержание самого процесса управления, и специфические функции, отражающие различные объекты управления. Взаимосвязь общих и специфических функций управления состоит в том, что общие функции не могут осуществляться сами по себе, без приложения к какому-либо объекту управления, а любая специфическая функция управления каким-либо объектом может быть осуществлена только с помощью общих функций.

      Общие, главные функции экономического управления, или, как их иногда называют основные функции экономической деятельности, можно определить так:

      информационное  обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических  явлениях и процессах);

      анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев);

      планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы);

      организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования ресурсов экономической системы);

      контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений).

      Первые две общие функции отражают как бы технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Само принятие решений осуществляется в виде функций управления, отражающих временные этапы управления: планирования, организации управления и контроля. Следовательно, экономический анализ и другие виды управленческой деятельности, отражающие первую функцию (бухгалтерский учет, статистика), являются такими функциями управления, которые имманентно присущи всем другим общим и специфическим функциям управления.

      Таким образом, анализ играет важную роль в системе управления и тесно связан со всеми функциями управления. Он призван, с одной стороны, определить экономическую эффективность деятельности за отчетный период (или установленный изучаемый период), достижение поставленных целей. С другой - определить возможные направления развития этой деятельности на текущий и перспективный периоды с точки зрения обеспеченности необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.

      Поскольку маркетинг и планирование являются исходными пунктами управленческого цикла, анализ направлен на обеспечение необходимой информацией прежде всего этих функций.

      Большую роль играет анализ информации в процессе текущей оперативной деятельности фирмы, поскольку является исходной базой для принятия управленческих решений, направленных на осуществление контроля, выявление и ликвидацию отклонений от выполнения поставленных целей в процессе деятельности.

      Такой анализ позволяет проводить проверку выполнения управленческих решений, соблюдение установленных нормативов и условий работы. Анализ хозяйственной деятельности формирует информацию обратной связи в системе управления. Кроме того, экономический анализ - это не только функция, но и определенная система мышления, которая требует определенных научных подходов, разработки методов обработки информации, умения сформулировать правильные выводы на основе анализируемых показателей, дать рекомендации управленческому аппарату по вопросам повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.

      Полнота экономического анализа зависит  от наличия информационной базы, от уровня ведения учета и отчетности, достоверности анализируемых показателей, использования компьютерной техники как при ведении отчетности, так и в процессе проведения анализа. Он призван дать управляющим необходимый аналитический материал для принятия управленческих решений. Поэтому каждый средний и даже мелкий банк призван иметь свою аналитическую службу, которая собирает, обобщает информацию, выделяет закономерности и на этой базе прогнозирует различные тенденции.

1.2. Цели и задачи анализа

 

     Анализ  сопровождает все стадии деятельности банка: планированием оперативную  деятельность, контроль, оценку результатов  и эффективности деятельности. Качество планирования напрямую связано с анализом деятельности банка в предшествующие периоды. Управленческие решения, принятые без учета сложившейся в банке и на рынке реальной обстановки, могут носить ошибочный, неадекватный характер. Получение необходимой информации для принятия управленческих решений является задачей оперативного анализа. Оценить эффективность использования средств, прибыльность отдельных операций, качество работы сотрудников помогают приемы и инструменты анализа.

     Аналитическая работа в банке ведется как в целом по банку, так и в разрезе отдельных банковских структур, отдельных операций.

     В условиях административной системы  управления анализ носили в основном ретроспективный характер. В современных  условиях анализ в банковской деятельности является прежде всего основой для планирования последующих действий и решений2.

     Целью аналитической работы является обеспечение бесперебойной деятельности банка, его безубыточности, т.е. получение дохода в объеме, позволяющем покрыть расходы на содержание аппаратам управления, содержание зданий и сооружений, банковской техники, возмещение затрат на оплату привлеченных ресурсов и т.п. Эти цели можно назвать минимальными. Но кроме этого банковская аналитика ставит перед собой цель повышения экономической эффективности деятельности банка, улучшения его конкурентоспособности, внешнего имиджа, снижения и ограничения рисков банковской деятельности.    

     Особую  важность анализ приобретает в условиях обострившейся конкуренции, усиления контроля со стороны государственных органов, стремления банков соответствовать международным стандартам банковской деятельности.

Информация о работе Управление аналитической работой в банке